Форум » Природа, походы » Сплав ... » Ответить

Сплав ...

Ханай: Несколько лет подряд, мы с друзьями каждое лето практикуем такую забавную штуку - сплав по рекам на катамаранах… Скажем так - это очень хорошее мероприятие для проверки состояния своего сознания…на сплаве есть очень большие шансы увидеть мир по новому, осознать то, что в обычной жизни для нас зачастую остается за кадром… Хорошее приключение, которое может привести к крушению некоторых стереотипов мешающих нам прийти к состоянию безусловной свободы… Думаю на двух стереотипных моделях сознании нужно остановится подробнее, для того чтобы было понятнее о чем идет речь… 1.Большинство людей живут, так как будто никогда не умрут… И хотя зачастую мы наблюдаем смерть, которая приходит к кому то из окружающих мы почти всегда уверены, что сегодня умрет кто - то другой, а с нами это произойдет когда-нибудь, но только не сегодня… 2.Мы уверенны, что все контролируем. Когда же ситуация выходит из под контроля, чаще всего, мы к этому не готовы … В обычной повседневной жизни эти две стереотипные модели сознания, не приносят нам особых беспокойств. Более того они создают иллюзию внутреннего комфорта. Для человека не ищущего, не обремененного идеями богоискательства или самопознания, их наличие очень даже необходимо, иначе вся система психики может перейти в фазу маниакальных страхов и тотальной неуверенности, а это согласитесь, не к чему хорошему не ведет и, в общем-то, не особо радостная жизнь станет совсем невыносимой… Интересные вещи происходят в тот момент, когда человек попадает в ситуацию, в которой он оказывается на грани жизни и смерти…. Смерть, как момент безусловной искренности, легко открывает нашу истинную природу, сбрасывая все не настоящее, приобретенное за время жизни в иллюзиях социума. Но происходит это только если нам удастся не впасть в истерику из за крушения двух выше обозначенных моделей сознания… Сплав по серьезным рекам, в этом плане, уникальное мероприятие. Особенно когда ваш катамаран переворачивается в одной из бочек…где ни будь в середине пути…вы выплыли, несколько раз, чуть не захлебнувшись… и, о чудо - приобрели ясное осознание: ваш катамаран, который казался вам, до оверкиля, абсолютно надежным и устойчивым судном, на самом деле всего лишь маленькая щепка в руках стихии…и жизнь ваша могла прерваться вне зависимости от вашего желания и безуспешных попыток все держать под контролем… На реке Цыпа с нами произошел как раз такой случай…огромная "бочка" в ряду нескольких крупных порогов…оверкиль…борьба за жизнь…а вечером, у костра - чудесная возможность для медитации… Давно известно, что сознание обычного человека пребывает или в перспективе, т.е. в будущем, или в ретроспективе, т.е. в прошлом. Оба этих варианта, в контексте оверкиля, создают условия для появления страха и неуверенности. И все бы ничего, НО…впереди еще несколько дней порогов, "бочек" и последние, самое интересное испытание - 119 порог, с огромным "котлом" посередине, порог, который по международной классификации имеет 5 категорию сложности… Да-а-а, здесь есть о чем подумать…особенно, если большая часть команды - новички… Забавно, что когда непосредственная угроза жизни миновала, и вы остаетесь один на один с собой, сознание, как в прежние годы, может начать метятся между прошлым и будущим. Многолетняя наработка покоя «здесь и сейчас», может оказаться взломанной суровой рекой…и здесь ясно просматриваются два дальнейших пути. Один в мир страха и маниакальной осторожности, другой в нечто новое, которое я обозначил, как тотальное принятие, принятие Вышнего, принятие Гуру, и принятие реки, как одного из своих наставников. В первом случае вас ждет тоска, угнетенная страхом воля и, почти наверняка, неадекватность действий и принятия решений. Не зря говорят, что страх - плохой советчик... Во втором – Вышний, легко и свободно ведущий данную вам жизнь по одному Ему ведомому Пути; Гуру, пребывающий в сердце, как чувство безусловной радости; и Река, теперь уже, как живое одухотворенное существо - Наставник обучающий принятию и благодарности… В моем случае некоторый опыт духовной практики и милость Гуру сделали свое дело, выбор был не труден, и все последующие дни сплава сознание, войдя в состояние интенсивной динамической медитации, пребывало в состоянии покоя и радости…влекомое бесконечным потоком силы, и исполненное восторгом и благодарностью… Интересно, что когда сплав закончился - та спонтанная долговременная медитация, которая за время сплава стала отчасти привычной, в какой-то момент начала терять свою интенсивность, хотя где-то в глубине сердца она продолжает жить и ждать своего часа… Вот такое забавное это мероприятие – сплав. Мои друзья - альпинисты рассказывали, что в горах, во время восхождения происходит нечто подобное, тоже самое бывало и с бегунами на Беге Дружбы…а в целом жизнь дает нам огромное количество возможностей для получения необычных опытов выводящих из рутины повседневности, и для этого не всегда обязательно лезть в горы или идти на сплав, важно лишь быть бдительными и не пройти мимо…ОМ ТАТ САТ!!!

