Форум » Природа, походы » Сплав ... (продолжение) » Ответить

Сплав ... (продолжение)

Ханай: Несколько лет подряд мы с друзьями каждое лето практикуем такую забавную штуку - сплав по рекам на катамаранах… Скажем так - это очень хорошее мероприятие для проверки состояния своего сознания…на сплаве есть очень большие шансы увидеть мир по новому, осознать то, что в обычной жизни для нас зачастую остается за кадром… Хорошее приключение, которое может привести к крушению некоторых стереотипов, мешающих нам прийти к состоянию безусловной свободы… Думаю, на двух стереотипных моделях сознания нужно остановится подробнее для того, чтобы было понятнее, о чем идет речь… 1.Большинство людей живут так, как будто никогда не умрут… И хотя зачастую мы наблюдаем смерть, которая приходит к кому-то из окружающих, мы почти всегда уверены, что сегодня умрет кто-то другой, а с нами это произойдет когда-нибудь, но только не сегодня… 2.Мы уверены, что все контролируем. Когда же ситуация выходит из под контроля, чаще всего мы к этому не готовы … В обычной повседневной жизни эти две стереотипные модели сознания не приносят нам особых беспокойств. Более того, они создают иллюзию внутреннего комфорта. Для человека не ищущего, не обремененного идеями богоискательства или самопознания, их наличие очень даже необходимо, иначе вся система психики может перейти в фазу маниакальных страхов и тотальной неуверенности, а это, согласитесь, ни к чему хорошему не ведет и, в общем-то, не особо радостная жизнь станет совсем невыносимой… Интересные вещи происходят в тот момент, когда человек попадает в ситуацию, в которой он оказывается на грани жизни и смерти…. Смерть, как момент безусловной искренности, легко открывает нашу истинную природу, сбрасывая все ненастоящее, приобретенное за время жизни в иллюзиях социума. Но происходит это только, если нам удастся не впасть в истерику из-за крушения двух выше обозначенных моделей сознания… Сплав по серьезным рекам, в этом плане,- уникальное мероприятие. Особенно когда ваш катамаран переворачивается в одной из бочек…где-нибудь в середине пути…вы выплыли, несколько раз чуть не захлебнувшись… и, о чудо - приобрели ясное осознание: ваш катамаран, который казался вам до оверкиля абсолютно надежным и устойчивым судном, на самом деле всего лишь маленькая щепка в руках стихии…и жизнь ваша могла прерваться вне зависимости от вашего желания и безуспешных попыток все держать под контролем… На реке Ципа с нами произошел как раз такой случай…огромная "бочка" в ряду нескольких крупных порогов…оверкиль…борьба за жизнь…а вечером, у костра - чудесная возможность для медитации… Давно известно, что сознание обычного человека пребывает или в перспективе, т.е. в будущем, или в ретроспективе, т.е. в прошлом. Оба этих варианта, в контексте оверкиля, создают условия для появления страха и неуверенности. И все бы ничего, НО…впереди еще несколько дней порогов, "бочек" и последние, самое интересное испытание - 119 порог, с огромным "котлом" посередине, порог, который по международной классификации имеет 5 категорию сложности… Да-а-а, здесь есть о чем подумать…особенно, если большая часть команды - новички… Забавно, что, когда непосредственная угроза жизни миновала, и вы остаетесь один на один с собой, сознание, как в прежние годы, может начать метятся между прошлым и будущим. Многолетняя наработка покоя «здесь и сейчас» может оказаться взломанной суровой рекой…и здесь ясно просматриваются два дальнейших пути. Один - в мир страха и маниакальной осторожности, другой - в нечто новое, которое я обозначил, как тотальное принятие, принятие Вышнего, принятие Гуру, и принятие реки, как одного из своих наставников. В первом случае вас ждет тоска, угнетенная страхом воля и, почти наверняка, неадекватность действий и принятия решений. Не зря говорят, что страх - плохой советчик... Во втором – Вышний, легко и свободно ведущий данную вам жизнь по одному Ему ведомому Пути; Гуру, пребывающий в сердце, как чувство безусловной радости; и Река, теперь уже, как живое одухотворенное существо - Наставник обучающий принятию и благодарности… В моем случае некоторый опыт духовной практики и милость Гуру сделали свое дело, выбор был не труден, и все последующие дни сплава сознание, войдя в состояние интенсивной динамической медитации, пребывало в состоянии покоя и радости…влекомое бесконечным потоком силы, и исполненное восторгом и благодарностью… Интересно, что когда сплав закончился, та спонтанная долговременная медитация, которая за время сплава стала отчасти привычной, в какой-то момент начала терять свою интенсивность, хотя где-то в глубине сердца она продолжает жить и ждать своего часа… Вот такое забавное это мероприятие – сплав. Мои друзья - альпинисты рассказывали, что в горах, во время восхождения происходит нечто подобное, тоже самое бывало и с бегунами на Беге Дружбы…а в целом жизнь дает нам огромное количество возможностей для получения необычных опытов выводящих из рутины повседневности, и для этого не всегда обязательно лезть в горы или идти на сплав, важно лишь быть бдительными и не пройти мимо…ОМ ТАТ САТ!!!

Ответов - 109, стр: 1 2 3 All

Sarbola: А я весь поход скучала по Ципе... Всевышний увидел и немного подправил картину: когда прошел дождь и началось наводнение, Ингода стала совсем похожа на Ципу. Еще мы проплывали рыжие скалы с правой стороны...На Ципе были такие же, вечером перед музеем сплавщиков...И встречный ветер, как на Витиме, хотя и не такой сильный... И сейчас туда хочется, на Ципу ...

Анимэ: Спасибо

starry dew: Скука давит, как воля чужая, Миражи серым цветом полны. Я с трудом среди них выживаю: Как же мне не хватает волны - Изумрудной, с оттенком лазури, Бьющей в камень прибрежной скалы - Я лишь там понимала, что всуе Мои мысли смешны и утлы. Ноют плечи - ещё не забыли Напряжение мощной воды, Мне вернуться опять хватит силы К берегам, где остались следы От высоких костров полуночных, От палаток, сминающих мох, Где закаты оранжево-сочным Цветом красили камни у ног… Я чуть слышно себе напеваю Из “Зеленой кареты” куплет, И, друзья, каждый час вспоминаю Ваших глаз и улыбки и свет…

Anadi: Я тоже- вспоминаю!!! - и особо то, как ты, starry dew, устроила всем баню - настоящую с горячей водой у костра на тропе под кедром - в день после дождя и СНЕГА!!! ...Степа сказал: "Иди туда! - показав рукой направление и загадочно улыбаясь - Тебе там понравиться - там тепло и сладко!" Я подумала, что Степа, как истинный поэт, выбрал такой своеобразный эпитет для выражения полноты своих чувств и не стала переспрашивать почему "сладко", почему "тепло" - я догадывалась: уже ходили слухи по лагерю, долетая с ветром под тент у основного костра, что где-то в безветренном месте кто-то разжег еще один костер. Но оказалось, что это был буквальный и честный пересказ Степана происходящих событий - там мылись горячей водой и угощали всех, отважившихся на подобное, настоящей ШОКОЛАДКОЙ!!! Я в потрясении полном застыла на месте и уходить уже никуда не хотелось. Постепенно и я созрела, наблюдать просто сил не осталось - стала потихоньку снимать многочисленную одежду, а одето было абсолютно все, что только можно было одеть - шерстяной платок, шаль, плащ, который давно насквозь промок почему-то... И в результате я оказалась вымытой с головой, стояла в одной футболке, уплетала шоколад, прихлебывая кипяток из кружки и было так тепло и сладко ! В довершение всего мы слушали Ленину песню про лисичку, что она репетировала с гитарой к вечеру по заказу именинника-командора и потом долго сидели и читали стихи - взахлеб - через волнение - и starry dew тихо вытирала слезы от полноты чувств... СПАСИБО, тебе!

Цэдэн Дамба: Да, вечер стихов был волшебным. Ещё никогда такого не было. А банька на том высоком берегу! А снег 8-го августа?!

Еше Нинбо: У меня есть сюрприз для сплавщиков по Ципе. Старая книга о строителях БАМА "Навстречу времени" с мистическим рисунком и рассказом о сплаве по Ципе 80-х годов прошлого века.

Брат: Вот это даааа! ты же дашь её всем нам прочитать?

Sarbola: Мы ее почитали, написано очень здорово. Отсканируем и выложим главу про сплав.

Брат: ой, буду ждать))

Аркаим: Привет дорогим соратникам по походам! Приближается лето, а значит и сплав, который в этом году намечается как я понял на Ципу... Что то уже внутри зудит все от желания поскорее на реку, услышать ее гул, окунутся ледянной волной, замереть от счастья на лету в "бочку" и попарится в баньке, отогревая ледянные ноги, и выпить кружечку обжигающего брусничного чая.. Хотелось бы знать, кто в этом году собирается ? Откликнитесь, друзья..!!

starry dew: привет, Ринат) будем надеяться)

Ханай: У меня есть ясное чувство, что я тоже буду... видимо так а иногда так

Аркаим: Или вот так

Ерика: О, я помню

Аркаим: Всем привет! , как идет подготовка к сплаву? Таки я и не понял, сколько народу в этом году собирается. С Челябинска гарантирую минимум двух челов. Крепких и веселых парней, жаждущих приключений, но в разумных пределах..

