Форум » Природа, походы » Сплав ... (продолжение) » Ответить

Сплав ... (продолжение)

Ханай: Несколько лет подряд мы с друзьями каждое лето практикуем такую забавную штуку - сплав по рекам на катамаранах… Скажем так - это очень хорошее мероприятие для проверки состояния своего сознания…на сплаве есть очень большие шансы увидеть мир по новому, осознать то, что в обычной жизни для нас зачастую остается за кадром… Хорошее приключение, которое может привести к крушению некоторых стереотипов, мешающих нам прийти к состоянию безусловной свободы… Думаю, на двух стереотипных моделях сознания нужно остановится подробнее для того, чтобы было понятнее, о чем идет речь… 1.Большинство людей живут так, как будто никогда не умрут… И хотя зачастую мы наблюдаем смерть, которая приходит к кому-то из окружающих, мы почти всегда уверены, что сегодня умрет кто-то другой, а с нами это произойдет когда-нибудь, но только не сегодня… 2.Мы уверены, что все контролируем. Когда же ситуация выходит из под контроля, чаще всего мы к этому не готовы … В обычной повседневной жизни эти две стереотипные модели сознания не приносят нам особых беспокойств. Более того, они создают иллюзию внутреннего комфорта. Для человека не ищущего, не обремененного идеями богоискательства или самопознания, их наличие очень даже необходимо, иначе вся система психики может перейти в фазу маниакальных страхов и тотальной неуверенности, а это, согласитесь, ни к чему хорошему не ведет и, в общем-то, не особо радостная жизнь станет совсем невыносимой… Интересные вещи происходят в тот момент, когда человек попадает в ситуацию, в которой он оказывается на грани жизни и смерти…. Смерть, как момент безусловной искренности, легко открывает нашу истинную природу, сбрасывая все ненастоящее, приобретенное за время жизни в иллюзиях социума. Но происходит это только, если нам удастся не впасть в истерику из-за крушения двух выше обозначенных моделей сознания… Сплав по серьезным рекам, в этом плане,- уникальное мероприятие. Особенно когда ваш катамаран переворачивается в одной из бочек…где-нибудь в середине пути…вы выплыли, несколько раз чуть не захлебнувшись… и, о чудо - приобрели ясное осознание: ваш катамаран, который казался вам до оверкиля абсолютно надежным и устойчивым судном, на самом деле всего лишь маленькая щепка в руках стихии…и жизнь ваша могла прерваться вне зависимости от вашего желания и безуспешных попыток все держать под контролем… На реке Ципа с нами произошел как раз такой случай…огромная "бочка" в ряду нескольких крупных порогов…оверкиль…борьба за жизнь…а вечером, у костра - чудесная возможность для медитации… Давно известно, что сознание обычного человека пребывает или в перспективе, т.е. в будущем, или в ретроспективе, т.е. в прошлом. Оба этих варианта, в контексте оверкиля, создают условия для появления страха и неуверенности. И все бы ничего, НО…впереди еще несколько дней порогов, "бочек" и последние, самое интересное испытание - 119 порог, с огромным "котлом" посередине, порог, который по международной классификации имеет 5 категорию сложности… Да-а-а, здесь есть о чем подумать…особенно, если большая часть команды - новички… Забавно, что, когда непосредственная угроза жизни миновала, и вы остаетесь один на один с собой, сознание, как в прежние годы, может начать метятся между прошлым и будущим. Многолетняя наработка покоя «здесь и сейчас» может оказаться взломанной суровой рекой…и здесь ясно просматриваются два дальнейших пути. Один - в мир страха и маниакальной осторожности, другой - в нечто новое, которое я обозначил, как тотальное принятие, принятие Вышнего, принятие Гуру, и принятие реки, как одного из своих наставников. В первом случае вас ждет тоска, угнетенная страхом воля и, почти наверняка, неадекватность действий и принятия решений. Не зря говорят, что страх - плохой советчик... Во втором – Вышний, легко и свободно ведущий данную вам жизнь по одному Ему ведомому Пути; Гуру, пребывающий в сердце, как чувство безусловной радости; и Река, теперь уже, как живое одухотворенное существо - Наставник обучающий принятию и благодарности… В моем случае некоторый опыт духовной практики и милость Гуру сделали свое дело, выбор был не труден, и все последующие дни сплава сознание, войдя в состояние интенсивной динамической медитации, пребывало в состоянии покоя и радости…влекомое бесконечным потоком силы, и исполненное восторгом и благодарностью… Интересно, что когда сплав закончился, та спонтанная долговременная медитация, которая за время сплава стала отчасти привычной, в какой-то момент начала терять свою интенсивность, хотя где-то в глубине сердца она продолжает жить и ждать своего часа… Вот такое забавное это мероприятие – сплав. Мои друзья - альпинисты рассказывали, что в горах, во время восхождения происходит нечто подобное, тоже самое бывало и с бегунами на Беге Дружбы…а в целом жизнь дает нам огромное количество возможностей для получения необычных опытов выводящих из рутины повседневности, и для этого не всегда обязательно лезть в горы или идти на сплав, важно лишь быть бдительными и не пройти мимо…ОМ ТАТ САТ!!!