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

Цэдэн Дамба: О, да! Паша на палатку брякнулся удивительно бестолково смешно и вспомнить, а как там люди, мирно спавшие в это время. Про них я вообще молчу.

Ханай: Мне тоже понравилось, главное в полатке ни кто даже не ойкнул - уважают капитана!

Еше Нинбо: Аркаим ты меня тоже, извини, брат. Ты правильно говорил.

Еше Нинбо: Техника безопасности на воде 1. При сплаве необходимо находиться в спасжилетах, сплавных кедах, пензащите, касках, гидрокостюмах. Период сплава включает в себя не только непосредственные моменты нахождения на воде, под сплавом понимается весь период дневного перехода, включая осмотры, организация страховки и т.д., исключение может составлять лишь обеденное время, когда нет активных действий на воде. Именно во время осмотров, организации страховки с берега и передвижений по берегу возникают угрожающие ситуации: очень часто поскальзываешься на мокрых камнях - тогда спасает пензащита и каска, возможно, понадобится быстрая реакция и надо будет быстро встать на воду - тогда некогда будет искать снаряжение, а уж организация береговой страховки всегда требует полной боевой готовности. 2. В спасжилете должен быть стропорез (нередки несчастные случаи запутывания человека в верёвках, собственной одежде), свисток (для подачи звуковых сигналов, шум воды сильно заглушает человеческий голос в отличие от высокочастотного свиста), спички в герметичной упаковке (нередки аварийные ситуации, когда человек оказывается один на берегу только в сплавном снаряжении), система крепления и отстрела от спасконца. Известны случаи, когда при спасении человек ловит морковку пристёгивает её к себе, но по каким-либо причинам (верёвка зацепилась за корягу, например) его не могут вытащить на берег и он остаётся на струе, верёвка оказывается под нагрузкой и отстегнуться он уже не может, а водный поток затаскивает "спасённого" под воду и он гибнет (ещё один повод иметь стропорез). 3. В спасжилете должна быть паховая система, типа нижней обвязки как у альпинистов, препятствующая сниманию спасжилета через голову. Посудите сами, вес тела тянет человека вниз, а сила Архимеда тянет спасжилет вверх, срывая его с человека, думать, что на хорошей воде его не сорвёт по меньшей степени наивно, внимательный разбор трагедий на воде говорит о том, что в большинстве случаев спассжилет находят отдельно от пострадавшего, не думаю, что от добровольно с ним расстаётся. Паховая система и система крепления и отстрела от веревки должны быть включены в силовой каркас спасжилета. Все стропы, крепления и застежки на спасжилете должны быть застегнуты и подогнаны под человека, спасжилет не должен ботгаться на теле, но в тоже время не должен стеснять движении. Короче говоря, все системы спасжилета должны быть надёжными и в рабочем состоянии, иначе какой толк в том, что на человеке одет спасжилет, но не застёгнут, или застёгнут, но застёжка пришита "на соплях", при первом же экстремальном движении она отвалится - ну и на какой чёрт нужен такой спасжилет! 4. На одежде не должно быть капюшона, болтающихся завязок, если они есть, то завязки завязать, капюшон скатать и убрать за шиворот (Известны случаи гибели туристов, когда зацепившись капюшоном человек задушился, грубо говоря, повесился). 5. Перед посадкой на средство сплава необходимо проверить надёжность упоров и их подогнать под свои физические размеры. (Понятно, что узлы со временем расползаются, верёвки вытягиваются, в отношении упоров это приводит к тому, что участник экипажа окажется в воде в самый неподходящий для этого момент) При сходе на берег нельзя оставлять весла на судне, кроме запасного весла. (Во-первых, воспользовавшись вашими же вёслами, судно могут угнать, во-вторых, от качки и ветра оно может соскользнуть в воду, а в-третьих, весло при сплаве* всегда должно быть при Вас, как автомат у солдата в бою, от него зависит порой Ваша жизнь) 6. Все вещи на сплаве нужно убирать в рюкзак (понятно, что поток воды в состоянии сорвать небрежно брошенные, не говоря уже об оверкиле судна. Кроме того небрежная упаковка вещей, говорит о небрежном отношении к маршруту всего экипажа, а этого вода не любит и наказывает иногда очень сурово). 