Еше Нинбо: С какого по какое сплав?

Еше Нинбо: Нужна порция адреналина, засыпаю на ходу. Лучше износиться, чем заржаветь.

Еше Нинбо: Прохождение большой "бочки" в 119 пороге на реке Ципа, август 2011г.

Ханай: Да, "бочка" просто СУПЕР!!! И фото отличное! А еще у меня замечательно получился расчёт прохождения этого порога...

Ерика: А если не секрет, кто там на катамаране? Кто это там в белой кепочке? и кто носом воду пашет, тоже очень интересно... Вы как там, никто за борт не упал?

Аркаим: Ханай пишет: А еще у меня замечательно получился расчёт прохождения этого порога... Да, особенно когда ты на песочке нарисовал схему, просто шедевр творчества...

Аркаим: А в белой каске Саня, по моему он уже готов эвакуироваться в случае чего...

Брат: Кто Старое Вспомянет... Или некоторые записи о заброске на Ингоду, 2010 год 1е дни Чита – Кыра – Анацакан. О том, как сходились пути Ну что вам рассказать? Надо оправдывать иллюзию звания летописца. Хочется немного рассказать про нашу славную команду. Одно из новых чудес – это Алёша. Ученик Рината, сын славного Челябинска. Знакомство с ним началось со смеха: мы с Лерой в Чите вернулись от Паши, а в домике Стёпкином уже сидели Ринат с Лёшей; сразу порадовала открытость его, и сразу захотелось улыбаться. А потом решили проверить, хорошая ли у нового бойца экипировка и тут началось…: «Ну у меня водолазка есть, ну помнишь, с таким вот воротничком (показывает, обращаясь к Ринату)». «А что-нибудь тёплое есть?» «Ну курточка-безрукавка синяя такая». Мы с Леркой просто катались от смеха при этом диалоге. А когда по просьбам Лёша надел всё это, мы просто выпали! Мы-то в прошлом году на Цыпе хорошенько натерпелись, и на Алханае накануне досталось (мы сразу подумали, что это Всевышний нас решил предупредить), так что нынче подготовились, а его-то, бедолагу, это всё могло ожидать впереди! Потом это существо стало на некоторое время непонятным. Мы приехали в Кыру на следующий день после уральской команды, и во время нашего пребывания в местном спортзале он лежал и копался в телефоне, или пребывал где-то ещё, только не с нами. А потом…! Потом было утро старта! И Лёшка начал учить песню, мы же помогали с ритмом, иногда с нотами. …Началось! Наш водитель нажал на газ, и мы поехали с песней Бега дружбы! Как здорово! И здорово больше всего оттого, что приходит осознание: «Я снова на сплаве. Снова добираемся всевозможными транспортными средствами до заветных рек. Пусть мы теснимся в куче вперемешку с рюкзаками, бесконечными мешками и свёртками, и я опять (уже традиционно) сижу около вёдер (эт ещё повезло – в прошлом году мы с Саней сидели поочереди прямо на них!), но настроение от этого всего взмывает вверх! Сплав Ждёт! Нам открыт путь!» Кузов был полностью накрыт тентом, только задняя стена была открыта. Там обосновались наши мальчишки и Лера. Женское братство поселилось внутри кто вдоль стенок, кто посередине. Лучше всех устроилась Таня – она умудрилась лечь! Круто это, конечно, только мои ноги периодически оказывались под ней и затекали. После нескольких перессыков все перемешались. Остановки – тема отдельная. Не знаю как, но нам без особых усилий удавалось докричаться до водителя сквозь шум машины. Нам было весело, а однажды он остановился и заглянул к нам в окошечко в передней стенке, вот счастья-то у нас было и смеха! Остановка у речки. Лёша со своей спортивной шустростью куда-то делся. А потом что-то краем уха слышу, водитель интересуется, наш ли это белый человек по реке поплыл? Я подумала, что шутит он так: холодно оно как-то в мире, дождь идёт к тому же, оказалось, что всё было серьёзно – Лёша успел проплыть! Теперь холодновато ему было сидеть на краю кузова, забрался вглубь, залёг с Ринатом, изъял у кого-то из ребят плеер и затих, но ненадолго: НАЧАЛ ПЕТЬ (ему так казалось). А со стороны это было больше похоже на завывания. Попутно он ещё пытался изобразить голосом инструментальные проигрыши! Боже, это смогла бы описать Нина, но у меня никак не хватит умения! Просто вспомните это: лежащий Лёша с блаженно закрытыми глазами и радостной улыбкой, который поёт какой-то бред, причём много-много раз одно и то же. А мы смеёмся, передразниваем, потом пытаемся унять его, или отнять плеер! Было даже предложение сделать эту песню символом уральского катамарана – всё равно её все уже невольно запомнили! Потом, приехав к стрелке Кыры и Анацакана – цели 1й стадии нашего пути, Лёша обнаружил, что носки он благополучно оставил там, где купался! И тут он загорелся, что надо же сбегать их забрать, а то их всего, по-моему, 3 пары было!!! Причём реально чуть не убежал, благо наши командоры и старейшины его сумели убедить остаться! Приготовления к сплаву в Чите – это всегда величайший сумбур, особенно если обитать в это время с ребятами. Картина такая примерно: мало времени, много-много дел,заданий, покупок и т.п. И никто ничего толком не знает, никто, кроме Паши. Вот и получается например, что в последний день почти вся сушка хлеба предстоит нам с Лерой. Меня отправили к Паше, Лерку к пашиной маме ( у неё ещё стирка была). Целый день в жаре на кухне наедине с 16ю буханками хлеба - это впечатление незабываемое, к середине дня я уже разговаривала с ними не переставая! Самым страшным испытанием оказалась упаковка, я пришла к выводу, что если я была бы монахом, мне надо было бы такое послушание давать. Трудно мне этот процесс пережить. Но вот и вечер, на улице стемнело, хлеб весь выстроен шеренгой вдоль стены, кухня вымыта, Паша пришёл с рюкзаком, забрал моих красавцев всех и отправил к Лерке упаковывать её хлеб. Тут я побывала в новом мире! Никогда не была у пашиной мамы, а побывать стоит! Во-первых я застала одну из кошек, белую. Кошка с характером, долго и упорно сидела под столом и идти ко мне никак не хотела, уж я ей и мяукала, и мурлыкала, и она поверила, в конце концов, что я ей ничего плохого делать не буду. Посидела она, поласкалась, а потом резко Хоп и ушла – надоело ей. А, во-вторых, поразительное количество всевозможнейших комнатных растений! Сделаю небольшое отступление. Нынче зимой у меня была удивительнейшая встреча. Вечером как-то я возвращалась домой. Зашла уже в автобус, открыла книжку, но отвлёк шум – в автобус вносили красавицу-пальму! А счастливой обладательницей была бабушка на костылях, с виду ей под 80 уже. Так случилось, что она стояла рядом со мной и рассказывала женщине соседней, как удачно она съездила, купила разные фиалочки, черенки пальмочек и случайно увидела на распродаже большую пальму, на которую чудесным образом у неё хватило денег. А потом я взялась ей помочь донести малышей до дома – она живёт недолеко от меня. Я заходила к ней домой. Это квартирка однокомнатная, вся-вся заставленная цветочными горшками в несколько рядов. Здесь целый мир!!! На одной стене фотообои – океан со скальными островами. Надежда Васильевна рассказала, что раньше они были на 2х стенах, но ей от этого становилось страшно – это же ЦЕЛЫЙ ОКЕАН ВОКРУГ! А так она может быть в пространстве, в бесконечном океане, а когда устанет, она возвращается домой. А скальные выступы – это острова Японии, поэтому дальше на стене у неё висят японские картинки, а потом стоит шкаф, заставленный кораблями и коллекцией всяких кувшинах! Удивительнейший Человек! Она счастлива постоянно, ей безумно интересно жить, несмотря на возраст, невзирая на то, что семья её живёт отдельно и её увлечений совсем не разделяет… Вернёмся в Читу. День окончен. Сейчас что-нибудь вкусное купим и пойдём к Стёпе. Тут же не только сборы: Баир Лама к ребятам приехал, разные люди ходят туда-сюда. Мы собирались полночи!!! Я до 4х тусовалась – вещи собрала и принялась сушить арахис, а помимо этого мы ещё с Колей общались (он как раз ездил туда-сюда, из чего Стёпа сделал вывод, что Коля специально так делает: всех обнял - уехал, потом приехал – снова всех обнял). Кончилось тем, что я ему минут 15 доказывала необходимость завести северных оленей, а он так и не согласился! Паша лёг, по-моему только в 6 утра, или даже в 7! Бедолага! Он-то и за себя собирался, и за Стёпу, и за Максика, по-моему. И продукты все тоже на нём оказались, и снаряга!!! Утро. Ну конечно не выспались ни черта, но настрой боевой! Вот только за окном дождь… Говорят, хорошо уезжать в дождь, но если представить, что ты проедешь несколько сот км, и там тоже будет дождь, то тело не особо радуется перспективам =) Планы утра? Ну какие там планы; пока что просто ползаем неторопливо по Лериной комнате, пьём чай, ищем что-нибудь перекусить, а потом (в лучших традициях) бац и всё: время поджимает, а надо ещё столько сделать, становится мало места, в домике поднимается суета, а за окном спокойно и тихо с неба льётся вода. Как бы что ни происходило, но мы успели. Приехал Володя Мистюков, погрузили все вещи, кто из наших в машину не поместился, поехали на троллейбусе. Какое же настроение радостное. Всех почти я уже успела повидать на Алханае, всех, кроме СВЕТЫ!!! Ах, родной мой человечек, боже, как здорово снова видеться! Как здорово осознавать, что мы теперь столько времени пробудем рядышком! А ещё с нами Ленка едет!!! Ура! Удивительно всё решилось накануне вечером: после Алханая отказалась с нами на сплав идти сестра Тани (написано где-то год назад, потом воля моя сломалась)

Ерика: Братик! А что-нибудь еще было написано год назад? Ты поройся в архивах, а? Ну, интересно же читать! Эх. В этом году вместо меня на сплав поехали мои каска и спасик. Где-то они теперь? Напиши что-нибудь еще, а?