Ответов - 109, стр: 1 2 3 All

Еше Нинбо: С.Папуш. Сплав по очень сложным рекам на байдарках С.Папуш. Сплав по очень сложным рекам на байдарках Мастерство и подготовка участников. Инвентарь. Обеспечение безопасности. Итог. Сложный сплав на байдарках осуществляется чаще всего по рекам, пройденным на более мощных судах. Смысл таких походов состоит не только (а иногда и не столько) в чисто туристском прохождении реки, но и в преодолении порогов высокой сложности именно на байдарке. Вопрос здесь не в том, какую выбрать реку (или участок ее) для прохождения на байдарке (естественно, чтобы такой сплав учитывал возможности байдарки). Особенно характерна в этом плане река Башкаус на Алтае. Впервые о ней поведал туристам "Ветер странствий" в 1972 г. Сложность Башкауса в то время казалась фантастической, хотя группа Н. Телегина прошла на плотах только верхнее и нижнее течение. Разговор о байдарках на этой реке не мог даже зайти в то время. В последующие годы Башкаус был пройден полностью, вместе с нижним ущельем - сложнейшим многокилометровым каскадом с уклонами до 24 м/км и расходами порядка 100 куб. м/сек, со слаборазработанным, заваленным крупными скальными обломками руслу и некомфортными условиями по берегам - скальные стены или крупноглыбовые осыпи. Сегодня река пройдена и известна. Однако и сейчас прохождение ее остается престижным для любой плотовой группы, особенно в высокую воду, - своего рода эталоном мастерства и туристской зрелости. И на такую реку уже давно замахнулись байдарочники. Попыток прохождения ее известно немного - все они сделаны высококвалифицированными группами. 1974 г. Москвичи прошли Башкаус от верховьев до поселка Усть-Улаган (т. е. только верхнее течение) на плоту, ЛАСе и байдарке (последней удалось пройти часть сложных препятствий верхнего Башкауса). Через две недели туристы из Тулы - четыре байдарки - продвинулись еще дальше, до реки Тускуль, и впервые дошли до нижнего ущелья (правда, на верхнем Башкаусе были обносы). Оба сплава были совершены в очень малую воду, когда река существенно теряет силу. Группа на трех байдарках из Москвы повторила успех туляков в 1977 году, но в более высокую воду. Впервые были пройдены сложные препятствия верхнего Башкауса - первый каньон, порог "Водопадный". В Саратанском каньоне - кульминация верхнего Башкауса произошел групповой переворот при сплаве, в результате каньон был пройден лишь на половину. 1978 г. Группа из Москвы специально готовилась к новому походу, ее состав был увеличен до 12 человек и шел на двух черырехместных катамаранах и двух байдарках. Вода в реке в тот год превышала уровень предшествовавших лет, когда совершались плотовые походы. Мы прошли верхний и средний Башкаус без обносов. Нижнее ущелье удалось пройти примерно до середины, до места, где новый подъем воды и соответственно увеличение расхода заставили нас отступить. На пройденном участке нижнего Башкауса байдарки преодалели серьезнейшие пороги: "Безлюдный", "Мельница", "Камикадзе", были обнесены "Баррикадный", "Крутой", "Ключевой". В 1981 году ленинградцы (катамаранная группа увеличена до трех единиц, плюс две одноместные байдарки) по такой же примерно, что и в 1978 году, воде прошли без обносов верхний и средний Башкаус; в нижнем ущелье уровень воды не поднимался, что позволило дойти до устья, - правда, только на катамаранах; байдарки закончили сплав в том же месте, что и экипажи 1978 года. Такова история байдарочного сплава по Башкаусу: 8 лет, пять групп, и река пока не пройдена. Каковы же выводы, прогнозы дальнейших прохождений? Как полагают специалисты, нижнее ущелье, безусловно, интересный объект для байдарочных судов. Вопрос целесообразности таких прохождений решается в зависимости от уровня воды. В малую и среднюю воду река доступна для байдарок, возможно обеспечение безопасности. В более высокую воду (нижней границей ее можно считать уровень 1978 и 1981 гг. ) сплвляться не следует. Река при уклонах до 24 м/км и расходе до 200 куб. м/сек представляет собой поток, в котором трудно обеспечить безопасность. Кроме того - неоднородность струи, а пенные образования по своим размерам одного порядка с размерами байдарки и оказывают на последнюю воздействие, превышающее возможности экипажа бороться с ними в иаких условиях. В малую же и среднюю воду, напротив, река проходима подготовленными группами. Рекомендуется, однако, обнос 6-8 порогов в Нижнем ущелье ("Баррикадный" - вход в порог; "Крутой; "Ключевой" - 1-я ступень; "Капкан" - "Мясорубка"; "Семейный" - "Упрямый; "Тесный" - "Калибр"). При увеличении уровня воды этот перечень может увеличиваться (вплоть до ухода группы с маршрута). Прогресс в освоении горных участков достигнут в последнее время в связи с новым подходом и существенными достижениями в следующих основных составных частях подготовки путешествия: мастерстве и подготовке участников, инвентаре, обеспечении безопасности. Рассмотрим эти проблемы по порядку. Мастерство и подготовка участников. Подготовка спортсменов к сложным походам мыслится в настоящее время на основе серьезной слаломной подготовки. Именно освоение туристами техники гребного слалома в первую очередь расширило их возможности и позволило пройти такие реки, как Башкаус, Чулышман, Шахдара, Ойгаинг-Пскем, Аварское и Андийское Койсу. Тренировки на гребном слаломе осуществляются на байдарках на бурной реке. Спортсмен учится свободно чувствовать себя на легкой маленькой лодке в мощном потоке, и решать задачи по преодолению слаломной трассы, сходные с прохождением сложного порога. Туристу, на наш взгляд, необходимо владение слаломом на уровне I-го спортивного разряда. Примерно такую подготовку имели байдарочники всех перечисленных групп на Башкаусе. В гребном слаломе используются три вида судов: байдарка и каноэ одиночки, каноэ-двойка. Разумно, чтобы в гребном слаломе, байдарочники-туристы гребли на байдарках, а те, кто гребет канойным веслом (например, катамаранщики), - на каноэ. Инвентарь. Вопрос об использовании техники гребного слалома вплотную подводит нас к проблеме инвентаря в водном походе. Действительно, применение слаломных приемов на судах "Салют", "RZ-85", "Луч", "Ладога", "Нептун", "Таймень" (одним словом, на любых байдарках, предлагаемых промышленностью, кроме, наверное, "Катрана") затруднено, а в полном объеме и невозможно. Слабое конструктивное решение этих байдарок делает их чрезмерно уязвимыми от ударов о камни и воздействия водного потока. В настоящее время имеются конструкции байдарок, вполне отвечеющие требованиям, предъявляемым к судам такого класса. Их обводы похожи на обводы слаломных байдарок и каноэ. При весе 15-20 кг (против 40-50 кг у "промышленных" байдарок с учетом необходимых переделок) они практически не боятся ударов о камни и требуют в походе минимального ремонта. Байдарки этого семейства заложили П. Добрынин и К. Подъяпольский. Сейчас эти байдарки широко известны, хотя изготовляются в основном самодеятельным способом (промышленный вариант ЗИЛовская КНБ "Катран"). Стеклопластиковые суда в сложном походе не менее, если не более, перспективны. По всем качествам, особенно в плане использования слаломной техники, они существенно превосходят разборные суда. Даже вопрос с поломками и ремонтом решается проще со стеклопластиковой лодкой. Изготовить ее также гораздо проще, чем разборную. Сложна лишь доставка судна к месту сплава. Однако, когда речь идет о суперпоходе (вроде Башкауса), с многолетней подготовкой и концентрацией усилий большого коллектива, вряд ли доставка окажется определяющей. В более простых путешествиях, где подходы сопряжены со слишком большими трудностями, а спортивный сплав не является основной целью, следует предпочесть разборные конструкции. Вот какие суда использовались на Башкаусе: 1974 г.: "Салют" и "RZ-85"; 1976 г.: "RZ-85" (в обоих случаях переделанные); 1978 г.: КНБ; 1981 г.: стеклопластиковые конструкции. Сейчас непременное условие сложного похода на байдарках - включать в группу судов катамараны. Четырехместный катамаран- великолепное судно, способное проходить сложные каскады; оно имеет наибольшую по сравнению с другими судами в этой "весовой категории" скорость и может быть эффективно использовано в целях обеспечения безопасности. Канойная гребля при условии "коленной" стойки позволяет использовать весь арсенал слаломных приемов (кроме накренения судна), что расширяет возможности экипажа. Каноническим, пригодным в самых разных походах следует считать четырехместный катамаран, с диаметром баллонов 50-60 см и размерами 5 Х 2 м. Изготовлен он должен быть из легких прочных современных материалов, каркас дюралевый (в простых походах с большой пешей частью его можно делать из местных деревянных материалов). Такой катамаран получил в последние годы широкое распространение. Все остальные гребные надувные суда с экипажем более 2 человек (большие надувные лодки, катамараны с другим числом экипажа, маленькие или слишком большие, с одной или двумя гребями) существенно уступают ему и постепенно вымирают в процессе туристской эволюции. Вопросы снаряжения водника касаются лагерного инвентаря, палаток, спальных мешков, личного снаряжения, состава и веса продуктов питания. Здесь нет смысла на них останавливаться. Отметим лишь, что водный туризм весьма разумно заимствовал достижения в разработке этих проблем из горного и пешего туризма. Применение новых синтетических материалов при изготовлении рюкзаков, палаток, спальных мешков, одежды, использование сублимированных продуктов существенно повышают качество снаряжения, снижают его вес и расширяют возможности групп при пеших переходах, волоках и, что особенно важно, при сплаве. Обеспечение безопасности. Эта проблема стоит на первом месте в любом водном походе. Успешное решение первых двух проблем уже само по себе повышает безопасность любго похода. Действительно, регулярные тренировки на воде и повышение спортивного мастерства, привычка к бурному потоку, хороший инвентарь снижают вероятность аварии. В последние годы решающим фактором считают наличие нижней страховки, осуществляемой мощным спасательным судном. Наиболее подходящим являются четырехместный катамаран, о качествах которого говорилось выше. Имея высокую скорость, остойчивость и жизнеспособность, один в состоянии выловить человека в мощном потоке. На препятствиях, где такой катамаран не может страховать, страховка практически невозможна. Характерно, что к помощи катамаранов прибегают теперь не только группы со слаломными средствами сплава, но и плотовые. Яркий пример тому - выдающееся достижение 1979 г. - прохождение реки Чулышман с первопрохождением каскада "Каша" и отдельных порогов Язулинского каньона. Основным "проходящим" судном в этих группах служил плот, а на наиболее сложных участках была организована страховка катамараном. Итог. Таким образом, группа для прохождения сложного (типа Нижнее ущелье Башкауса) маршрута на байдарках - слаломных судах должна состоять из четырехместных катамаранов и этих слаломных судов. При соответствующих условиях возможна береговая группа медицинского и кинофотообеспечения. Катамаранов в группе должно быть не менее двух. Это необходимо для страховки самих катамаранов. В сложнейших случаях один катамаран можно обносить до прохождения первого судна. Состав слаломной группы может быть разнообразным, в зависимости от квалификации и специализации спортсменов, входящих в группу, и в любом случае должен насчитывать не менее 12 человек. Меньшая группа не в состоянии справиться со сложными порогами, и прежде всего с организацией страховки. Ведь 4 человека осуществляют страховку с воды катамараном, 2-4 челевека - береговую страховку и не менее 2 человек - съемку прохождения; итого 8-10 человек обеспечивают прохождение препятствия одним экипажем. Опыт показывает, что группы экстракласса имеют сейчас в своем составе 12-20 человек. Естественно, при этом резко усложняются взаимодействие и связь различных звеньев (страховки, кино-фото, сплавных экипажей, медицинского обеспечения) при прохождении препятствий. Не случайно стараются использовать для связи малогабаритные рации. Группа должна составлять монолитный коллектив, дружно и быстро реагирующий на изменение условий, и в случае аварии мгновенно использовать все имеющиеся в распоряжении средства для ее ликвидации. Психологически река для такой группы - как вершина для альпиниста, которую можно покорить только сплоченными усилиями. Создание такого коллектива единомышленников, может быть, самая трудная задача, но только решив ее, можно рассчитывать на успех.

Еше Нинбо: И в заключении лекции С.Папуша смотрите увлекательный документальный фильм с его участием: "Хроника трагедии на реке Юрункаш": http://video.mail.ru/inbox/ponomaryov/3856/3926.html

Еше Нинбо:


Еше Нинбо: Сергей Папуш: "Чем мощнее, чем сложнее, чем опаснее река, тем интереснее и лучше. Это исследование. И оно продолжалось всё время и сейчас вот оно дошло до реки Юрункаш. Сергей Черник и его друзья они были первопроходцами на этой реке".

Аркаим: У меня такое ощущение возникло после просмотра фильма, что катамараны у них слишком большие и неповоротливые для такой реки...