7. Рюкзаки необходимо привязывать на баллоны между гребцами (а не на раму), лямками внутрь, пояса от рюкзаков должны быть застегнуты Центр рамы между баллонами должен быть свободен от вещей и снаряжения за исключением "укосин" и "трусов" - мешка для морковки. (Рюкзаки, привязанные между баллонов, создают дополнительную парусность, в частности, при прохождении валов и бочек встречный удар воды в рюкзаки сильно гасит скорость катамарана, что сокращает шансы безопасного прохождения бочки. Кроме того, свободный центр облегчает положение экипажа при оверкиле, ясно, что весьма проблематично будет вылезть в центр катамарана, если там привязаны вещи. Понятно, что торчащие лямки, пояса и прочие верёвочки из рюкзаков - хорошие ловушки для человека оказавшегося в воде и спешащего вылезти на судно.) 8. Недопустимы торчащие штуцера от надувных емкостей, в том числе и на спасжелете (Удар воды легко выбивает заглушки из штуцера). 9. Рама должна быть пришнурована с каждой стороны как минимум двумя отдельными капроновыми веревками диаметром не меньше 6мм (При повреждении одной из верёвок будет достаточно времени для ликвидации аварии прежде чем судно развалится на части). Основные баллоны судна должны иметь не менее 1 перегородки препятствующей полному спуску болона при пробоине. Верёвки для вещей должны быть не тоньше 6мм (лучше сделать упаковочные рукава). Веревки для привязывания упоров и банок к раме должны быть не тоньше 4мм. 10. На судне необходимо наличие чального конца длиной (12-15м, 0.8см), также в зоне досягаемости любого из членов экипажа должен находиться стационарный спасконец - "Морковка" (от 20м, 0.8см), запасное весло (запасное весло должно быть легко доступным любому члену экипажа, сниматься одним движением, но не самопроизвольно - это очень важно, известны случаи, когда экипаж потеряв свои, но имея запасные вёсла, находился в критической ситуации, но не мог ими воспользоваться, потому что они были привязаны намертво). Веревки на спасконцах должны быть плавающими (для увеличения радиуса поражения и лучшей видимости). 11. Пороги полностью не просматриваемые с воды, с неочевидной линией движения, а также пороги сложнее 4к.с., необходимо проходить с предварительным осмотром и страховкой. На осмотры ходить в сасжилете, сплавной обуви, пензащите, каске, гидрокостюме и с веслом (в труднопроходимых местах весло можно использовать в качестве альпенштока при спуске или в качестве шеста при форсировании брода, см. п.1). На сложных и опасных препятствиях (каскады, водопады) должна ставиться дублирующая береговая страховка (или катамаран нижней страховки). При осмотрах (обносах) в труднодоступых каньонах необходимо страховаться веревкой, навешивать перила в опасных местах, использовать альпснаряжение. При страховке на сложных и длинных препятствия должна быть хорошо налажена система оповещения и взаимодействия страховки и проходящих экипажей, в сложных для маневра местах должны быть выставлены береговые сигнальщики. При сплаве по рекам, протекающим в труднодоступных каньонах, в группе необходимо наличие раций для облегчения взаимодействия при прохождении препятствий. 12. О неисправностях снаряжения незамедлительно ставить в известность руководителя группы. 13. При страховке (спасработах) не стоять ниже веревки по течению (очевидно, что под нагрузкой верёвка "срежет" всё что находится ниже неё), при страховке "морковкой", "живцом" жестко фиксировать веревку на берегу, мерить длину маятника, чтобы человек не зависал на струе (при непродуманной страховке она лишь усугубляет ситуации, а может и стать причиной аварии). Необходимо перекладывать веревку после длительной транспортировки (иначе верёвка слёживается и путается и при метании не достигнет цели). 14. При работе с верёвкой надо быть в перчатках иначе из спасающего Вы легко превратитесь в пострадавшего. 15. При необходимости укорачивать длину маятника и использовать гашение динамического рывка об дерево, камень (проще говоря, для удержания при большой нагрузке используйте перегиб верёвки о предметы). 16. Все члены группы, задействованные на береговой страховке, должны находиться в касках, сплавной обуви, пензащите, гидрокостюмах и спапсжилетах (см. п.1). 