Брат: Ах, Ерика, ждать меня долго придётся - покааа я там соберусь, возьму себя в руки... Да, с прошлого года у меня есть записи с описанием пешки, и воспоминания есть, только всё надо воедино собирать) А этот кусочек просто сразу начисто был написан. Зато скоро я выложу ещё один интересный старый набросок - его набрать нужно

Еше Нинбо: Выложите здесь пожалуйста ещё интересные фотки со сплава, с радугой где или ещё что.

Еше Нинбо: Фотки можно посмотреть у Светы в фотоальбоме: http://necvetaeva.galery.ru/

Брат: Дорогие мои, родные и любимые! Уж простите, что-то случилось с моим временем, и его панически стало не хватать (порой даже на уроки!) Очень хотела написать всё и выложить целиком, но что-то пока не судьба, тем более что и пишу я медленно). Так что вот, выкладываю то, что успела сделать))

Брат: Встреча с 1ми порогами. Ночёвка. Утро. Старт Вот он, долгожданный вечер – вечер красоты, восторга, скорости и единства, когда путники попадают в царство скал и камней, а реку будто подменяют, из широкой созерцательной и задумчивой красавицы она превращается в радостную, игривую, непредсказуемую… Сколько же слов надо потратить, чтобы описать всё, что видишь и чувствуешь, начиная с первых шивер! Поэтому куда лучше будет вам самим там побывать. Невероятные ощущения ты испытываешь, находясь на реке. Она резвится, но при этом поражает своей глубиной, мягкостью. Вода тёмная и невероятно красивая; когда на неё смотришь, чувствуешь теплоту, и кажется она тягучей, не могу найти слово, которое бы подошло. Ой, нашла, она на смолу похожа, душистую, обволакивающую смолу. Так бы и обнял эту реку! И улыбка не сходит с наших лиц от восторга, от радости, что вновь дано нам встретиться с этими волнами. Все нам делали подарки, и вода, и земля, и тёплый воздух, и только мы немного попривыкли, как нас решило удивить небо! Невероятно красивыми были облака в тот вечер, со всех сторон совершенно разных форм и расцветок: белые удивительные создания таинственно выглядывали из-за сопок, со стороны заходящего солнца лежала равнина жёлто-персиково-какого-то цвета, а на фоне тёмной ливневой тучи, была радуга! Уже 3я за сплав! И так долго она держалась в небе! На нашем катамаране мы больше всего хотели, чтобы Саня Волкотрубов её увидел и порадовался!  место для ночёвки выбрали 5ка с 4кой. Уж не знаю, кто конкретно, но нашу траекторию явно не очень рассчитали. В итоге, благодаря сплочённости и немалым усилиям, мы выгреблись с середины реки к намеченному берегу, правда, потом Паша слез с ката и долго тащил его против течения на чалке, а мы старательно гребли. Думаю, со стороны это выглядело очень забавно. А местечко-то хорошее выбрали, ничего не скажешь! Здесь была заложена стоянка, остался стол, и совсем недавно были люди: мы видели следы: так-то окурки, пакет с бутылками. Уж не помню почему, но было, по-моему, холодно, или просто река нас немного прополоскала? Вещей мокрых набралось прилично, и на лиственницах вокруг костра натянули и завесили 3 верёвки. Для нашей палатки нашлась приятная площадка, вокруг которой полукругом стояли деревья (помнится, в один из прошлых сплавов был величайший спор из-за подобного места – одни хотели ставить палатку, а Паша со Стёпой настояли, что это такое чёткое место, где непременно нужно разводить костёр и играть, в итоге оно пустовало) Заканчивала дежурство команда 5ки, девчонки сварили очень вкусный суп, а после ужина запели, поиграли, Шола вытащила наш домашний мармелад, который всем очень понравился, и рецепт мы потом рассказали. Про своё дежурство на завтра мы всё решили (ура, после Ую я наконец-то твёрдо и точно знаю, где и что у нас лежит!!!), достали ячку и всякие там банки, замочили горох (ой, я ещё помню, что в наши дежурства мы готовили, надо же!) Вы думаете, подарки дня на этом закончились? А как же луна? сегодня был 2й, или 3й день полнолуния. Это так было похоже не тонкую японскую живопись, и на величественные мифы северных народов… Лежал густой туман на сопках, шумела река, плыли облака по небу, и светила луна – яркая, мягкая, тёплая, близкая и такая далёкая (Саня Банщиков много раз отмечал, что никогда в Чите луна не бывает такой большой как здесь, на сплаве). Вырисовывались силуэты катамаранов, ближайших деревьев и красивого куста лозы, выросшего на камнях, а дальше, из-за поворота реки выплывал Корабль! Призрачный Корабль! С крутыми боками из кустов, песка и камней, с мачтами, в которые превращаются по ночам лиственницы, растущие на этом острове. Все мы попали в удивительную сказку, и, наверное, каждый вспомнил какую-нибудь историю про пиратов, или про «Летучего голландца», то, что всегда хранится где-то в нашем сердце и памяти. И люди почти не говорили, просто стояли, смотрели и улыбались, а потом потихоньку возвращались к костру  Вот так и закончился день, в который мы дошли до порогов. Утро нас ожидало солнечное. Подъёма, видимо, опять не было, иначе меня бы кто-нибудь будил, а я сама встала. Всё у нас здорово, настроение у всех хорошее. С подачи Сани Банщикова прижилась и оправдала себя идея разбавлять концентрированное молоко; автор скромно прибавил, что это его подарок за упущенную несколько дней назад банку. Как теперь хорошо: одной банки спокойно хватает на всю команду, навсегда уйдёт в прошлое традиционное Пашино наставление: «Друзья, концентрированное молоко – это не тетропак, нужно наливать совсем немного», и т.п. А мы собирали с мамой грибы! Маслята! Это всё подготовка к обеду, начавшаяся ещё с вечера. Грибов много, к этому начинаешь привыкать, хотя всё равно здорово! А поскольку их много, мы теперь выбираем – этот староват, а этот немного поеден, а вот хорошенький! И этот берём, и этих малявочек, только пробившихся из-подо мха, их тоже берём. До чего же у них ножки длинные! Помню, меня раньше очень забавлял момент, как растения и грибы понимают, в какую сторону пускать корень, а в какую – росток? В общем, набрали мы целый пакет, а потом ещё Паша добавку принёс. И вообще у него была хорошая, весёлая идея сказать всем, чтобы они, идя в туалет, собирали грибы по дороге туда и обратно =) А вот старт затянулся. И кто последний? – правильно, «Anantaya». В лице капитана явилась нам сама скурпулёзность, тщательность и ответственность. Несколько дней уж думу крепкую думает Паша, как бы так груз расположить получше, как бы завязать понадёжнее, оттого у нас и нововведения каждый день на протяжении всех порогов. На Ую Пётр Иванович так и сказал, задумчиво с улыбкой разглядывая нашу палубу: «Самое «интересное» это занятие на сплавах – вязать и развязывать вещи!» Ну что тут говорить, конечно, все шутку поняли! Сегодня 1й и последний раз Лёша помогал, а вечером Паша узлы забраковал, и Лёха больше к увязыванию не призывался. Мы на кате с ним напару работали вечерними развязчиками  Ребята вяжут, мы вещи складываем и подаём, а что же делается с другими доблестными экипажами? Там давно всё собрано (только целлофан никто признать не хотел, пока Паша не применил проверенный метод, и не подослал меня к Коле), несмотря на некоторые наши подозрения, всё добротно увязано, люди экипированы и занимаются теперь кто чем. Всегда немного странное чувство, когда лагерь уже собран, а выход откладывается, это, наверное, и есть «чемоданное» настроение! Ведь ты, вроде бы, уже не совсем здесь – без костра и табора, словно дым, улетучивается ощущение дома – но ещё никуда не двигаешься. Томительны эти отрезки времени, а для меня нынче особенно: сразу догоняют вопросы и непонятности, которые так хотелось бы оставить в городе… Да и просто скучно, по-своему всем скучно, это видно, ну а способы развлечься у каждого свои, с нашей неугомонной кампанией нетрудно найти занятие по душе. …Какую же радость испытываешь каждый раз при отплытии! Берег и вода – это два совершенно не похожих мира, две разные жизни. Если ещё точнее, на сплаве вода – это одна единая линия, история, а высадки на берег лишь ненадолго разделяют, разбавляют и оттеняют её, но ведь от этого она только ярче становится! Будто ты уснул на время, позабавился во сне, а потом сел на кат, и вновь оказался Здесь и Сейчас. Весёлое у нас сегодня занятие – ждём встречи с 11м порогом! В прошлый раз нас там неплохо поболтало (главное – совершенно неожиданно!). А теперь-то мы подготовлены: Лера помнит, как выглядели берега перед входом в каньон, а Паша вычитал в отчёте команды из Владивостока, что до этого порога должно быть 2 острова. Всё бы хорошо, да вот незадача: тут вся река из одних островов теперь состоит! «Если считать, так мы уж все 10 проплыли!» Река всё время разбегается в разные стороны, знай только угадывай, в какую бы нам лучше повернуть! Несёт нас, несёт, озираемся по сторонам, и вдруг Пашино «Всё, идём влево! Табань, табань, Лёха!» - экстренно встаём боком к течению, чаще даже несколько против него, и начинаем выгребаться! Отличная тренировка выходит, что бы с тобой ни было, как бы ты себя ни чувствовал, всё это теряет значение, все мы – команда и одна единая пружина, и вот кат скачками перелетает в новое русло. Супер! А теперь можно отдыхать и наблюдать за остальными катами. У 5ки день начался не безупречно – врезались они таки в камни около Острова-Призрака, расстроили нас. В общем, так мы его, этот 11й, и не узнали, а окончательно поверили мы в это только на следующий день, когда уже точно-точно стало ясно, что никак невозможно такое расстояние так долго проходить. Вот я сейчас только задумалась: на чём, интересно, строилась наша логика? Почему мы все были уверены, что вода выше здесь была, чем в прошлый раз? Да, в верховьях она действительно была выше, но здесь, после стольких жарких дней, уровень сильно упал, да и островов в таком количестве не было. И даже бдительный Коля ничего не заподозрил!