Еше Нинбо: Это был сплав по Памиру. Съёмок Юрункаша практически в фильме нет. Сплав Группы Черника по Памиру в 2006 году. Скачать с торрента: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=624958 Чтобы скачать этот фильм вначале нужно загрузить вот эту программу utorrent, с помощью которой можно будет скачать торрент-файлы: http://www3.utorrent.com/intl/ru/downloads

Еше Нинбо: Мне кажется, что в этом фильме С.Папуш не хочет признать свои ошибки и ошибки С.Черника и выдаёт гибель команды как героический поступок, а не как ошибку. На такую реку нельзя была идти сплавляться. С.Черник был чересчур самоуверен (за плечами 70 походов, больше половины которых 6 категории сложности) и повёл ребят на гибель.

everything: Хотелось бы привести две интересные статьи и обратить внимание на предложение об использовании водяного паруса для вывода катамарана из держащей бочки: «Замечание относительно средств обеспечения безопасности на воде. Лет двадцать пять назад мы в состав оборудования катамарана включили водяной парус, применение которого в мощных «бочках» может оказаться единственным средством быстрого выхода из «бочки», то есть средством спасения. Не претендуя на авторство идеи, замечу, что такое, например, извиняюсь за выражение «средство сплава», как «Бублик», вообще не способно проходить «бочки» без применения водяного паруса. Полагаю, что наличие двух водяных парусов на катамаране надо ввести в Правила и это требование должно быть не менее жестким, чем требование наличия у каждого члена группы спасжилета». Кроме всего прочего водяной парус может ускорять движение катамарана. Вот здесь можно прочитать о том, что такое водяной парус и посмотреть его фотографии: http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=snar&Number=315160&page=0&view=collapsed&sb=5&part=all Итак, вот первая статья: «Уважаемые водники! Я получил информацию о походе (первопрохождении!) Юрункаша всего лишь из телевизионных передач, но для меня, очень короткое время моей молодости, имеющего некоторое отношение к водному туризму, ее совершенно достаточно для выводов, которые просто необходимо сделать из этой чудовищной ошибки. К огромному сожалению, аналогичных или даже более страшных ошибок было совершено очень много, но они не получали такого широкого освещения, так как ни МЧС ни правительство на них не реагировали. Просто, в лучшем случае, погибшие тихо транспортировались остатками деморализованной группы домой, в худшем случае «ровесника гонит под камни вода». Напоминая всем сведущим об этом, я ни в коем случае не призываю к превращению водного туризма в некое заорганизованное и официальное мероприятие, каковым он начинает выглядеть в сообщениях некоторых участников Московской конференции. Я всего лишь пытаюсь обратить внимание на крайнюю серьезность этого массового явления (гибели ребят) и важность выводов, необходимых сегодняшним участникам экстремальных путешествий. Судя по информации сайта Белая Вода, конференция все-таки рассмотрела большинство важнейших моментов, о которых нужно просто кричать. Тем не менее, некоторые лица «не считают целесообразным» и не ставят вопрос «чтобы официально рекомендовать…» и т.п. Удивительно видеть в сообщениях сайта какие-то «требования». Неужели кто-то чего-то требовал? Если человек захотел себя испытать в экстремальных условиях, он это сделает несмотря ни на что. Другое дело, когда он получает на это разрешение от кого-то. Тогда последующая трагедия остается также на совести разрешающих официальных лиц. Но я, опять же, не собираюсь никого обвинять. Мы все виноваты перед теми, кого сегодня с нами нет. На мой взгляд, важнейшие моменты, звучащие на конференции, необходимо довести до сознания как опытных, так и неопытных водников: - Нельзя (я обязан употребить это слово) совершать первопрохождение высшей категории сложности менее, чем тремя полными экипажами (на Юрункаше их было только полтора!) - Нельзя катамаран-двойку, такой конструкции, брать на высокие категории сложности подобных плотовых рек - Нельзя проходить пороги (ЛЮБЫЕ!) без их предварительного просмотра, выбора линии прохода и организации надежной страховки - Первопрохождения высших категорий ничуть не проще первовосхождений, где обязательно присутствует базовый лагерь и надежная связь. Уважаемые официальные лица и комиссии, Вы совершенно правы. Никто Вас не будет слушать и пойдет на риск. Вы правы, говоря, что это проблема психологии. Но сегодня нужно просто всем показать, те моменты, которые могли бы снизить риск гибели прекрасных ребят. Краткая и точная оценка событий дана одним из выживших участников похода: «Зашли за грань!». Конечно же, грань допустимого риска у каждого своя. Мастера и чемпионы водного туризма могут позволять себе пренебрегать мерами безопасности, рассчитанными на новичков. Тем не менее, как показывает опыт, независимо от квалификации эту «грань» острее чувствуют те, кто хотя бы однажды стоял на краю. Но, нередко, ребята набирают высокое техническое и спортивное «мастерство» на сложных, но относительно благополучных прохождениях. Не встретив ни разу «горбатую с косой» мы независимо от возраста и жизненного опыта бываем неоправданно беспечны. Дорогие друзья, не обращайте внимания на ненужную склоку, а просто старайтесь избегать и не повторять роковых ошибок! А, вообще, «ни к кому претензий не имею: каждый выбирает по себе». Бывший водник-недоучка Тушинской школы водного туризма, которая очень многих научила выживать, не надеясь на МЧС. Статья вторая О безопасности водных походов/ некоторые соображения в связи с Конференцией по безопасности, проведенной в городском клубе туристов 28.01.2008/. Автор: Веткин Владимир Приведенные ниже соображения относятся в первую очередь к первопрохож-дениям водных маршрутов в горных районах, то есть к маршрутам, потенциально содержащим как сложные и опасные водные препятствия, так и береговую обстановку, создающую существенные сложности при осмотре реки и при аварийном выходе с маршрута, хотя некоторые из соображений можно отнести к любым маршрутам. 1. В связи с тем, что условия, в которых находится группа, совершающая первопрохождение любого потенциально сложного маршрута, качественно отличаются от условий прохождения пусть и очень сложного, но кем-то более или менее грамотно описанного маршрута, предлагаю все потенциально сложные первопрохождения /уровня 5 к.с. и выше/ выделить в отдельный класс маршрутов – «Первопрохождения». 2. Для маршрутов класса «Первопрохождения» необходимо разработать отдельные «Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий», учитывающие специфику прохождения таких маршрутов. 3. Разработать и пытаться реализовать ряд мер, способствующих повышению уровня безопасности водных походов и зависящих от различных сторонних организаций. Пояснения к данным предложениям: 1. За последние годы в области обеспеченности туристов качественным картографическим материалом, а также средствами ориентирования в пространстве и средствами связи произошли кардинальные перемены в лучшую сторону. Это, безусловно, заметно облегчило тактическую проработку будущего маршрута, возможность с точность до метров фиксировать свое местоположение, а при составлении описаний давать точные координаты препятствий, стоянок и других важных объектов, а также обеспечивать связь не только между частями тургруппы, но и между группой и спасательным центром и т. д. Наличие хороших карт, а иногда и космических снимков местности облегчили проблему заочного изучения того или иного района Земли и выбора нового маршрута. Это привело к усилению активности любителей первопрохождений не только у себя в стране, но и за ее пределами. Важно осознать, что за последние десятилетия существенно возросла техническая сложность и опасность многих новых маршрутов. Если еще сравнительно недавно Каа-Хем /Саяны/ был эталоном сложной и опасной реки, то на фоне маршрутов, пройденных за последние годы, он теперь воспринимается как безобидная речка, на которой несчастный случай может произойти только в группе, не имеющей никаких знаний и опыта и, при этом, еще и нагло пренебрегающей элементарными правилами безопасности /например, отсутствие спасжилетов и т. п./. И здесь важно отметить, что при столь существенно возросшей сложности и опасности осваиваемых маршрутов уровень технической оснащенности /суда, их оборудование, снаряжение участников для водной и пешей или горной части/, уровень технической подготовки экипажей и отдельных участников, уровень тактической подготовки руководителей и группы в целом, а также средства и методы обеспечения безопасности практически остаются такими же, как и двадцать лет назад. И то, замечание «остаются такими же» относится, как правило, к тем наиболее опытным туристам, которые в свое время учились в школах СТП, ВТП и ВИП и сумели передать свои знания и навыки товарищам по группе. Практически полное отсутствие в современной России системы подготовки кадров в спортивном туризме привело, как я полагаю, к снижению среднего уровня подготовки современного туриста по сравнению с уровнем 70-тых – 90-тых годов прошлого века. Существенный разрыв между возросшим уровнем сложности и опасности открываемых маршрутов и неизменным,- а, скорее, снизившимся, - уровнем подготовки туристов – это и есть один из факторов, который требует пересмотра Правил проведения походов в части, касающейся первопрохождений - походов высшей категории сложности. 