17. При страховке верёвку жёстко фиксировать на берегу, а не держать веревку руками, не пропускать ее поперек тела и не наматывать её на руку иначе при рывке страхующего скинет в воду и вместо спасения будет ещё один спасаемый. При необходимости страхующий всегда сможет отрезать верёвку, если у него есть стропорез. 18. При страховке "корабликом", основная веревка также должна быть жестко зафиксирована на берегу, стравливать веревку необходимо через систему блоков из карабинов (2-3 карабина), т.к. слишком большие нагрузки и иначе удержать верёвку не удастся. Кроме того, на страхующем катамаране должен быть предусмотрен быстрый переход в режим маятника, иначе спасаемым может срезать головы натянутая верёвка (на крайний случай опять же выручит стропорез). 19. Не принимать участие в страховке других групп без разрешения руководителя группы и после 19:00. (Группа несомненно должна знать о подобных действиях своих участников, поскольку вероятно ему может понадобится помощь). 20. Не проходить препятствия при сильном встречном ветре, солнце, светящим в глаза, сильном дожде или снегопаде, или после 19:00 (летом), а также в темноте в другие времена года. (Ясно, что все эти обстоятельства оказывают существенное влияние на субъективное восприятие возможных опасностей). 21. Все члены группы должны обладать информацией о следующих препятствиях, их сложности и т.д., т.е. знать на память лоцию реки. (Другими словами все участники группы должны знать в какие игры они играют и чётко представлять возможные опасности). 22. Все члены экипажа обязаны беспрекословно и оперативно выполнять все команды и указания капитана судна. При прохождении препятствий Все члены группы обязаны выполнять указания и приказы руководителя группы, а при его отсутствии заместителя командира группы. (Здесь пояснять нечего - это аксиома). 23. При оверкиле стараться вылезти внутрь катамарана и как можно быстрее зачалить его. Оставлять лодку только по приказу капитана, либо когда есть реальная возможность эвакуации на берег, а впереди предельно опасное препятствие. При отрыве от лодки как можно быстрее постараться вылезти на берег, или догнать лодку. При самосплаве не вести себя пассивно, предпринимать активные действия к самоспасению. Каждый член группы обязан владеть навыками самосплава (Известны случаи, когда, оказавшись в воде, человек был настолько растерян и не знал что сделать, что не мог реализовать очевидные возможности быть спасённым). 24. Каждый член группы в полном объеме должен владеть техникой водного туризма, техникой самосплава, методами организации и постановки страховки на реке. Также необходимы базовые знания в следующих областях экстремального ориентирования (без компаса и карты), выживания в лесу, горах (в разные времена года) и т.д. Все члены группы должны владеть основами альпинисткой техники и соответствующими туристическими навыками. Также все члены группы должны владеть приемами реанимации, и оказания первой медицинской помощи. Перед началом сплава внутри группы должны быть строго оговорены условные знаки на воде и берегу, подаваемые руками, веслом, свистком и т.д. (Часто участники оказываются на разных берегах шумной реки, речь понять невозможно, и понять друг друга становится невыполнимой задачей, а в случае аварийной ситуации это лишь её осложняет и обостряет). Короче, говоря, уровень подготовки всей группы в целом, а не отдельных её участников должен соответствовать выбранному маршруту. 25. Тонущий человек всегда находится в состоянии паники и будет хвататься за любую, оказавшуюся в пределах досягаемости опору, в том числе и за своего спасателя. Обхватив его руками, утопающий лишит его возможности не только оказывать помощь, но и держаться на воде самому. Поэтому подплывать к утопающему необходимо сзади, хватать eго за волосы, воротник, одежду и, развернув его лицом вверх, плыть вместе с ним к берегу. Однако, если утопающий все же вцепился в своего спасателя, не нужно отдирать его силой, отталкивать от себя или бить. В этом случае необходимо сделать вдох поглубже и опуститься вместе с ним под воду. Почувствовав, что погружается под воду, утопающий отпустит спасателя и рванется к поверхности. Тогда нужно предпринять вторую попытку оказать ему помощь http://stuurman.narod.ru/secur_water.htm