Брат: 119 Порог. "Из ощущений наблюдателя" Всё это напоминало излюбленную детскую игру «казаки-разбойники». Ребята с 5ки спокойно расхаживали по камням, смотрели на воду - всегда в этой игре есть момент ожидания, пока 2я команда готовится. И тут вдруг миг, и всё меняется, шасть, и вот уже все прячутся за камнем, с нетерпением оттуда выглядывают. Помните, как интересно посмотреть тихонечко из засады, где там твой соперник, предвкушая радость хитро спланированного нападения! Высоко на камне стоит человек, и выглядит это так просто, мол, стоит, ну и пусть себе стоит. Но на самом-то деле это не кто-то просто, это ведь часовой! Чудесная должность, она мне всегда в игре очень нравилась. Сидишь где-нибудь на дереве, смотришь на окрестности и всех-всех видишь. Счастливые, они уже видят приближение 4ки, а нам, сколько ни наклоняйся, ничего пока не видать. Но вот показались, совсем-совсем рядом с 1й бочкой. Друзья, удачи вам! Дышать перестаю, руки сжимаю в кулаки: там Саня, надо обязательно, чтобы он прошёл этот порог, чтобы пропустила его на этот раз река! Кат падает (какое же это зрелище сто стороны!) и врывается носом в обратную волну… так, молодцы, красиво и грамотно пробили. Теперь вторая ступенька, и тут, айайай, их разворачивать начинает, падают косо, волна их на миг от нас скрывает, боже, неужели всё?! Когда кат под водой, и мелькают только фигуры людей, то того, то другого, совсем непонятно, что происходит. Пока вспоминаю, будто возвращаюсь в то время, картинки оживают в памяти и проходят вновь одна за другой, а эмоции просто захлёстывают! Даже дыхание учащается сейчас, когда я просто пишу! Они вынырнули, весь экипаж на местах, Молодцы! Радостно издаём окончательный, победный клич за наших друзей, доблестно завершивших прохождение цыпинских порогов.

Брат: Нда, немного, но что есть уж, не обессудьте)

Еше Нинбо: Привет, братик! Отличный рассказ! А я когда с Колей, Лёшей на страховке стоял и увидел как медленно, но верно идут два корабля в 119 правый котёл, подумалось, идут как самураи, смерти не боятся! И лихо прошли. А я всё думал как мы их будем с этого берега всех вылавливать после оверкиля? И я всё время грешным делом думаю, вот как можно решиться идти в а.....ую бочку, когда у тебя рядом на катамаране сидят 4-5 живых душ. Это нехилая ответственность. Хорошо, когда всё хорошо заканчивается. Но это так, к слову. А вообще поход был необычный и он чему-то нас должен был научить. Это было не просто развлечение и отдых. Я думаю, что он научил нас борьбе за выживание, за жизнь. Ведь в повседневной жизни мы расслабляемся. А если всегда бороться как на сплаве, то прогресс будет значительный. Чувствовалось в походе, что Всевышний рядом и всегда готов помочь. Радуги он для нас расставлял очень знаково, в ключевых точках прохождения пути и завершил всё мощной победной грозой с ливнем на ж.д. вокзале. В городе мы погружаемся в болото цивилизации и взор затуманивается. А природа она так проста, так красива, так гармонична, ничего не нужно к ней добавлять, она самодостаточна, просто её нужно познать, понять. А какой у нас классный был ( и есть) коллектив!

Еше Нинбо: И потренировались очень хорошо, в жизни пригодится!

Ханай: Тренировка - это главное!!! Спасибо Брат, за чудесное повествование!

Брат: Еше Нинбо! Я даже и предположить не могла, что ты так здорово пишешь! У меня и так сегодня настроение полётное, а теперь вот прочитала и придётся думать, куда бы столько силы вложить!

Аркаим: Ну наконец-то начались воспоминания! Обьявляется конкурс на самое забавную смешную историю со сплава (можно и с предыдущих годов). Приз - очень большая шоколадка от Ринатки...

Аркаим: Еще Нимбо говорит, что в городе погружаемся в болото цивилизации, как он прав! Вспоминается четверостишие, написанное после 1 сплава: ...Вновь и вновь вспоминаю сплав, Все заморочки растворяются в миг... И в душе лишь одна благодарность... Там бытие я постиг...