2. Другой фактор, требующий пересмотра Правил для первопрохождений, состоит в следующем. Поиск все более сложных маршрутов, ведет руководителей в высокогорье /сплав на р. Юрункаш (Китай) начинается на высоте чуть ниже 5000 м./. А чем больше высоты, тем больше уклоны русла. И при расходах от 70 кубов в сек. и более такие реки становятся намного сложнее и опаснее, чем любая «пятерка». Это означает, что в режиме первопрохождения таких маршрутов единственно разумной является тактика обязательного просмотра всех участков реки – ведь характер предстоящих препятствий, а также береговой линии неизвестен! А проблема просмотра реки на таких маршрутах чаще всего осложняется тем, что река течет либо в ущелье с крутыми бортами, либо в каньоне. Осмотр может занимать сил и времени гораздо больше, чем сам сплав, и требовать горного снаряжения и владения членами группы горной техникой. Но, во-первых, если безопасность участников остается одним из принципов любого похода, то осмотр неизвестной реки проводить надо обязательно. А во-вторых, время на проведение осмотра должно закладываться в график движения! А это, при двух-трех неделях, которые люди могут себе позволить на поход, естественно, сразу же входит в противоречие с требованием Правил «намотать» определенный километраж - иначе «шестерка» не будет зачтена. 3. И здесь возникает необходимость очередного изменения в Правилах: Критерий конкретного километража в случае первопрохождений должен отсутствовать. Не буду здесь останавливаться на подробностях тактики прохождения таких маршрутов, поскольку это выходит за рамки рассматриваемой темы. Отмечу только, что тактика первопрохождения должна заметно отличаться от тактики прохождения маршрута, кем-то уже описанного. И связано это с тем, что цели первопрохождения должны, на мой взгляд, отличаться от целей прохождения описанного маршрута. 4. Если цели прохождения описанного маршрута – успешное преодоление выбранного маршрута; знакомство на месте с новым районом, рекой; набор походного опыта и совершенствование тактической и технической подготовки группы; общение с близкими по духу людьми и т. п., то к целям первопрохождения я бы отнес: - глубокое изучение – на этапе подготовки - района, в котором находится выбранный маршрут /рельеф; гидрография; коммуникации; варианты подъезда и подхода к началу сплава; выявление всех возможных вариантов аварийного выхода с маршрута/; выявление требований к оборудованию и снаряжению для прохождения водной и – в случае аварийного выхода - горной части маршрута; разведка на маршруте как береговых условий, так и водных препятствий; фотографирование важных ориентиров, препятствий и иных важных для туристов объектов; фиксация GPS координат наиболее важных объектов как на пешей, так и на водной частях маршрута; составление и публикация отчета с подробным описанием пройденной части маршрута и включением в него всей сопутствующей полезной информации. Короче говоря, цель первопрохождения – сделать его максимально полезным для других туристов. При соблюдении этих условий такой отчет будет представлять огромную ценность для всех, кто пойдет на этот маршрут в последующие годы. И именно соблюдение этих условий должно стать обязательным требованием, например, для допуска к участию в первенстве России в классе «Первопрохождения», для получения специальной аппаратуры для связи, для обеспечения постоянного контроля группы со стороны МЧС и т. п. И не сама по себе сложность пройденного куска маршрута, а именно качество выполнения указанных условий должно быть критерием оценки этого маршрута среди других маршрутов такого класса. Современные первопрохождения в высокогорных районах достойны не только выделения в отдельный класс, но и специального диплома группе и знака типа «Первопроходец» всем ее членам. 5. Далее. Если принять, что смысл прохождения порога не в том, чтобы идти по принципу «Авось пронесет», а в том, чтобы продумать линию движения и реализовать ее и, кроме того, понимать, что реально сможет сделать каждый человек, экипаж, группа при возникновении аварийной ситуации, то надо согласиться, что для сложных и мощных рек годятся суда с определенными техническими характеристиками. В частности, полагаю, что для сложных реки с большими расходами плохо подходят катамараны-двойки, а объем и форма ката-четверки должны обеспечивать высокую управляемость, ходкость и способность «прошивать» обратный вал в бочках. Именно эти свойства вместе с высоким уровнем технической подготовки экипажа позволяют идти так, как хочет капитан, а не так, как несет вода. Такими свойствами не обладают катамараны слишком большой длины и большого диаметра баллонов. Числовые характеристики оптимального судна или спасжилета – понятия достаточно индивидуальные и спорные, хотя многие опытные водники, опрошенные независимо друг от друга, назовут, как мне кажется, примерно одинаковые цифры и конструкции. Поэтому эти характеристики имеет смысл вынести в раздел Правил «Дополнительные рекомендации». 6. Опыт, приобретенный водниками позволяет понять еще и следующее: как нелепо дискутировать на тему: «Нужен ли на сплаве спасжилет?», так же нелепо в наше время звучит утверждение, относящееся к другой крайности: «Чем больше объем жилета, тем выше безопасность человека, на который он надет». Объем и конструкция спасжилета должны быть оптимальными для данного человека, то есть, он должен обеспечивать ему достаточную плавучесть, но при этом как можно меньше ограничивать его в тех движениях и приемах, с которыми связано прохождение маршрута. Кроме того, конструкция спасжилета должна обеспечивать возможность использования существующих на сегодня способов страховки и самостраховки /вшитая грудная обвязка, спасконец с карабином, нож и т. п./. Все эти требования по спасжилету пора включить в Правила проведения походов. 7. Замечание относительно средств обеспечения безопасности на воде. Лет двадцать пять назад мы в состав оборудования катамарана включили водяной парус, применение которого в мощных «бочках» может оказаться единственным средством быстрого выхода из «бочки», то есть средством спасения. Не претендуя на авторство идеи, замечу, что такое, например, извиняюсь за выражение «средство сплава», как «Бублик», вообще не способно проходить «бочки» без применения водяного паруса. Полагаю, что наличие двух водяных парусов на катамаране надо ввести в Правила и это требование должно быть не менее жестким, чем требование наличия у каждого члена группы спасжилета. 8. У группы, делающей первопрохождение, должна быть не просто возможность связи со спасателями или выпускающим турклубом. Эта связь должна быть систематической /подобно тому, как идущие на гору альпинисты в оговоренный час ежедневно должны выходить на связь с базой/. И исчезновение такой связи означает, что в группе произошло ЧП и позволяет оперативно начать спасработы, не дожидаясь контрольного срока. 9. В качестве средств сигнализации в любых группах, а тем более в группах, делающих первопрохождение, можно брать с собой фальшфееры или дымовые шашки. Тогда ситуация – человек целую неделю видит пролетающие над ним спасательные вертолеты, машет, чем может, а результат нулевой – едва ли повториться А вообще-то, времена изменились настолько, что надо проводить серьезную модернизацию Туристско-спортивного союза. И будь я помоложе, взялся бы за организацию такой коммерческой структуры при ТСС, которая давала бы работу и приличный заработок опытным туристам и позволяла бы и привлекать в спортивный туризм молодых людей и помогать им реализовывать свои способности в этом прекрасном виде деятельности, которому многие из нас посвятили значительную часть своей жизни и который подарил нам и прекрасных друзей и незабываемые впечатления. Но могу только уповать на молодых и неравнодушных к нашим общим проблемам ребят! Ау, энтузиасты, где вы? Владимир Веткин Вот фотография водного паруса (конструкции бывают разные):