Цэдэн Дамба: СПАСИБО, Еше Нинбо. Это надо сплавщикам знать наизусть.

starry dew: Еше Нинбо благодарность Добавила немного фото со сплава в альбом.

Еше Нинбо: Техника безопасности на воде. Сплав по Ципе в 2007 году. Получив восторженные отклики о правилах техники безопасности, рискну изложить своё мнение о соблюдении техники безопасности на этом сплаве, так сказать разбор полёта. Соблюдали ли мы технику безопасности и какие-были ошибки. 1. Посмотрите Пункт 7! 7. Рюкзаки необходимо привязывать на баллоны между гребцами (а не на раму), лямками внутрь, пояса от рюкзаков должны быть застегнуты. Центр рамы между баллонами должен быть свободен от вещей и снаряжения за исключением "укосин" и "трусов" - мешка для морковки. (Рюкзаки, привязанные между баллонов, создают дополнительную парусность, в частности, при прохождении валов и бочек встречный удар воды в рюкзаки сильно гасит скорость катамарана, что сокращает шансы безопасного прохождения бочки. Кроме того, свободный центр облегчает положение экипажа при оверкиле, ясно, что весьма проблематично будет вылезть в центр катамарана, если там привязаны вещи. Понятно, что торчащие лямки, пояса и прочие верёвочки из рюкзаков - хорошие ловушки для человека оказавшегося в воде и спешащего вылезти на судно.) Одной из причин переворота обоих катамаранов на Ципе было то, что мы привязывали тяжеленные мешки с продуктами на раму в центре рамы катамарана!, а на катамаране Александра Сергеевича в центре рамы даже разместили человека, в добавок не умеющего плавать. Это было серьёзной ошибкой, но у нас не было знаний о технике безопасности и не было опыта. К счастью, никто не утонул. Хотя перевороты обоих суден были в очень серьёзных препятствиях, бочках. Особенно, переворот судна Александра Сергеевича в самом сложном 119 пороге. Ксюша родилась в рубашке. С закрытыми глазами на ощупь она под водой выбралась между рамами катамарана. Ещё и умудрились натянуть тент посредине катамарана, не послушав командира, но в последний момент по-счастью его сняли. 2. Посмотрите в пункт 5 Весло при сплаве* всегда должно быть при Вас, как автомат у солдата в бою, от него зависит порой Ваша жизнь Моё личное мнение, что автоматы лучше покупать фабричные, чем делать деревянные самодельные. Они лёгкие, не тонут в воде. Оптимальные характеристики, выработанные ни одним поколением гребцов. Мы же гребли, за неимением денежных средств, что оправдывает, куском фанеры на шесте лиственницы. После 5 дней гребли, такой автомат у меня просто вываливался из рук. С таким веслом, когда нужно будет сделать очень важный гребок в препятствии, может оказаться, что просто сил на это не будет. Руки опухли, пальцы одеревенели. Такие тяжёлые вёсла при перевороте не удержишь в руках и они утонут в воде. А по правилам при перевороте нужно стараться сохранить в руках автомат. Исключение, конечно, если этот человек Святогор или Илья Муромец и ему не надо автомата, а достаточно лесины, чтобы крушить своих противников. На втором катамаране у ребят все вёсла сохранились, так как они были фабричные, лёгкие и всплыли при перевороте как поплавки. Мы же при перевороте потеряли 2 деревянных автомата. 3. Касательно пункта номер 2, то наши спасжилеты были самодельными, очень выручили, но лучше спасжилеты купить заранее, хорошего качества, чтобы не тратить время на надувание пустых бутылок, засовывая их в спасжилет, или надувание воздушного шарика, который у тебя раздувается на груди и препятствует вылезанию на катамаран с воды. В спасжилете была паховая система здесь надо отдать должное Ш., который по-братски поделился с нами. Без спасжилета после переворота в пороге на Ципе думаю вряд ли бы выплыл. 4. По каскам. По правилам это не должна быть каска строителя (даже почётная жёлтого цвета), так как она не защищает виски, и затылок. Пойдёт хоккейная каска. 5. Стропорез необходим. Все смеялись и шутили над моим тупым ножиком, который у меня всё время висел на шее. Оказалось, что я был прав. См. пункт 2. Часто при перевороте, человек запутывается в верёвках и помогает только стропорез. Я всё думал, зачем свисток в спасжилете. Действительно при шуме воды голос не слышно и он очень может пригодиться при аварии. 