Еше Нинбо: Изобретатель четырёхместного катамарана Сергей Папуш. История:http://www.whitewater.ru/doc.php?expedition-2003-bashkaus-papush СТРАСТИ ПО БАШКАУСУ В далеком 1975 году, когда я был совсем молодым человеком, у меня и моих друзей возникла идея пройти на байдарках «самую сложную» реку - Нижний Башкаус. В первый раз мы отправились туда в 1976 году, а перед нами там были группы Г.Гейна (Тула) на разборных байдарках «Салют» (2-е место на Чемпионате СССР по водному туризму 1974г.) и В.Красникова (Москва) на RZ-85 (1974 г.). Поход 1976 года был драматичным: в Саратанском каньоне у нашей группы из трех RZ-85 перевернулись две, часть участников бросила мероприятие, а до руч.Московский добрались только две байдарки. Мы сделали выводы - необходимо серьезно заняться гребным слаломом и обзавестись чем-то вроде «опорной базовой матки», перевозящей вещи и страхующей хрупкие байдарки. Это было время интенсивного придумывания средств сплава по горным рекам и мне посчастливилось внести свою лепту в этот процесс: осенью 1976 г. за письменным столом в квартире по адресу Москва, Подсосенский пер., д.10, кв.6 я придумал 4-х местный катамаран в том виде, в котором он существует и сегодня. Что касается гребного слалома, то мы организовали секцию «Буревестник», которая стала коллективом, воспитывающим спортсменов-слаломистов, а также проводящим сложные туристические водные походы. Постепенно эта секция превратилась в известную школу гребного слалома, атлеты которой становились чемпионами и призерами Всесоюзных (а затем Всероссийских) соревнований по гребному слалому, а также принимали участие в международных соревнованиях, в том числе и крупных (А.Лазько и Д.Кузнецов - участники Олимпийских Игр в Атланте 1996 года). Но осенью 1976 г. все это было в будущем, и мы приняли двухлетний план подготовки к Нижнему Башкаусу: круглогодичные ежедневные тренировки, создание группы, подготовка катамаранов и байдарок. Основной тренировочный поход 1977 г. мы хотели провести на реке Чон-Кемин. Но маршрутная комиссия и, прежде всего, В.А.Повицкий, не выпустила нашу группу, состоящую из одного 4-х местного катамарана и трех 2-х местных байдарок. Чон-Кемин к этому времени еще не был пройден и считалось слишком опасным пытаться идти туда на байдарках. По жестокой случайности Вадим Александрович Повицкий сам погиб на р.Чон-Кемин в 1979 г. при сплаве на ЛАСах. Мы часто вспоминаем его как прекрасного человека и как человека, одним из первых вводившего идеи гребного слалома в отечественный туризм. В 1977 г. мы прошли р.Чуя-Катунь, с прохождением первой (более простой) части Мажойского каскада, где впервые отработали взаимодействие катамаран - байдарка в сходных с Башкаусом условиях. Результатом этого стало увеличение количества катамаранов и уменьшение числа байдарок. Группа 1978 г. состояла из двух 4-х местных катамаранов и двух 2-х местных байдарок (конструкции П.Добрынина - К.Подъяпольского). Экипажи байдарок (С.Папуш - А.Смирнов, Л.Поляев - В.Вильман) - отлично подготовленные молодые люди, чемпионы и призеры Всесоюзных соревнований по ТВТ, делающие успехи в гребном слаломе и обладающие хорошим туристским опытом. Мы начали сплав с самого верха Башкауса (р. М. Кокури) и закончили в середине Нижнего Ущелья чуть выше руч. Кызылгак, не справившись с поставленной задачей - был высокий уровень воды, который все время повышался и, в конце концов, вынудил нас прекратить борьбу. Однако, были пройдены все препятствия Верхнего и Среднего Башкауса, а половина Нижнего пройдена весьма достойно - мы проходили все фоновые участки, а также некоторые именные: «Безлюдный», «Мельница», «Камикадзе». Поход вызвал большой интерес в туристских кругах и занял первое место на Чемпионате СССР 1978 г. Подробный отчет (№3512 в Московском клубе туристов) и завоевание походом высшего титула явились, как сказали бы сегодня, удачной PR акцией в деле внедрения гребного слалома в водный туризм. Однако, у меня (и у многих других членов группы), несмотря на признание, осталось чувство неудовлетворенности, т.к. река все-таки осталась непройденной (естественно, имелось в виду прохождение на байдарках). Это чувство подпитывалось и тем, что шли годы, а задачу, поставленную нами, не могли выполнить и другие, хотя и пытались. Было сделано несколько попыток. У группы Ленинградцев каяк Пети Ермолаева разобрался в районе порога «Мельница», и байдарочный сплав закончился раньше, чем у нас в 1978 г. В 1988 г. Сережа Рагимов (участник нашего похода 78 г.) по большой воде на каяке удачно шел многие пороги, но поход закончился гибелью Александра Ро из-за аварии катамарана выше порога «Капкан». Компания Питерских каякеров бывала на Башкаусе. Я видел их кинофильм 2002 года, но вода была уникально низкой, требовавшей иногда обносов каяков из-за габаритных непроходов (!). Наша группа за эти годы много ходила по разным рекам: Обихингоу, Аварское, Андийское Койсу - на байдарках, Муксу - одна из сложнейших рек СССР, Сарыджаз - лебединая песня - первопрохождение, наверное, самой недоступной Советской горной реки, растянувшееся с 1990 по 1999 г. - своя отдельная история, также с трагическими эпизодами. Перестал существовать Советский Союз, у меня родились дети, ушли родители. Но я ревниво следил за «моим» Башкаусом. Весной 2003 г. мне позвонил Андрей Колпаков, участник сплава 1978 г., и предложил провести гусятник в честь 25-летия знаменитого похода. Чуть позже Антон Лазько, один из моих лучших учеников, вызвал меня на беседу и предложил «отметить» 25-летие знаменитого похода прохождением Нижнего Башкауса на байдарках и катамаранах группой ветеранов того похода и молодых спортсменов. Эти предложения я принял к исполнению. Сложилась группа из 7 человек: один 4-х местный катамаран и три каяка. Катамаран - Сергей Папуш (1954 г.р.), Сергей Крюков (1960 г.р.), Лев Макаров (1967 г.р.), Леонид Поляев (1951 г.р.) - выпускники секции «Буревестник», мастера спорта СССР по гребному слалому, многократные победители и призеры Чемпионатов и соревнований по гребному слаломы, ТВТ и водному туристскому многоборью, всяких международных ралли, в том числе Белая (1991-2002 гг.). Папуш и Поляев - участники похода 1978 г. на байдарках. Крюков - руководитель похода-Чемпиона России 1999 г. по р.Сарыджаз. Все катамаранщики находились в отличной спортивной форме, т.к. были перед походом на сборе по гребному слалому на р.Мзымта. (После этого похода Макаров и Поляев стали Чемпионами России по гребному слалому в командной гонке каноэ-двоек на пороге Бегемот р.Чуя.) Каяк - Антон Лазько (1971 г.р.), мастер спорта СССР, участник Олимпийских Игр в Атланте 1996 г. по гребному слалому в категории байдарка-одиночка, многократный победитель и призер всевозможных соревнований по гребному слалому и туристскому многоборью (в том числе и Белая), имеет огромный опыт экстремальных сплавов по сложнейшим Российским и зарубежным рекам, сильнейший байдарочник СССР и России последнего десятилетия ХХ века. Находился в великолепной спортивной форме. Каяк - Сергей Рагимов (1955 г.р.), участник похода 78 г. (тогда греб на катамаране), мастер спорта, неоднократный победитель и призер всевозможных соревнований по гребному слалому и туристскому многоборью, лидер московских каякеров 80-х годов (перед А.Лазько). Занимается коммерческим сплавом, все время тренируется на воде, участвует в соревнованиях по родео. Перед походом тренировался на р.Катунь в Аккемском прорыве. Находился в великолепной спортивной форме. Каяк - Сергей Кардашин (1969 г.р.), самый «молодой» мастер спорта в этом походе и единственный невыпускник секции «Буревестник», неоднократный победитель и призер многих соревнований по гребному слалому и водно-туристскому многоборью, постоянный участник (и, чаще всего, победитель) Интерралли Белая. Перед походом тренировался на экстремальных реках Норвегии. Находился в отличной спортивной форме. Все участники похода имеют большой туристский опыт, «шестерок» по десять, в среднем. Таким образом, все они - хорошо подготовленные мастера бурной воды, трое - (Папуш, Поляев, Рагимов) - участники похода 1978 г., остальные, помоложе, подготовлены в нашей школе гребного слалома и туризма и вместе представляли собой сплоченную, хорошо сработанную команду, готовую приятно отпраздновать событие победы-78 и доделать недоделанное и несделанное за 25 лет другими. После сбора группы остальная организация была делом техники. Каяки и другое байдарочное снаряжение было самого лучшего качества, выбранное самими спортсменами. Было решено, что катамаран повезет все вещи, чтобы каякеры были в чисто спортивной ситуации - перед ними и так стоит сложнейшая задача. В этот раз мы не хотели, да и времени не было, заниматься каким-либо проектированием и заказали у фирмы Рафтмастер стандартный 4-х местный катамаран Fox-8000 в комплектации для сложных походов. В ходе сплава к катамарану не возникло замечаний. Он хорошо управлялся и не требовал никакого ухода - мы его только собрали и разобрали. Ремонта потребовала всего лишь маленькая дырочка на внешнем баллоне, которую мы проделали при обносе селевого порога. К Рафтмастеру мы испытываем чувство благодарности и признательности. Поход финансировался из разных источников: туристической фирмой С.Рагимова «Агентство Венгрова», туристической фирмой «Папуш и К», члены сборной команды Москвы по гребному слалому получали финансирование от Спорткомитета Москвы, в связи с их участием в Чемпионате России, проходившем 24-25 августа на пороге Бегемот р.Чуя. Фирма «Турайя» также была спонсором нашего мероприятия, любезно предоставив нам спутниковые телефоны. Телефонов было два - один в лагере сборной команды Москвы по гребному слалому на пороге Бегемот, другой - у нас на маршруте и должен был использоваться в форс-мажорных обстоятельствах, которых, к счастью, не возникло, и телефон пригодился лишь для вызова автомобиля на обратный путь и заказа банкета на пороге Бегемот к нашему благополучному прибытию. Все наше туристское добро (лодки, катамаран и пр.) на маршрут и обратно довез микроавтобус Ford Л.Ю.Рябикова - гос. тренера по гребному слалому. В эти дни покорения Башкауса на байдарках (11-17 августа) мысленно с нами были 40 спортсменов и тренеров сборной Москвы у порога Бегемот, которые волновались и ждали нас и готовы были прийти на помощь. Мы им бесконечно признательны, а т.к. перечислить всех затруднительно назовем только тренеров Л.Ю. Рябикова (гос. тренер России по гребному слалому, выпускник секции «Буревестник») и С.А.Натальина (тоже Московский тренер). В Москве за нами внимательно и с беспокойством следил Н.М.Рязанский, осуществлявший общественно-научный мониторинг проекта «Башкаус на байдарках». Мы сразу же позвонили ему по завершении дела. Большое спасибо, Николай Михайлович! Таким образом, в подготовке, организации и проведении нашего предприятия приняли участие много творческих групп, организаций и фирм, а весь процесс от постановки задачи до победы занял более 25 лет. Папуш С.П. 29 января 2004 г., Москва