everything: Вот ещё о применении водяного паруса: …когда дует встречный ветер мы применяем водяной парус. Это устройство представляет собой кусок ткани, привязанный к палке по краям которой пластиковые бутылки, а на дне по углам груз в виде камней. Эффективная вещь если парусность судна большая, грести против ветра тяжело, течение хорошее и нет мелких перекатов. Несколько раз при попадании на мель судно резко тормозило, и держащего за верёвки парус человека стаскивало с носа судна в воду в мгновение ока (благо все это происходит обычно на мели, но смотрится эффектно). http://www.tynda.ru/zeya2007/

Ханай: Про парус, здорово написали надо обязательно сделать и попробовать в какой-нибудь бочке!!!

everything: Но надо сразу всё предусмотреть, чтобы при перевороте в бочке никто не запутался в этом парусе.

Еше Нинбо: Вооружённый налёт на туристов-сплавщиков на р.Мста: http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=antol&Number=257641&page=0&view=collapsed&sb=5&part=

everything: Комментарии к разбору аварий на р. Юрункаш Говор В.В., г. Новосибирск, ЗМС, вице-президент ТССР, инструктор международного класса, доцент НСУ Готовя материалы к этому сборнику еще раз перечитал все, что было написано по р. Юрункаш, включая обстоятельные предположения и прогнозы и получилось следующее: О заявленной продолжительности похода: В этом мнения многих водников расходятся. Если отбросить все теоретические рассуждения и основываться только на фактах, то к моменту аварии группа действительно находилась в середине маршрута и в полном соответствии с графиком движения. При этом они находились на воде на 2 дня больше, потому что начали сплав с места выхода каравана к реке. Караван пришел на р. Юрункаш 19 августа. 20 августа они вышли, а 24.08 в 17-00 произошла первая трагедия. К этому времени они находились на воде уже 5 дней. До 2 сентября у их еще было 9 ходовых дней, а с учетом контрольных сроков 12 дней. Времени достаточно, чтобы пройти оставшуюся часть маршрута даже не в стиле Сергея Черника. 25.08. оставшиеся в живых поднялись от реки, переночевали и за 26 августа прошли 4 – 5 км вдоль реки, спустившись к улову, где находилось практически все, что забрала река при первой аварии. 27 августа до 17 часов на катамаране – двойка вчетвером с грузом и обносами они прошли 13 – 15 км (по оценке спасателей по прямой, если предположить, что катамаран остался на месте аварии). Тело Владимира Сметанникова нашли (в расширении ущелья, здесь садились вертолеты) в 3 – 4 км ниже места нахождения катамарана. От этого места Михаил Селезнев на каяке дошел до входа в каньон и углубился в него (по его оценкам на 800 – 1000 метров.) Выше он подняться не смог из-за невозможности занести каяк по одному из берегов в обход сливов. Получается, что он не дошел до места нахождения катамарана 1 – 2,5 км. Спасатели так же отмечают, что от места нахождения кат-4 первые 10 – 12 км сравнительно просты, далее расположен каньон с очень сложными порогами. Китайские спасатели в этот день по верху, за день, обошли этот каньон. Андрей Паутов, проведший 20 дней в каньоне, когда увидел вертолет смог выйти из каньона. Александра Зверева заметили с вертолета и забрали вторым вертолетом в 1 км ниже места обнаружения тела В. Сметанникова. К этому времени он был в расширении реки и ниже, когда с вертолета его не заметили, переплыл реку. Если учесть, что к этому времени он 20 дней не ел, и у него не было спасжилета, то место для этого он выбрал безопасное. Спасатели обследовали еще третий по счету каньон и оценили, что за ним в 20 км ущелье резко расширяется. О неписанных правилах: Спасатели обследовали и сфотографировали 50 км реки (это протяженность Большого каньона р. Матча или р. Нарын, треть от этой протяженности составляет каньон «Фортамбек» на р. Муксу и каньон «Парадуз» на р. Кударе, все они было пройдены в разное время с разведкой. Естественно, опыта первооткрытий и длительных первопрохождений у С.И Черника не было, зато был богатый опыт скоростных прохождений и чтения воды с судна, к сожалению, у него еще был опыт брать своих детей с собой на одно судно. Хотя у альпинистов есть неписанное правило – в одну связку близких по крови родственников не ставить. Это общечеловеческая истина, которая к официальным Правилам отношения не имеет. Обе аварии произошли около 17 часов на не просмотренных ранее участках реки. В водном туризме тоже есть неписанные правила и одно из них определяет, что сложный порог можно идти только тогда, когда есть запас светового времени на проведение поисково-спасательных работ силами группы, а силами шести человек на 2-ух средствах сплава такие работы провести практически не возможно. Необъяснимо, но жизнь состоит из светлых и не очень светлых полос. Сергею и команде в основном везло, похоже, к Юрункашу исчерпался этот лимит. Но с другой стороны, если бы контрольный срок был не 2-го, а 5-го сентября, или позже, то на Азиатско-Тихоокеанской встрече В.В. Путина с Премьером КНР не был бы поднят этот вопрос, и так быстро не вылетели наши спасатели, то и живых бы не нашли. И последнее, когда мы участвовали в Чемпионатах страны, то всегда равномерно обновляли команду, при этом старались в самые сложные места только с молодыми не ходить и «чужаков», выращенных не в команде, предпочитали не брать, тем более конфликтных, потому как их молодежь «заматывала», не взирая на регалии. Вот такие мысли про безопасность вне Правил, а в официальных текстах, на мой взгляд, должна быть взвешенная подтвержденная середина и соблюдение общечеловеческих принципов, которых всего два и все их очень хорошо знают. Выводы: Из всех водных аналитиков, писавших про эти аварии мне наиболее близка позиция москвича Крюкова объясняющая отсутствие рюкзаков на кат-4 попыткой оставшихся на нем членов экипажа сделать из них водные паруса, однако подтвердить или опровергнуть это в ходе разбора не удалось из-за отсутствия свидетелей, так же как и объяснить попадание выжимной трубы между телом Сергея Черника и спасжилетом (при этом конструкция катамарана изучалась). Для вывода средств сплава из подобных бочек необходимо изучить опыт применения водных парашютов экипажами карабубелей в «Карагемском прорыве» р. Аргут и, не дожидаясь результатов, предложить руководителям групп, собирающихся в маршруты по рекам с большим расходом и уклоном, оснастить свои суда такими парашютами, впрочем, они могут оказаться полезными на многих реках при попадании в паводок.

Еше Нинбо: Даодэцзин, глава 73.

Еше Нинбо: 17 июля 2012 г. ГУ МЧС РФ по РБ провело пресс-конференцию, основной темой которой стала возросшая вероятность наводнений в республике и Улан-Удэ в частности. Заместитель начальника ГУ МЧС РФ по РБ по защите, мониторингу и предупреждению ЧС, начальник управления гражданской защиты Николай Заворуев сообщил, что их ведомство ежедневно получает прогноз по гидрологической обстановке от Гидрометцентра РБ, но в настоящий момент предпосылок на подтопление населенных пунктов из-за паводка не существует. - В дежурную службу центра управления кризисных ситуаций представляется прогноз погоды на ближайшие трое суток. Исходя из него, на данный момент есть подъем уровня воды на трех реках, выход на пойму. Однако это не тот критический уровень, когда подтапливает населенные пункты, - пояснил Заворуев. Все же, по его словам, республика находится в такой сложной ситуации, когда возможны, в принципе, любые ЧС. Комментируя прогноз доктора географических наук Анатолия Имитхенова о грядущем наводнении в августе нынешнего года, Николай Заворуев выразил удивление, что ученый, проведя такое серьезное исследование, не сообщил об этом правительству или органам власти, а пошел первым делом в печатное издание. - Опровергнуть данный прогноз я не могу. Вероятность подтопления существует всегда, - заявил начальник управления гражданской защиты. Зная об этом, министерство проводит специальные учения и тренировки в муниципальных образованиях, которые, к слову, сами ответственны за обеспечение защиты населения. В их ведении организация наблюдения, временных постов, оповещение населения. В каждом населенном пункте имеется перечень сил и средств, которые могут быть использованы для оказания помощи, учтены люди, имеющие лодки. Для защиты правобережной части Улан-Удэ имеются гидротехнические сооружения. Учитывая то, что построены они были в 60-70-х годах, им необходима немедленная дорогостоящая реконструкция и капремонт. Мэрия, прекрасно зная эту ситуацию, ссылается на отсутствие денежных средств и пока никак не повлияла на решение острой проблемы. - Что касается левого берега, - продолжил Заворуев, - там защиты нет практически никакой. Поэтому основными задачами для мэрии должны стать своевременное оповещение и эвакуация населения. Гарантии, что какой-то из районов Бурятии не будет охвачен наводнением, также практически нет никакой. Подтоплению подвержены как населенные пункты, стоящие вдоль рек, так и отдаленные от берега. На сегодняшний день подсчитано, что в непосредственной близости от водоемов располагаются 64 населенных пункта. Построенные в тех же 70-80-х годах защитные дамбы сегодня находятся в удручающем состоянии, в них обнаружено множество брешей. Добавляют проблем и самовольщики, которые стали с невероятной скоростью расселяться по берегам рек. Не согласовывая строительство своих жилищ с главами поселения, они подвергают себя, свои семьи и хозяйство реальной опасности. Таких самоволок много в Тарбагатае, поселках Сокол, Коминтерн, Нижняя Иволга. Говоря о текущей ситуации на реках, Николай Заворуев назвал три из них, в которых повысился уровень воды: Витим и Чикой в Забайкалье, Цыпа в Баунтовском районе. Уровень реки Селенга пока близок среднему многолетнему значению. ГУ МЧС по Бурятии продолжит ежедневный мониторинг крупных рек для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. http://www.newbur.ru/news/9619