6. Пункт 11 мы полностью нарушили. 11. Пороги полностью не просматриваемые с воды, с неочевидной линией движения, а также пороги сложнее 4к.с., необходимо проходить с предварительным осмотром и страховкой. На осмотры ходить в спасжилете, сплавной обуви, пензащите, каске, гидрокостюме и с веслом (в труднопроходимых местах весло можно использовать в качестве альпенштока при спуске или в качестве шеста при форсировании брода, см. п.1). На сложных и опасных препятствиях (каскады, водопады) должна ставиться дублирующая береговая страховка (или катамаран нижней страховки). При осмотрах (обносах) в труднодоступых каньонах необходимо страховаться веревкой, навешивать перила в опасных местах, использовать альпснаряжение. При страховке на сложных и длинных препятствия должна быть хорошо налажена система оповещения и взаимодействия страховки и проходящих экипажей, в сложных для маневра местах должны быть выставлены береговые сигнальщики. При сплаве по рекам, протекающим в труднодоступных каньонах, в группе необходимо наличие раций для облегчения взаимодействия при прохождении препятствий. Осмотров препятствий мы не делали и влетали в них с ходу на ура. Хоть мы и делали «страховку» с воды один раз на 119 пороге. После обоих переворотов страховка не смогла чем-либо помочь. Экипажи справлялись только своими силами. Спасконцов и морковки у нас вообще не было и что это такое я до сих пор не знаю. 7. Пункт 9 мы тоже не знали, что он существует 9. Рама должна быть пришнурована с каждой стороны как минимум двумя отдельными капроновыми веревками диаметром не меньше 6мм (При повреждении одной из верёвок будет достаточно времени для ликвидации аварии прежде чем судно развалится на части). Основные баллоны судна должны иметь не менее 1 перегородки препятствующей полному спуску болона при пробоине. Верёвки для вещей должны быть не тоньше 6мм (лучше сделать упаковочные рукава). Веревки для привязывания упоров и банок к раме должны быть не тоньше 4мм. Раму мы привязывали тонкой капроновой ниткой! Катамараны не развалились. Но всё-таки надо закупить побольше верёвки достаточной толщины на следующий поход. В прошлом году на сплаве верёвки тоже не хватило, к слову. Баллоны у нас были с перегородкой, препятствующей полному спуску баллона при пробоине. Но на одном катамаране я знаю, такой перегородки нет. Думаю, надо покупать другой, ведь везём на лодках людей, среди которых много женщин. Судно должно быть надёжным, особенно на реках от 3-ей категории. На авось русский не надо надеяться. Чальный конец у нас вместо 12 метров был длиной 1,51 метра. Что такое страховка и как она делается нужно поучиться у знающих людей. 8. Пункт 21 21. Все члены группы должны обладать информацией о следующих препятствиях, их сложности и т.д., т.е. знать на память лоцию реки. (Другими словами все участники группы должны знать в какие игры они играют и чётко представлять возможные опасности). Когда переворачивается катамаран на Ципе, есть только время и силы на самоспасение. Не то, что нет желания кого-то спасать, просто объективно это невозможно. Это должны чётко для себя осознавать девушки, идущие на сплав. Некоторые ещё плавать не научились, а это дело не одного дня. Когда судно переворачивается, успеваешь только выгребать наверх, чтобы вдохнуть. А сверху на тебя накатывается волна и тебя снова прибивает ко дну. А если человек попадает в бочку, там ещё веселее. Как в стиральной машине крутит. Никто из нас не попал в водоворот в «Бочку». При таком сильном течении реки, волне и нашей «страховке» надеяться можно только на свои силы. Если вас вытащат, то это будет уже не раньше чем, через минут 15 вниз по течению после порога. Будет уже поздно. Рассчитывайте только на свои силы на сплаве. Все у нас при перевороте выбирались сами. 9. Пункт 22 тоже нарушали. 22. Все члены экипажа обязаны беспрекословно и оперативно выполнять все команды и указания капитана судна. При прохождении препятствий Все члены группы обязаны выполнять указания и приказы руководителя группы, а при его отсутствии заместителя командира группы. (Здесь пояснять нечего - это аксиома). Не слушались командира, что могло привести к очень печальным последствиям. Вывод: век живи, век учись!