Еше Нинбо: С.ПАПУШ СЛАЛОМНАЯ ТЕХНИКА ПРИ СПЛАВЕ ПО ГОРНЫМ РЕКАМ 1985г. http://www.politeh.lv/turclub/veter.htm Ныне спортивный сплав по горным рекам осу-ществляется на плотах и гребных судах. Плот управляется гребями спереди и сзади, что поз-воляет ему смещаться вдоль своей поперечной оси и поворачиваться вокруг вертикальной. Греб-ное судно управляется с помощью весел, которы-ми гребет каждый член экипажа. Оно имеет соб-ственную скорость вдоль продольной оси, пово-рачивается вокруг вертикальной, может смещаться вдоль поперечной, а на одно-двухместных судах управляться поворотами вокруг продольной оси (креном). Гребные суда различаются типом гребли. Так, на байдарках одиночках и двойках применяется байдарочная гребля, а в каноэ одиночках и двойках и в четырехместном катамаране - канойная. Использование в пределах одного судна только одного типа гребли необходимо, чтобы каждый член экипажа оказывал одинаковые, по динамической и временной характеристикам, воздействия на судно, поскольку такие воздейст-вия наиболее эффективны. Слаломная техника открывает особенно широ-кие перспективы при сплаве по горной реке именно на перечисленных типах судов. У нас в стране наиболее распространена бай-дарка-двойка. Приобретает популярность и бай-дарка-одиночка. В последнее время на реках высшей категории сложности увеличилось число четырехместных катамаранов. Каноэ одиночка и двойка пока редки в спортивных походах, но, думается, будущее за ними (отметим, что за рубежом в аналогичных целях каноэ используется больше, а байдарка-двойка отсутствует вовсе). Техника управления всеми пятью типами судов строится на одних и те же принципах; в основе управления любым судном лежит лишь несколько первоначальных технических правил. Слаломная техника предполагает обязательную жесткую фиксированную посадку гребца в бай-дарке. В каноэ одиночке, двойке и четырехмест-ном катамаране гребец стоит на коленях, охваты-ваемых жесткими упорами, и одновременно сидит на сиденье (на катамаране в простейшем слу-чае - мешок с вещами) высотой 18-24 см. Весло байдарки по длине выбирают в зависи-мости от роста гребца - по известному способу выбора длины лыж. В каноэ вертикально поставленное весло должно доставать подбородка стоя-щего гребца. В катамаране длина весла равна росту гребца. Ширина хвата (расстояние между кистями, держащими весло) чуть меньше расстоя-ния между локтями разведенных в сторону рук - правило, одинаковое для всех судов. УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО ВОДНОГО ПОТОКА Гребля. При спортивном сплаве на гребных судах она аналогична гребле на байдарках и каноэ на гладких дистанциях и описана в учеб-никах по гребному спорту. Но при спортивном сплаве возникают ситуации, когда необходим задний ход. Назад гребут в обратном порядке, по сравнению с греблей вперед, тыльной стороной весла (это, кстати, характерно для всех кормовых гребков). Для поворотов вокруг вертикальной оси судна применяются дугообразные гребки. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообраз-ные гребки делаются по возможно более широ-кой дуге, дальше от борта. На одиночке такие гребки начинаются от самого носа (или кормы) лодки и заканчиваются у кормы (носа). На двух--четырехместном судне рабочим полем будет нос (корма) - уровень туловища гребца, т. е. носо-вой гребец гребет от носа до своего уровня либо (в обратную сторону) от своего уровня до носа лодки, а кормовой - от кормы до своего уровня или наоборот. При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно даль-ше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При ду-гообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем слу-чае не вперед и не назад; обе руки почти выпрям-лены (чуть согнуты в локтевых суставах). В' на-чальный момент весло горизонтально и лежит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же производится гребок, ни одна ру-ка не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки слу-жат передаточным звеном между основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки от кормы выполняются тыльной стороной лопасти. Притяжения. Предназначены для боковых смещений судна и поворотов, особенно при боль-ший разности скоростей судна и воды. Чтобы свободно пользоваться многообразными варианта-ми притяжений, достаточно научиться двум элементарным упражнениям. 1. Притяжение простейшего типа. Лопасть весла погружается в воду на уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, силь-но согнутая, кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется притяжение - подтягивание лопасти к борту. Ра-ботает в основном туловище, руки лишь способст-вуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее), а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону. В общем, обычный гребок, только не вперед, а вбок. За счет такого притяжения судно будет смещаться вбок. 2. Притяжение «восьмерками». Весло опуска-ется вертикально, лопасть образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем ло-пасть протягивается вперед, к носу (угол атаки при этом выдерживается неизменным), развора-чивается кистями и протягивается к корме. В ре-зультате такого постоянно повторяемого движе-ния возникает сила, обусловливающая боковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя рука должна постоянно (с самого начала движения) опережать верхнюю. Обе руки на участке от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все время находится на уровне носа гребца, в поле его зре-ния, Мнение, что эта кисть может находиться над головой, а тем более за головой гребца, ошибочно. «Зацеп» - боковое притяжение носа (кормы) при движении судна вперед (назад). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти вперед в уп-ражнении «восьмерка», только здесь лопасть вместе с руками гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны отно-сительно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект «зацепа» аналогичен эффекту первой фазы «восьмерки» - происходит подтягивание носа (кормы) к лопасти. Если весло в упражнении «восьмерка» ставить не вертикально, а как можно ближе к горизон-тальному положению (нижняя рука вытянута, кисть верхней по-прежнему перед носом гребца), возникает подъемная сила, используемая в ка-честве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при дугообразных гребках как от носа, так и от кормы, если лопасти придать соот-ветствующий угол атаки. Отметим, что на каноэ-одиночке (реже - двойке и катамаране, у передних гребцов) приме-няются гребля, притяжение, дугообразные гребки от носа до своего уровня, дугообразные гребки от своего уровня до носа со стороны, противопо-ложной той, с которой гребет спортсмен, и без изменения хвата весла - на перехвате. Отталкивания. Выше описывались приемы, ис-пользуемые при работе как байдарочным, так и канойным веслом. Однако техника каноэ имеет в своем распоряжении еще одну разновидность бокового смещения судна - отталкивание, овла-деть которым необходимо. В каноэ (одиночке, двойке, катамаране) гребец может смещать вбок судно на «свою» руку (т. е. в сторону, с которой он гребет) путем притяжений. На не «свою» руку он может делать это путем притяжений, осуществляемых на пере-хвате, и отталкиванием. Отталкивание основано на том, что гребец как бы отодвигает лодку вбок вес-лом, как рычагом подцепляя воду лопастью, а сере-диной упираясь в край судна. Лопасть, параллельная продольной оси лодки, вертикально погружается в воду у самого бор-та (и даже заводится под судно). Нижняя рука прижимает гриф весла к борту, жестко фикси-руя центр вращения рычага. Туловище развер-нуто и наклонено в сторону весла. Верхняя рука немного согнута, кисть перед носом гребца. Затем гребец разгибается, верхняя рука, помогая туловищу, резко тянет рукоятку весла в направ-лении, перпендикулярном к борту. При этом весло давит в борт и смещает лодку вбок. Движение можно повторить, для чего в заключительной фазе отталкивающего гребка лопасть повернуть на 90°, привести к борту, снова повернуть на 90° в исходное положение, затем произвести отталкивающий гребок. Как и описанные выше типы притяжений, такое отталкивание редко применяется в чистом виде. Чаще всего оно используется в комбинации с другими управляющими гребками и имеет боль-шое значение для корректировки курса судна. Связующим элементом между различными движения служит так называемая проводка, ис-пользуемая при .гребле как байдарочным, так и в особенности канойным веслом. Проводка поз-воляет выполнять маневры не вынимая лопасти из воды, что делает весло в любой момент готовым к выполнению необходимого управляющего дейст-вия. Гребец имеет возможность непрерывно воздействовать на судно, не теряя времени на переброс весла по воздуху от одного гребка к другому, что очень важно в сложной водной обстановке. Крен. Одно-двухместными байдарками и каноэ можно управлять путем поворотов вокруг про-дольной оси судна - крена. Крен осуществля-ется бедрами гребца, при этом нижняя часть туловища не должна зависеть от верхней, кото-рая используется только с целью выполнения гребков, управляющих передвижением лодки. Со стороны это выглядит так: гребец почти все время сидит прямо, а лодка' кренится то в од-ну, то в другую сторону. Многие начинающие гребцы плохо гнутся в поясничной области и для выполнения крена используют все туло-вище, что повышает вероятность переворота, ме-шает мобильности при изменении крена. В зависимости от набегающего на судно потока крен может быть прямым и обратным. Крен от набегающего потока мы назовем прямым, а на набегающий поток - обратным. Так, при дви-жении судна по гладкой воде 'носом вперед при повороте влево вода будет набегать на судно справа; значит, прямым в этой ситуации будет крен. влево, а обратным - вправо. При поворо-тах вправо прямым будет правый крен, а обрат-ным - левый. Сейчас мы остановимся на обрат-ном крене. Крен в какую-нибудь сторону способствует повороту судна в противоположную сторону. Так, если при движении судна по гладкой воде носом вперед дать небольшой крен вправо, судно повернет влево, и наоборот. Следовательно, крен, обратный повороту, может быть использован для поворотов судна в движении. Обратный крен должен быть небольшим (в отличие от прямого, который может доходить и до 90°); исполь-зуется