Еше Нинбо: В августе следует ждать наводнения», прогнозирует доктор географических наук Анатолий Имитхенов Я уверен, что в августе 2012 года нам следует ждать затопления Республики Бурятия снова. Видите, стоят засушливые дни, реки поднимаются, прошли ливневые дожди. Кроме этого, наводнение случится, если муссонный климат Тихого океана через Хинган и Северную Монголию в Бурятию принесет много влаги. Так что прогнозы неутешительные, - рассказал еженедельнику «Бурятия-7» доктор географических наук, геоморфолог Анатолий Имитхенов. Самое высокое стояние вод на Байкале наблюдалось в 1962-1964, 1971-1973 и 1983-1994 годах. Первые два пика, как известно, были связаны сначала с пуском плотины Иркутской ГЭС, вызвавшим повышение уровня воды примерно на 1,0-1,2 м, а затем двумя крупными наводнениями 1971 и 1973 годов. Неблагоприятная ситуация, сложившаяся за последние 11 лет, связана не только с частыми паводками явлениями, но и с деятельностью Иркутской ГЭС, постоянно занимающейся форсировкой уровня воды на Байкале в осенние месяцы выше установленного нормального подпорного уровня в пределах 12-15 см. в отдельные годы иркутские гидроэнергетики повышали уровень до 37 см (1988 г.), - продолжает ученый. В Улан-Удэ в зоне затопления проживают более 22 двух тысяч человек Вчера, 16 июля, в МЧС Бурятии подтвердили, что в августе-сентябре возможно будет большое наводнение. Как сообщил burunen.ru начальник пресс-службы Администрации города Улан-Удэ Сергей Тучков, уже в ближайшее время состоится учения по эвакуации населения. Также пресс-служба Администрации Улан-Удэ, сообщили что в городе будут задействованы все машины ДПС, скорой помощи, полиции, которые оснащены громкоговорителями. Они будут курсировать по определенным маршрутам. В столице Бурятии в зоне затопления проживают 22 840 человек, чьи дома находятся вдоль рек Уда и Селенга. В Октябрьском районе это СНТ «Строитель» и «Пищевик», и две тысячи жилых домов, в Советском районе 3 229 жилых домов, стоящих вдоль Селенги. На пресс-конференции 17 июля, Николай Заворуев, сообщил, что все же В Улан-Удэ гидрозащитные сооружения, проще дамбы нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. В некоторых сельских районах местными жителями в дамбах специально пробиваются дыры для прогона скота и проезда машин. Также он подтвердил, что подъем уровня воды в реках есть. - В трех реках даже есть выход на пойму, но это не опасно, - отметил Николай Заворуев, - на данный момент есть прогноз на ближайшие трое суток, данных которые нам дает Росгидромет. И угрозы наводнения нет. Что будет в августе покажет время. Но все же, засиделись в сухом периоде. При этом, как рассказали в МЧС Бурятии, в город Улан-Удэ уличные сирены уже давно не работают. Но все же есть СМС-рассылка, машины с громкоговорителями и другие средства. Так, что не следует предаваться панике. Коммунальщики проспали ливень Еженедельник «Информ Полис» сообщает, что на планерном совещании 16 июля об этом сообщил мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев. Он распорядился, чтобы все службы городской администрации подготовились ко встрече со стихией - Нам нужно подготовится. Неизвестно какой будет ситуация по Улан-Удэ. Мы не должны повторить участь городов Краснодарского края, - предупредил мэр. Однако пока городские службы справляются с водой не очень оперативно. Например, Комитет городского хозяйства не справляется с откачиванием ливневых вод с улиц города. Договора с ОАО «Водоканал» по предоставлению дополнительных машин не оказалось. Решать этот вопрос пришлось лично мэру. - Вы сами должны «допереть», а вы спите. Приходится мэру звонить и просить, чтобы «Водоканал» отправил машины, - обратился мэр к руководителю КГХ. – И пока вы спите, люди стоят в этой воде, и все нехорошие слова слагают в адрес мэрии города. Этой ночью сильный ливень оставил без света часть улиц города Улан-Удэ. Пострадали подстанции в Железнодорожном районе. Электричество пропало в районе «Стрелки», ЗММК, Плодово-Ягодной и в поселке Аэропорт. Пострадал от сильного дождя и центр города. - Много воды на улицах Куйбышева, Ленина, Кирова. Я такого еще никогда не видел, - признался Игорь Франк, и.о. руководителя администрации Советского района. Как вести себя во время наводнения Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможных зон затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, а также кратчайшие пути движения к ним. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для изготовления необходимых подручных плавсредств. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо вывезти при эвакуации в первую очередь. Уложите в специальный чемодан или рюкзак ценности, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, а также медикаменты. Подготовьте лодки (например, залейте водой, чтобы они не рассохлись) и другие плавсредства. Обязательно привяжите лодки и плоты веревками к дому (желательно повыше), чтобы их не унесло. При получении сигнала об угрозе наводнения отключите воду, газ и электричество, потушите горящие печи отопления, если позволяет время, перенесите на верхние этажи зданий (чердаки) ценные предметы и вещи, поднимите туда же запас пресной воды и долго хранящиеся консервированные продукты питания. Уберите в безопасное место сельскохозяйственный инвентарь, закопайте, укройте удобрения и отходы; подготовьте к удару стихии свой дом: закройте все окна и двери на первом этаже, при необходимости и наличии времени забейте их досками или фанерой, чтобы не разбились окна. Возьмите с собой личные документы, помещенные в непромокаемый пакет, деньги и ценности, медицинскую аптечку, комплект верхней одежды и обуви по сезону, постельное белье и туалетные принадлежности, а также трехдневный запас продуктов питания (вещи и продукты лучше всего уложить в чемоданы, рюкзаки или сумки). Прибудьте к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. При внезапном наводнении необходимо: как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде, в том числе при помощи подручных плавсредств. Если это невозможно, поднимитесь на верхний этаж или чердак дома. При подъеме воды следует забраться на крышу, а при ее резком прибытии - на «конек» крыши; детей и больных, ослабленных и замерзших людей привяжите к себе или крепким частям крыши, например, к печной трубе. Забираться на деревья, столбы и сомнительной прочности строения нельзя. Они могут быть подмыты потоками воды и упасть. Чтобы привлечь внимание спасателей, постоянно подавайте сигнал бедствия: в светлое время суток можно повесить на высоком месте белое или цветное полотнище, а в ночное время подавайте световые сигналы; до прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах и крышах зданий и других возвышенных местах. Самостоятельную эвакуацию можно проводить только в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, отсутствия продуктов питания, ухудшения обстановки или потери уверенности в получении помощи со стороны. Для самостоятельной эвакуации желательно использовать личные лодки или катера, плоты из бревен и других подручных материалов. После спада воды необходимо осторожно обследовать дом и проверить, нет ли угрозы его обрушения. При осмотре внутренних комнат не рекомендуется использовать спички или свечи в качестве источника света из-за возможного присутствия в воздухе бытового газа (для этого лучше всего подойдет электрический фонарик). Нужно остерегаться порванных или провисших электрических проводов. До проверки специалистами состояния электрической сети включать электроприборы категорически запрещается. О поврежденных или разрушенных водопроводных, газовых и канализационных магистралях нужно немедленно сообщить в соответствующие коммунальные службы и организации. Попавшие в воду продукты питания категорически запрещается применять в пищу до проведения проверки санитарно-эпидемиологической службой и их термической обработки. Попавшие в зону затопления колодцы с питьевой водой необходимо осушить для их последующей дезинфекции. http://burunen.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=402

Ханай: "Реки — наши братья, они утоляют нашу жажду. Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить своих детей тому, что реки — наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату." (Вождь Сиатль)

everything: Учебник по водному туризму: http://turizm.lib.ru/img/j/jurin_walentin_ewgenxewich/wwsolfeggio/wwsolfeg.pdf

everything: Предисловие (Из учебника "Сольфеджио белой воды") "Что за каяк? Почему каяк? — скажет читатель, взяв в руки эту книгу. — Не знаю никакого такого каяка!" И будет, скорее всего, совершенно прав — по крайней мере, в последнем. Увы, каяк до сих пор считается у нас едва ли не самым экзотическим судном. Большинство туристов-водников (не говоря уже о простых обывателях) знают о нем крайне мало, а место самого массового судна прочно занял четырехместный катамаран. Да, конечно, наш водный туризм развивался своим особым и неповторимым путем. Да, конечно, многоместные суда имеют у нас давнюю — и для многих славную — историю. Но все без исключения приемы управления катамараном или байдаркой-двойкой основаны на технике сплава на каяке (К–1) и каноэ-одиночке (С–1). Если говорить точнее, любое действие гребца на многоместном судне — это либо часть, либо один из вариантов его действий на одноместной лодке, а групповая техника экипажа — это надстройка, связывающая действия отдельных гребцов в единое целое. Именно поэтому обучение гребца для любого туристского судна не может начинаться ни с чего иного, кроме одноместной лодки. Именно поэтому сплав на любом многоместном судне требует не меньшей, а большей подготовки, чем сплав на каяке или С–1. Если, конечно, речь идет об управляемом движении, а не о сплаве в режиме бревна. Едва ли кто-нибудь может сомневаться, что прежде чем петь в хоре, необходимо выучить сольфеджио. Прежде чем играть в футбол в составе команды, нужно научиться самому работать с мячом. Прежде чем включаться в мировую компьютерную сеть Интернет, надо уметь выполнять хотя бы элементарные операции на своем персональном компьютере. И только водные туристы упорно продолжают считать лодку-одиночку вершиной, а не основой, своего технического мастерства. Причина такой перестановки вещей с ног на голову — сочетание лени, трусости и стремления пройти маршрут, сложность которого намного превосходит техническую подготовку данного гребца (хотя при желании можно выдумать для этого тысячу других причин). В большой толпе легко скрыть свою неподготовленность и спрятаться за чужую спину, а всем вместе — за объем большой и "надежной" лодки. Но бурная вода — не та стихия, в которой подобный обман проходит безнаказанно. (Да и проходит ли он вообще где-либо?) В любом сложном маневре каждый гребец должен выполнить строго определенное действие, которое нельзя подменить или компенсировать ни мастерством других членов экипажа, ни объемом судна. Но как он может выполнить свою часть работы в экипаже, если не умеет делать этого сам по себе? И где можно этому научиться, если не на одноместном судне? Если каждый член экипажа не имеет, прежде всего, должной индивидуальной подготовки, все они остаются не более чем полезным грузом на своем судне. Какого бы высокого мнения они ни были о своем мастерстве, они не способны эффективно управлять лодкой ни порознь, ни вместе, а воспеваемое ими "чувство экипажа" и групповая техника оказываются построены на песке. Их судно проходит препятствия само по себе, при минимальном участии с их стороны — а если не проходит, то подобный экипаж тем более бессилен взять ситуацию под контроль. Четыре котенка, отпущенные чьей-то недоброй рукой в плавание по весеннему ручью на куске пенопласта, управляют своим судном примерно в такой же степени. Смею надеяться, что вы, уважаемый читатель, не относитесь к поклонникам последнего стиля. Я отнюдь не рассчитываю этим коротким предисловием обратить вас в каячную веру; но вы, вероятно, иногда замечаете, что некоторые вещи на вашем любимом судне получаются у вас не так хорошо, как вам хотелось бы, как это бывает необходимо и как это делают более искусные мастера сплава. В таком случае вам нужно повторить сольфеджио белой воды еще раз, последовательно и подробно. И тогда ваша скрипка не будет фальшивить ни в дуэте, ни в квартете. http://lib.ru/TURIZM/iourine/full/foreword.htm ПАВОДОК (Глава из учебника по сплаву "Сольфеджио белой воды") Если уровень воды намного превышает средний, река меняется до неузнаваемости. При этом сложность ее может меняться как в одну, так и в другую сторону, хотя в большинстве случаев она увеличивается. (Уменьшение сложности обычно происходит только на реках с небольшим уклоном.) Однако опасность реки возрастает практически всегда. При паводке река течет по руслу, не разработанному под такое количество воды, поэтому насыщенность препятствиями и их сложность, как правило, резко увеличиваются. Если бы такой расход сохранялся постоянно, то она, конечно, перемыла бы русло, выдернула бы деревья там, где она течет через лес, разрушила бы берега в одних местах и намыла бы новые отмели в других, выровняла бы дно и сгладила бы повороты. Однако когда данный уровень является для реки скорее исключением, чем правилом, вы как будто попадаете в другой, очень молодой горный район, где река еще не успела хорошо разработать русло. Поэтому река в паводок, как правило, сложнее и всегда — опаснее, чем аналогичная река, для которой этот расход являлся бы нормальным. Наконец, это просто качественно иной сплав, с иным характером препятствий, иными возможностями и иными проблемами. В условиях паводка поток может быть настолько мощным, что для каякера не остается ни единого спокойного места, где можно отдышаться. Все улова смываются, а оставшиеся оказываются спрятаны где-то в гуще деревьев, некогда окаймлявших берега. На реке остаются только гигантские валы и бочки, развивается мощная вертикальная и пульсирующая турбулентность всех видов — особенно в тех местах, где при нормальной воде можно было бы ожидать спокойные улова. Высокие валы загораживают обзор. Скорость течения резко увеличивается, и вы сами не заметите, как окажетесь в следующем пороге, до которого по нормальной воде пришлось бы махать веслами добрых полчаса. (Впрочем, и само разделение на пороги, сделанное для нормальной воды, становится весьма условным.) Вместо плавных поворотов поток мечется по ломаной линии, отражаясь от одного препятствия к другому. Завалы возникают в самых неподходящих для этого местах, да и свободно плывущие бревна не доставляют большой радости. Мосты, некогда олицетворявшие безопасность и контакт с цивилизацией, превращаются в угрозу, если между ними и водой не остается достаточно места или если в их пролетах застревают бревна. Собираясь на реку, вы рассчитываете на вполне определенный уровень воды, на определенную сложность и опасность сплава. Но если вы попадаете в паводок и фактически оказываетесь на другой реке, причем вынуждены сплавляться по ней в режиме первопрохождения, то задумайтесь: нужен ли вам такой сплав? Готовы ли вы к нему технически и морально? Во многих случаях самым мудрым (хотя, возможно, самым нелегким) решением будет переждать паводок или сняться с маршрута. http://lib.ru/TURIZM/iourine/full/p28.htm