Аркаим: ПРедлагаю Сашу назначить ответственным за технику безопасности на предстоящем сплаве...

Еше Нинбо: Правила безопасности пишутся кровью. Пусть каждый отвечает за технику безопасности сам перед своей жизнью

Мэдогма: да-а! сейчас меня тоже переполняют радостные чувства со сплава (2008)! всё дейсвительно было здорово! ...самопреодоление, когда тебе больно и ты, не обращая внимания ни на что идешь вперед, смотришь прямо в глаза всему, что может возникнуть перед тобой...! ...каждый день был уникален, интересен, невзирая на то, что это могло быть дискомфортно для твоего тела! ...по прошествию дня, казалось, проходила целая вечность. А пеший переход...- просто нет слов как здорово! ...Особенно :)))))))) по стланнику... с рюкзоками., ...и в гору. А помните как мы попали под ливень, когда были уже близки к Ингоде? ...Пели во всю глодку пока шли (кстати, там нас Ханай научил кричать по-индейски) :))) -казалось, что мы всех зверей в округе распугали. А потом нашли небольшую заводь в речке и пригали туда каждый по очереде (или без очереди) - всеравно были мокрые! такой адреналин!

СашАр: Теперь буду гнать похвалу и радоваться критике!

Еше Нинбо: Плавать надо уметь хорошо, чтобы идти на такие реки как Ципа. Скорей бы на сплав, такой адреналин!

Еше Нинбо: Воду с детства не очень люблю, но идти на сплав надо. Потренироваться...Ржавею в кабинете...

Ханай: Да, Брат! Ржаветь ни куда не годится, надо ехать на сплав...

Еше Нинбо: Маршрут сплава - Китай, река Цаоси...на байдарке. Грести надо самому.