он для поворотов на небольшой угол и почти не сопровождается потерей скорости. Предельный случай задания крена (или, на-оборот, несовладания с креном) - переворот суд-на. Чтобы выйти из этого положения, делается эскимосский переворот, представляющий собой сочетание рывка бедрами и опоры на весло. Су-ществуют различные способы эскимосского пере-ворота. Например, способ «винт» выполняется с помощью дугообразного гребка от носа, про-водимого лопастью, сильно развернутой к поверх-ности воды. В результате появляется опора на вес-ло, от которой можно оттолкнуться бедрами, что делается в момент прохода лопастью уровня гребца. Опора с рывком бедрами воз-можна и при дугообразном гребке от кормы (особенно в канойной гребле) и при боковых притяжениях (как простейшего типа, так и «вось-мерок»). В предельном случае эти комбинации дают эскимосский переворот. Однако в поход-ных условиях их разумнее использовать как средство выправления судна от большого крена. В случае полного переворота следует приме-нять способ «рычаг», как наиболее простой и на-дежный. Весло берется за конец (или за проти-воположную лопасть, если весло байдарочное) так, как берут в руки топор, чтобы расколоть полено. При этом лопасть весла перпендикулярна лезвию воображаемого топора. Затем гребец, сидя в лодке, разворачивает туловище и руки с зане-сенным для удара веслом-топором перпендикуляр-но к судну (нижняя рука должна быть правой, если переворот делается влево, и наоборот). Далее гребец переворачивается, выводит весло на поверхность воды (что равносильно замаху топором) и ударяет веслом о поверхность воды («раскалывает полено»), одновременно производя рывок бедрами. За счет этого гребец должен встать - сделать эскимосский переворот. Основ-ное здесь - рывок бедрами. На поверхность воды должна выходить сначала дека лодки, потом - поясница гребца, потом - спина и в последнюю очередь - голова. Распространенная ошибка: нарушение этого порядка, особенно когда гребец тянет сначала голову. Мы рассмотрели все движения, необходимые для управления судном. Любое, даже самое сложное, перемещение достигается комбинацией приведенных приемов. Приводим упражнения, которые следует прово-дить на гладкой воде (озеро, пруд, медленно текущая река). Освоив их, гребец в более сложных условиях должен использовать весь ар-сенал слаломных приемов соответственно си-туации. 1. Прямолинейная гребля вперед. На судах спортивного сплава, где лодка уходит то влево, то вправо, - упражнение не простое. Для изме-нения курса на байдарках следует применять гребки по дуге от носа и обратный крен, В идеале лодка идет прямо без подправляющих воздействий. На каноэ-одиночке невозможно плыть по прямой- не подправляя курса: судно все время будет поворачивать в сторону, противо-положную той, с которой работает гребец. Для компенсации поворота используется отталкивание, производимое сразу в конце гребка, чуть сзади гребца. Выгоднее, чтобы таких отталкиваний было как можно меньше. Опытные гребцы оттал-кивают (или, как иногда говорят, отруливают) на 3 - 4-й гребок. На каноэ-двойке и катама-ране возможно движение по прямой без отруливания. На каноэ одиночке и двойке также следует применять гребки по дуге и обратный крен. Причем приемы следуют в порядке возрастания их мощности: сначала крен, потом дугообразные гребки, потом отруливание. Исключение состав-ляет отруливание на каноэ-одиночке, где без него не обойтись. На катамаране нельзя задавать крен - там курс изменяют дугообразными гребками и отруливаниями. Заметим, что на катамаране и каноэ-двойке для корректировки курса отруливают только задние гребцы. И еще очень важно, чтобы все гребки (в том числе и подправляющие) греб-цы выполняли синхронно. 2. Прямолинейная гребля кормой вперед. Все сказанное по отношению к предыдущему упражнению остается в силе. Только отруливание у каноэ-одиночки делается не у кормы, а у носа; у двойки же и у катамарана отруливают передние гребцы. 3. Движение носом вперед и плавные пово-роты без использования притяжений. Упражнение сходно с первым, но ехать надо не по прямой, а по заданной криволинейной линии движения (окружность, «восьмерка» подходящих размеров), которую на гладкой воде можно разметить по-плавками. При этом используются только крен, дугообразные гребки и отруливание. 4. Движение кормой и плавные повороты без использования притяжений. 5. Повороты на месте. Каноэ-одиночка (весло справа). Для поворота вправо: дугообразный гребок от кормы к носу - перехват - дугообразный гребок на перехвате от носа до уровня гребца. Для поворота влево: дуго-образный гребок на перехвате от уровня гребца до носа судна - обычный дугообразный гребок от носа к корме. Каноэ-двойка (задний гребет справа, перед-ний- слева). Для поворота вправо гребцы синх-ронно делаютдугообразные гребки: задний - от кормы до своего уровня, передний - от носа до своего уровня. При этом передний производит гребки не вынимая весла из воды, соединяя их проводкой и производя в конце последней (т. е. в начале следующего дугообразного гребка) от-талкивание у самого носа. Для поворота влево гребцы выполняют притяжения типа «восьмерок», делая силовой акцент в момент приближения ло-пасти к концам лодки (т. е. задний - к корме, передний - к носу). Байдарка-одиночка (самое простое в управле-нии судно). Повороты на месте выполняются по-очередно дугообразными гребками от носа и кормы. Байдарка-двойка (симметричная лодка, у нее больший выбор, чем у каноэ-двойки, для достиже-ния любого результата, что, правда, не всегда приближает ее к последнему). Повороты на месте разумно отрабатывать во всех возможных ва-риантах: передний гребец делает дугообразный гребок от носа, задний - с другой стороны от кормы (оба - до своего уровня); передний и зад-ний гребцы делают притяжение простейшего типа или «восьмерками» с разных сторон. Мы видим, что эти способы равносильны по-воротам на каноэ-двойке: первый - при вращении каноэ на руку заднему, второй - не на руку. Отличие лишь в том, что в байдарке и задний и передний не .делают проводки весла между гребками, а пе-редний - отруливания у носа. Если гребцы в бай-дарке сидят близко друг к другу, ее можно по-ворачивать одновременными дугообразными греб-ками от носа и кормы, производимыми с одной стороны. Такая байдарка-двойка приближается к байдарке-одиночке. Катамаран - уникальное судно с точки зрения техники гребного слалома. Поскольку гребцов здесь четверо, можно делать все вышеописанные элементы одновременно, что позволяет катама-рану быстро поворачиваться и смещаться. Осо-бенно это сказывается на бурной, мощной воде, где катамаран более маневрен, чем байдарки и каноэ, гребцы которых не могут в один и тот же момент поворачивать судно всеми способами сразу да к тому же следить за правильным креном. Катамаран, как и байдарка, - симметричное судно, поэтому повороты в обе стороны делаются одинаково, однако гребцы работают здесь как в каноэ-двойке. Так, каноэ-двойку образуют зад-ний правый и передний левый гребцы, вторая каноэ-двойка - это задний левый и передний правый гребцы. Таким образом, при повороте вправо левый пе-редний и правый задний делают дугообразные гребки, а правый передний и левый задний - притяжения. Из сказанного следует, что только задний правый вынимает весло из воды между гребками, остальные соединяют их проводкой. Самое трудное на катамаране (не только при поворотах, но и при любых других пере-мещениях) - достижение слаженности гребцов и синхронности передачи усилий на катамаран. б. Боковое смещение (чисто автоматическое упражнение, которое необходимо делать на на-чальной стадии обучения). Байдарка - притяжения двух описанных ти-пов со стороны борта, куда надо смещаться. Каноэ-одиночка - на свой борт - притяже-ния, не на свой борт - притяжения на перехва-те и отталкивания. Каноэ-двойка и катамаран - гребцы «своей руки» делают притяжения, «чужой руки» - от-талкивания. 7. Повороты в движении. Делаются с по-мощью «зацепа». Принцип поворота одинаков для всех лодок: ближайший (или единственный) к точке поворота гребец осуществляет «зацеп», в результате судно поворачивается вокруг весла этого гребца. Байдарка-одиночка и каноэ-одиночка - на свою руку. «Зацеп» в чистом виде и продолже-ние его - обычный гребок. Каноэ-одиночка - поворот не на свою руку. Здесь можно применить «зацеп» на перехвате или отталкивание со своего борта близко к носу. Та-кое отталкивание со стороны, противоположной повороту, - то же, что и «зацеп» с другой стороны.Каноэ-двойка. Если поворот «на руку» передне-му, он делает «зацеп» со своей стороны; если не «на руку», то либо зацеп на перехвате, либо отталкивание у носа. В общем, передний гребец ведет себя как в каноэ-одиночке. Разница воз-никает, если разнос гребцов в каноэ велик. Тогда перехваты у переднего гребца практически не при-меняются. Задний гребец в двойке может либо просто грести вперед, либо подкручивать судно подходящим способом (отруливание, дугообраз-ный гребок от кормы, притяжение кормы), в за-висимости от точной задачи поворота. Байдарка-двойка. Передний гребец делает «зацеп» со стороны поворота, задний гребец мо-жет подкручивать лодку. Катамаран. Передний гребец, вокруг которого производится поворот, делает «зацеп». Его функ-ция в этом повороте - основная. Кроме отлич-ного технического выполнения от него требуется большая физическая сила, чтобы удержать такую махину возле весла, не дать ей сползти в направ-лении движения. Помочь ему в этом должен весь экипаж. Противоположный повороту борт выполняет дугообразные гребки от носа, не вы-нимая, как правило, весел из воды. При этом задний делает силовой акцент на окончании гребка, а передний - на отруливании у носа катамарана (в момент наиболее резкого поворота он может только отруливать). Задний гребец стороны поворота гребет вперед или подкручивает катама-ран дугообразными гребками либо отталки-ваниями. 8. Задать произвольную линию движения и выполнить ее, используя умения, накопленные в упражнениях 1 - 7. Для байдарок и каноэ луч-ше всего подойдет трасса из ворот, как в соревно-ваниях по гребному слалому; для катамарана трассу можно разметить поплавками. По сути дела, это упражнение - логический итог всего изучения слаломной техники - обязывает приме-нять все элементы управления судном.