everything: СТРУКТУРЫ С ПРОТИВОТОКОМ Поверхностные бочки. Глубокие бочки. Прямые и косые бочки. Котлы. Бочку можно рассматривать как предельный случай вала, при котором размер и энергия опрокидывающегося пенного гребня сопоставимы с размером и энергией основного потока. Бочки образуются тогда, когда вода со слива падает в стоячую воду и закручивает значительную циркуляцию в вертикальной плоскости. При этом в обратное течение подсасывается большое количество воздуха, и гребень бочки оказывается сильно вспененным. Каяк, проходящий через такую структуру, сталкивается с водой, которая движется навстречу ему, то есть против основного потока. Во многих случаях давление этой воды на корпус каяка и грудь гребца способно остановить его, и необходимо интенсивно грести вперед, чтобы вырваться из этой ловушки. Большие бочки вполне способны удерживать каяк вместе с гребцом и вращать его во всех направлениях, да и маленькие тоже способны доставить немало острых моментов. Неуправляемое движение лодки в бочке происходит так же, как и на переднем склоне вала: лодка останавливается, разворачивается поперек течения и затем переворачивается навстречу основному потоку. Если вы не имеете достаточного опыта или не ищете себе лишних приключений, то лучше обойти это место стороной. Поверхностные бочки Типы бочек: а — поверхностная, б — глубокая, в — глубокая на всю глубину реки. Бочки можно разделить на два основных типа: поверхностные и глубокие, в зависимости от того, где сосредоточена основная циркуляция. Поверхностные бочки могут быть очень мощными, но под турбулентной, пенящейся поверхностью скрывается мощный невозмущенный поток, называемый донной струей. Если вы перевернетесь в такой бочке, он быстро вынесет вас прочь. Пловец без лодки легко проходит такие бочки именно потому, что он глубоко сидит в воде и проходит под циркулирующей пеной. Такие бочки обычно бывают очень шумными и эффектными, но относительно безопасными. Они предоставляют каякерам большой простор для различных игр и забав. Глубокие бочки Глубокие бочки образуются там, где вода падает под большим углом в глубокий бассейн ниже слива. Это часто происходит на искусственных сооружениях, таких как плотины и дамбы, и на локальных водопадных сливах при малой скорости течения до и после слива. Последняя ситуация нередко имеет место, например, на относительно простых реках Карелии. Для такой структуры характерна большая область обратного течения, направленного к сливу, и пузырьки, поднимающиеся на поверхность, как при кипении. Донная струя проходит в этом случае очень далеко от поверхности, и каякер имеет мало шансов воспользоваться ею. Пловец, попавший в мощную глубокую бочку, не способен удержаться на поверхности и вдохнуть воздуха, и он обречен вращаться в этой циркуляции, возможно, до конца своей жизни — а иногда и дольше. Страховать гребца, проходящего глубокую бочку, обычно бывает очень трудно и опасно для самих страхующих. Единственный безопасный способ прохождения таких препятствий — по берегу. Прямые и косые бочки Как и валы, бочки могут быть прямыми и косыми. Прямая бочка строго перпендикулярна потоку, и каждая струя в ней циркулирует в одной вертикальной плоскости. Косая бочка расположена под острым углом к основному потоку, и в ней, помимо циркуляции, существует более или менее значительный боковой снос. Вода в этом случае движется по спирали вдоль оси бочки. Такая бочка возникает, например, после слива, расположенного под острым углом к оси потока. Характерными признаками косой бочки являются также: несоосность входной и выходной струи; неравномерная глубина на кромке слива; наличие улова, питающего боковой снос, возле одного из краев бочки. Часто встречаются бочки более сложной формы, которая определяется сложной формой дна реки. Например, из-за постепенного разрушения средней части донного уступа широкая прямая бочка постепенно становится подковообразной: в средней части она прямая, а ближе к краям — косая. Котлы Если скорость течения невелика, а слив имеет подковообразную форму и обращен навстречу течению, то за ним образуется предельный случай бочки — пенный котел. Иногда котел бывает замаскирован в середине широкой неоднородной бочки. Вода падает в него с трех сторон, а с четвертой стороны — снизу по течению — его запирает глубокая бочка. Выходит вода из такого слива только в виде глубокой донной струи под бочкой. В отличие от обычных бочек, из которых каякер может выйти и вбок, единственный способ прохождения котла — напролом через бочку. Или в обход. http://lib.ru/TURIZM/iourine/full/p23.htm Глава 6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ "Основное спасательное снаряжение: 1. Спасконец 2. Страхующая лодка 3. Мозги." Каяк принято считать более опасным судном, чем, например, байдарка с опытным капитаном или катамаран, поскольку он легче переворачивается в руках неопытного гребца. Однако на самом деле это имеет лишь косвенное отношение к безопасности. Техническая подготовка гребца в любом случае должна быть такой, чтобы он не переворачивался на данном маршруте. Именно поэтому безопасность сплава начинается с выбора маршрута, соответствующего вашим возможностям, а стремление любой ценой пройти как можно более сложный маршрут — первый шаг к тому, что эта цена может оказаться слишком дорогой. Сплав по бурной воде представляет опасность для жизни и здоровья гребцов на любом судне. Однако только сплав на каяке и построенный на его основе сплав на многоместных судах формирует единую многоступенчатую систему безопасности, начиная от степени объективной опасности данного маршрута и кончая психологической готовностью каждого гребца самостоятельно активно действовать в аварийной ситуации. Именно поэтому каяк менее опасен, чем любое другое судно. ВЫБОР МАРШРУТА Первая ступень обеспечения безопасности — это правильный выбор маршрута. Для того, чтобы сплав был достаточно безопасным, его сложность не должна превышать уровень технической подготовки гребца. Однако для того, чтобы он был интересным, он должен соответствовать возможностям гребца (экипажа) и лодки в целом. Для большой пассивно-устойчивой лодки эти критерии сильно различаются — именно на величину возможностей самой лодки. Поэтому любой маршрут будет либо неинтересен, либо опасен. Это провоцирует опасную гонку: больше судно — скучно — сложнее река — страшно — еще больше судно и т.п. По существу, происходит соревнование не между рекой и гребцом, а между рекой и объемом лодки, и гребец участвует в нем тем меньше, чем выше уровень этого соревнования. Чтобы получить от реки больше, он выбирает более сложную реку, затем для безопасности делает еще большую лодку, и т.п.; в результате его роль, наоборот, становится еще меньше. Каяк позволяет избежать втягивания в этот порочный круг именно потому, что его собственные возможности, действительно, невелики, и успех прохождения определяется, прежде всего, правильной работой гребца. Он использует реку максимально эффективно и позволяет гребцу получить желаемые ощущения на более простой реке. Как правило, такая река одновременно и более безопасная. И сложность реки, и ее опасность в данном случае выбираются согласно одному критерию — мастерству самого гребца. Наконец, только на одноместной лодке результат прохождения адекватно отражает уровень мастерства конкретного гребца. Это позволяет гребцу объективно оценить свои возможности и выбрать для себя посильный маршрут. На судне большого объема экипаж без каячной подготовки может оценивать свои силы только как разность двух больших, близких друг к другу величин — сложности реки и возможностей лодки; ошибка такой оценки может быть весьма значительной, а определить вклад каждого гребца в общий результат еще сложнее. Поэтому большинство гребцов, не прошедших школы сплава на каяках, даже не осознают, насколько большой опасности они себя подвергают. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГРЕБЦА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В предыдущих главах уже неоднократно подчеркивалось, что освоить приемы управления судном можно только на каяке. Каяк — единственное по-настоящему эффективное учебное судно; многоместная лодка сама по себе не учит ничему. С другой стороны, именно способность гребца контролировать движение судна определяет безопасность сплава по конкретной реке. Поэтому каякер имеет заведомо более предпочтительные шансы на то, чтобы благополучно закончить сплав. Если же возникает опасная ситуация, то каякер тем более может направить ее в нужном направлении с большей вероятностью, чем гребец без каячной подготовки. Это относится и ко всем вариантам нештатного сплава — с перевернутым судном, с веслом и без них. Именно в этих ситуациях наиболее отчетливо проявляются все навыки, которые формируются на каяке — умение быстро читать воду, использовать малейшие неоднородности потока для выполнения требуемого маневра, эффективно и экономно управлять своим движением, контролировать свое дыхание и многие другие. Более того, эти навыки закрепляются на уровне низших мышечных рефлексов, поэтому каякер способен выполнять необходимые действия даже в полубессознательном состоянии. После нескольких оверкилей, которыми мне едва ли следует гордиться, я могу сказать вполне определенно: если бы не опыт, полученный на каяке, я бы вряд ли дожил до написания этой книги. http://lib.ru/TURIZM/iourine/full/chapter6.htm

everything: Норд-экстрим представляет: http://www.youtube.com/watch?v=CbXpdIlSNp0&feature=fvwrel