Еше Нинбо: Продолжение лекции С.Папуша 1985г. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СИТУАЦИИ НА БУРНОЙ ВОДЕ На бурной воде судно управляется, как и на гладкой, добавляется только правило накренения судна (исключая катамаран). Судно нужно кре-нить от струи, подставляя потоку днище. Под-час лодка оказывается в месте, где на нее набегают сразу две или более струй (или даже невозможно разобраться в массах воды, стремя-щихся перевернуть лодку, - воронки, «бочки», сбои струй и т. п.). В таких случаях лодку нужно откренивать от более мощной струи. Так, при попадании в валы, «бочки» лодку необходимо кренить на вал, «бочку». Это правило, пожалуй, самое главное для плавания по бурной воде. Приведем элементарные ситуации на бурной воде, которые, заметим, исчерпывают запас ком-понентов, необходимых для решения произволь-ной задачи по сплаву в пороге. 1. Выход из улова на струю и заход обратно в улов. Это упражнение на бурной воде подобно описанному выше повороту в движении с по-мощью «зацепа», добавляется лишь правило кре-на. Судно разгоняется в улове и врезается в струю носом вверх против течения под не-которым углом. В момент, пока судно не приоб-рело скорость струи, делается крен от струи (прямой крен). Для разворота носом вниз по те-чению передней (или единственный) гребец де,-лает «зацеп» или отталкивание носа со стороны струи, а задний подкручивает лодку любым дос-тупным ему способом. Отметим технически слож-ную работу в каноэ, когда выход не «под руку» гребцу, т. е струя давит с той стороны, где он гребет, а крен нужен в другую сторону, причем передний гребец, если ему не «под руку», произво-дит отталкивание носа, а задний, если ему не «под руку», - притяжение кормы. Это случай, когда бедра дают крен в одну сторону, а чтобы было удобно работать, туловище вывешивается в другую. Катамаран не нуждается в крене, и поворот из улова на струю происходит как и на гладкой воде. Отметим, что угол крена тем больше, чем больше разность скоростей струи и улова. Обрат-ный заход в улов ничем не отличается от вы-хода из него, просто улов и струя меняются местами. 2. Траверсирование. Бывает необходимо, выйдя в струю, не разворачиваться вниз носом, а переехать от улова на струю дальше, возможно, переплыть на другой берег. Переплывание с одно-го края струи на другой с сохранением угла меж-ду продольной осью лодки и струей в определен-ных пределах называется траверсом. Этот очень важный элемент нужно специально тренировать. У траверса есть две характеристики (для ката-марана-одна): 1) угол между осью лодки и струей - угол траверса; 2) крен лодки (от струи!). При увеличении скорости потока крен лодки не-обходимо увеличивать. Угол траверсирования уменьшается при возрастании и увеличивается при ослаблении скорости потока. Выбирать угол сле-дует таким, чтобы совершить траверс за мини-мальное время и с минимальной потерей расстоя-ния (т. е. чтобы расстояние по реке от начала до конца траверса было минимальным). Для удержания и корректировки угла надо использовать все средства, однако предпочтение отдавать кренам и гребкам, меньше всего тор-мозящим судно. При этом в двухместных судах и катамаранах основная ответственность за выбор угла траверса ложится на заднего гребца. Что касается крена лодки, то он всегда дол-жен быть несколько больше крена, необходимого для того, чтобы не перевернуться. Это повышает надежность сплава и дает дополнительную свобо-ду при использовании «обратного» крена для корректировки угла траверса судна. Понятно, что «прямой» и «обратный» крены представляют со-бой небольшие отклонения от «среднего» крена на траверсе. Бывает, что траверсируют «по валу» - когда судно находится во впадине между валами и появляется составляющая сила тяжести, из-за которой судно как бы соскальзывает с вала против течения. В этом случае и крен лодки и угол траверса делаются очень большими, тогда удается «проехать» по валу без гребли и совсем без потери расстояния. ПРИНЦИПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОРОГОВ НА ГРЕБНЫХ СУДАХ Описанная выше техника существенно повы-шает возможности экипажа в выборе и реализа-ции линии движения. Какими же положениями необходимо руководствоваться при прокладывании курса и движении по нему? Основное преимущество рассматриваемых греб-ных судов - способность развивать большую по-ложительную скорость. Максимальное использо-вание этого свойства и есть основной принцип прохождения любых сложных участков. Чем выше скорость судна, тем легче им управлять, легче заходить в улов, траверсировать и пересекать струю, а главное - с повышением скорости судна повышаются возможности прохождения мощных «бочек», «пробивание» которых составляет, навер-ное, самую трудную проблему. Итак, прохождение порога на гребном судне - это гребля на прямых участках, повороты, при необходимости заходы в улов и выходы из него, снова гребля, причем на участках с наиболее мощной водой, «бочками» и сливами экипаж концентрирует свои усилия и достигает макси-мальной скорости. В качестве иллюстрации принципа скорости разберем способы прохождения участка реки с искривленным руслом. Представим себе участок с поворотом русла вправо и с большим уклоном. У левого берега прижим, у противоположного - улов. Такое место удобно для тренировки в про-хождении струй с искривлением. Подобных по-лигонов много, например, на реке Кодори (в Грузии). Способ 1. Судно, чтобы избежать прижима, заходит в улов. Отдышавшись, гребцы выходят из улова на струю в удобном месте и про-должают сплав. Способ 2. Судно, развернувшись носом против течения до прижима, совершает траверс от при-жима и постепенно сплывает вниз. Недостаток способа - скорость судна меньше скорости пото-ка. На мощной воде этот номер не пройдет. Способ 3. От начала порога и до конца судно совершает кормовой траверс от левого берега к правому. Область применения этого способа более узкая, чем предыдущего: кормой траверс труднее, чем носом. Однако на слабой воде так делают часто, особенно при движе-нии без просмотра. Способ 4 (основной). Годится для самых тя-желых ситуаций, проходимых на пределе воз-можностей экипажей, на самой высокой скорости. В отличие от предыдущих случаев здесь экипаж поначалу входит в основную струю (под левый берег). Затем он как бы проводит прямую ли-нию между точкой, где находится, и самым безопасным местом в основном сливе - напротив прижима (под правым, внутренним, берегом) и делает учет на снос. Далее он развивает мак-симальную скорость по этой прямой и, если суд-но одно-двухместное, делает большой крен от струи (в данном случае влево). Финишем «про-стрела» служит улов - безопасное место. При желании в улове можно не разворачиваться, а «прострелить» и его, заложив предварительно или с ходу линию следующего «прострела». Если на участке реки только одно место, доступное судну по мощности воды, да и то только на скорости, способ «прострела» единственно возможный для передвижения. Прохождение препятствий с искривленными струями (а на сложной реке все препятствия такие) представляет собой «прострелы» между относительными затишьями или заходами в улов. Овладение слаломной техникой требует дли-тельной регулярной тренировки. Только тогда можно добиться ощутимых результатов. Начать осваивать ее лучше всего на гладкой воде (пруду или озере), имея в наличии лодку, весла и место для их хранения. Освоив технику управления на гладкой воде, приступают к овла-дению лодкой на бурной воде. Лучше это делать на учебно-тренировочных сборах продолжитель-ностью 10-12 дней, но можно и в походе, в удобном месте (сильная струя с валами и уло-вами по краям). В конце тренировочного участка должен быть плес, на котором организуется стра-ховка. Здесь следует изучать итуации на бурной воде. Прекрасный полигон для таких трениро-вок - Лосевский порог на Вуоксе (Ленинградская область). Двухнедельные сборы на этом пороге при правильно организованном тренировочном процессе могут дать для роста техники больше, чем несколько походов пятой категории слож-ности. Последний этап освоения слаломной техни-ки - прохождение в походных условиях поро-жистых участков, руководствуясь принципом ско-рости. При этом не следует ждать суперсложных препятствий, которые невозможно пройти без применения описанных скоростных маневров. Для тренировок надо выбирать средние по слож-ности участки реки, наметить на них линии движения, включающие все способы прохожде-ния струй с искривлениями - заходы в улова, траверсирование (носом и кормой), пересечение струи на «простреле». При этом точность и ско-рость в выполнении задуманного рисунка факти-чески означают прохождение более сложного порога (тем более сложного, чем выше точ-ность и скорость прохождения в узловых его моментах). В тренировках по технике байдарочного и канойного сплава, естественно, используются бай-дарки и каноэ. Что касается сплава на катамара-не, наиболее сложном в управлении судне, тре-бующем слаженных усилий четырех человек, то технику гребли и управляющих воздействий (дугообразные гребки, притяжения, отталкива-ния) на нем нет смысла отрабатывать: гребцы будут только мешать друг другу. Лучше это сде-лать на каноэ одиночке или двойке и после отра-ботки этих элементов собирать экипаж катамара-на. Для достижения взаимопонимания и слажен-ности на гладкой воде проводится несколько установочных занятий, когда гребцы, уже вла-деющие канойной техникой, овладевают всеми комбинациями применительно к катамарану (гребля вперед и назад, боковые смещения, по-вороты на месте и в движении). Учебно-трениро-вочные сборы на одном месте для катамарана менее эффективны, чем для байдарок и каноэ, и без них можно обойтись. Основными на бурной воде будут занятия последнего этапа, максималь-но приближенные к «боевым», - на катамаране они дают самые лучшие результаты. Приступив к прохождению реки, следует сразу, используя даже самые слабые струи и улова, отрабаты-вать .все приемы спортивного сплава, в особен-ности заходы в улова и скоростные «прострелы». Необходимо добиваться слаженной работы, чтобы экипаж действовал «как один гребец». --------------------------------------------------------------------------------



полная версия страницы