Брат: Драгоценные Братья! Простите, что не сразу, но приветствую вас, вернувшихся с очередного, наверняка не менее удивительного и полного всевозможных приключений сплава!!! Ура-ура! Очень хочется услышать что-нибудь, фотографии увидеть (фотоаппараты хоть были - а то ведь никого из наших обычных фотографов нынче не было в команде!) Скажу сразу, просто поражена новостью, что никто не кильнулся - неужели настолько высоким стало мастерство и смелость наших дорогих сплавщиков, что не то что четвёрка, достойно показавшая себя в прошлом году, но даже двойка бесстрашно покоряет все пороги и бочки? Ура-ура, с возвращением!

Ханай: Ура! Ура! Ура!!! И всё таки мы пробрались на Цыпу Хотя большинство людей думали, что ни чего не получится Проблема была в том, что у нас в Забайкалье и Бурятии всё лето шли дожди и все реки поднялись до рекордного уровня. По этому ни кто не брался нас вести на озеро Баунт с которого мы должны были начать сплав. Но в конце концов нашлось суперское решение мы доехали до реки Талой которая поднялась до абсолютно не проходимого уровня и именно с нее начали наше чудесное путешествие! В итоге получилось так: р.Талой, р.Цыпикан, оз.Баунт, р.Цыпа, р.Витим...всего было пройденно пять водоёмов. Четыре реки и одно озеро! Надо сказать, что виды в этом году были просто обалденные. Мы сплавлялись по самому гребню горного плато и под нами простирались восхитительные долины. Благодаря тому, что Цыпа поднялась больше чем на два метра, открылись такие просторы, что дух захватывало, иногда хотелось кричать от восторга! На Витиме мы вплыли в огромную радугу, такого с нами просто ни когда не было. Радуга во всём своём многоцветии выходила прямо из реки. И мы с песней Гуру вошли прямо в нее! Все три недели фактически не было ни одного дождя, хотя 18 и 19 июня ночью температура опустилась до -5 и -7 градусов соответственно. Катамараны превратились в две ледяные статуи. Но слава богу зима не наступила и мы продолжили своё путешествие....... (продолжение следует...)

Ханай: За день до холодов один из членов нашей команды заболел и четыре дня подряд я колол ему уколы по 6 штук в день:) То есть по сути я стал на время доктором, в помощь мне был назначен Степан Белов - санитаром. Стёпа смешивал лекарства, грел их и наполнял шприцы. Слава Всевышниму наш пациент быстро пошёл на поправку, хотя в начале всё было совсем плохо вплоть до того, что были идеи отправить его в больницу на вертолёте Забавный случай произошел когда вечером, к концу четвёртого дня, я ставил завершающий укол. Для справки, укол очень больнючий (толстоватая игла + 5 кубиков антибиотика). Так как было холодно действо происходило возле костра. Девушки смотрели в сторону, мужская часть коллектива внимательно наблюдала за моими манипуляциями. Пациент в силу опыта большого количества проставленных за четыре дня уколов лежал расслабленно (понял уже, что если дёргаться больнее будет ) И вот я приподнимаю руку со шприцом и одним движением вгоняю иглу И в это самое мгновение мой санитар, громко говорит: ОООЙ!!! Естественно многие подумали, что мы с санитаром Степаном в сговоре, чтоб помучить пациента посильнее. Соответственно вся команда начала ржать в том числе и пациент.(примерно так ) Ну а я титаническим усилием поймал трясущийся шприц и все таки выдал завершающую дозу в ягодичную мышцу.Вот такой у нас был походный стационар

Ерика: обалдеть!!! вот это рассказ! УРА!

everything: Здорово!

everything: Первопрохождение по реке Черчен в горах Куньлунь Китая 2012г. Гигантский горный массив Кунь-Лунь, с севера ограничивающий Тибетское плато, до наших дней остается «белым пятном» на картах, в котором лишь единицы путешественников протоптали узкие дорожки. Первым среди них был Пржевальский, давший русские названия хребтам и вершинам Кунь-Луня. Крупные открытия в этом районе продолжаются и сегодня, когда, кажется, космические спутники уже все разглядели с орбиты. В 2009 году экспедиция Отто Чхетиани открыла вершину Восточный Чонг-Музтаг (6976м) в верховьях реки Керия. Высочайшую вершину хребта, которой не было ни на картах, ни на спутниковых снимках. С ледников Кунь-Луня, прорывая горы на своем пути, в пустыню Такла-Макан текут многоводные реки, чтобы без следа раствориться в ее бескрайних песках. Нам известны только две попытки прохождения этих рек. В 1990 году американцами пройдено среднее и нижнее течение Яркенда, самой западной реки Кунь-Луня. В 2007 году экспедиция Сергея Черника прошла верховья Юрункаша, но закончилась гибелью четырех участников на сложнейшем участке реки. Даты экспедиции: 29 августа — 27 сентября 2012 года Нашей целью было прохождение одной из рек востоку от Юрункаша – Керии или Черчена. В СУАР последние годы неспокойно – уйгуры не приемлют политику, которую проводит в их отношении Пекин. Иностранцев стараются не пускать в горы, пугая возможной встречей с уйгурскими террористами. Тем не менее, нам повезло заехать на Черчен и пройти весь его сплавной участок. Сплав начался в горах, закончился – среди песчаных дюн Такла-Макана. Черчен оказался невероятным! Он весь зажат в узкие каньоны, выходы из которых можно пересчитать по пальцам. Иногда разведку приходилось производить виртуально, по спутниковым снимкам. Иногда не помогали и снимки – меандрирующие стены каньона перекрывались, течение реки не было видно со спутника. Такие участки мы называли «метро», и опасались Черчена, зажатого в узкую щель. Но все-таки шли. "Ну — труба…..(((", — так откомментировал председатель Центральной маршрутно-квалификационной комиссии (ЦМКК) Николай Рязанский видео сплава в «метрополитене» Черчена. А Юра Борисов на это заметил следующее: «Какое, однако, короткое, но, вместе с тем, ёмкое и многозначное высказывание! Ни с какой стороны не подкопаешься. Ни слева, ни справа! Идеальный председатель МКК, вдумчивый и выдержанный. Лишних слов, на всякий случай, не говорит». Всего на Черчене мы насчитали 6 «метро» — участков, где из каньона не видно неба. Первое «метро» снялось неважно, пятое и шестое мы обнесли. Остальные три предлагаем вашему вниманию. Посмотрите сами и решите — «труба» или нет. Второе «метро»: пока еще широко, но уже видно, что большой желтой реке, зажатой в стены, довольно тесно. Вода очень мощная. Обратите внимание, как катамаран в начале «метро» с трудом уходит от навала на стену левого берега. Второй катамаран не ушел от этого прижима и чудом избежал переворота. Осмотр «ушибленного судна» после «метро» выявил перелом двух продолин и четыре погнутые поперечины. Второе метро Черчена: http://youtu.be/ZCILAxnKlqg Порог Эскалатор: http://youtu.be/gGdEZ5fCfkg http://ratt.ru/archives/category/cherchen Черчен: роман в письмах Как вы уже знаете, шло нас по Черчену восемь человек. Но был в нашей экспедиции еще один, девятый участник, который оставался в Москве и обеспечивал круглосуточную «линию жизни» между нами и нашими близкими. Почти каждый день мы вкратце пересказывали Паше Лузану новости с Черчена. Вкратце — потому что спутниковый телефон принимает и передает всего несколько коротких минут — пока спутник виден в просвете щели каньона. Паша принимал телефонограммы и превращал их в электронные письма, и в какие — зачитаешься! В этих письмах весь наш Черчен. Стапель на Черчене — 8 сентября 2012 года. Первый день сплава — 9 сентября. Пройдено около 30 км без серьезных препятствий. http://ratt.ru/archives/3919#more-3919 аудио-рассказ: http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoSetItemID=c3e3f145-0f35-4720-b930-897850f33b18

everything: Третье метро Черчена, видео: http://youtu.be/GGC_4BHTt0k

everything: порог Предмостный на Черчене: http://www.youtube.com/watch?v=_qekRSz4HK0 Киль катамарана на Черчене: http://www.youtube.com/watch?v=kyJKAdM3OHk



полная версия страницы