Аркаим: Продолжение 5. Крещение. После всех собраний , которые проводил командир по сплаву, у меня сложилось впечатление, что Паша «пургу какую то гонит». Нагоняет страха, страсти накаляет, чтоб почувствовать свою значимость. Девченки и так ни живы ни мертвы от его рассказов. Но я то, тертый калач, меня не запугаешь этими баснями, не зря про меня Колян сказал, что я суровый уральский парень. На катамаран я сел уверенно, безо всякого страха, в полной готовности показать , свое умение и мастерство. Даже ноги в петли не стал засовывать, а зачем, я точно знаю, с катамарана я не упаду,да и где там упасть то, скорость невысокая, перекаты несложные. Паша чо то волнуется, кричит-Табань, греби!!!- А чо волноваться то, все под контролем. Мне даже начинает нравится по волнам качаться, особенно когда какой нибудь валун посередине реки и мы через него мягко так , плавно, красота! Ага! Вот начинаем набирать скорость, входим в перекат, летим в валун, Капитан опять суетится, то ему табань, то греби. Чо кричать то, кайф надо получать! Правой стороной цепляемся за валун, течением стало разворачивать катамаран. Дальше вижу все как в замедленной сьемке. Какая то неведомая сила отрывает меня от катамарана, я медленно, дрыгая ногами и махая руками лечу куда то в бездну, в голове только одна мысль, только бы шляпу не потерять. Бул-тых!!! Ледянная вода меня быстро привела в чувство, Когда я вынурнул, катамаран казался где то далеко, далеко. Так !!! Шляпа на месте, очки тоже. Отлично!!! Живем дальше! С тех пор я даже сидя на катамаране, припаркованном к берегу, стараюсь ноги в петли засунуть о греха подальше.

Еше Нинбо: На Ципе будет веселее. Но лучше вообще эти петли не одевать. На всякий случай. Так как при перевороте катамарана можно в петлях застрять под перевёрнутым катамараном. Лучше самосплавом покататься. Не дай бог под катамараном застрять.

Аркаим: Продолжение 6. Как я стал бакланом, который пролетает мимо. Весь поход ходили слухи, что у Коли в рюкзаке есть очень вкусный ананасовый компот. Что, что , а ананасовый компот это моя слабость. Скажем бананы мне абсолютно по барабану, или там кокосовое молоко, я абсолютно к нему равнодушен, или какя нибудь папаья –приторная, сладкая, гадость одним словом, но ананасовый компот- это вещь. Сидишь бывало на катамаране,гребешь себе веслом, качаешся на перекатах как на качелях, а перед глазами ананас, такой спелый , сочный, хрустящий, ароматный… Или ешь на обеде опостылевшую гречку с грибами, и представляешь, что у тебя в тарелке ананасовый компот и ты мелкими кусочками откусываешь ананас, и запиваешь удивительным на вкус сиропом, таким кисленьким и ароматным…. Вечный кайф….. Каждый день я ждал вечером, что вот сейчас Коля достанет заветную баночку и сбудется моя мечта. Но время шло, Коля и не думал доставать ее, слухи нарастали самые невероятные, что он ее дома забыл, и, что это всего лишь предположения насчет компота, какой дурак весь поход будет таскать тяжелую банку , если бы она и была то ее сьели бы в самом начале. Я уже почти смирился с мыслью, что компота мне не видать как своих ушей. Даже если она и есть , думал я, то наверняка он ее бережет на последний день. На предпоследней ночевке все было как обычно, ужин с грибами, чай, анекдоты, песни. После часа ночи некотрые уже потихоньку собирались ложиться спать. Сегодня точно не достанет, подумал я и отправился спать… Утром проснувшись рано, я как обычно пошел разжигать костер, что бы вскипятить чайку (люблю я с утречка попивая чаек наблюдать рассвет), и что я вижу….Мама дорогая!!!... возле костра лежит пустая банка из под самого настоящего ананасового компота…. Я почувствовал себя в тот момент самым настоящим бакланом, прилетающим поздно, и пролетающим мимо….

Ханай: Брат! Ты просто СУПЕР!!! Это, одно из, самых забавных повествований о сплаве, которые я когда либо читал!!!

Еше Нинбо: Молодых девушек, плохо плавающих, на сплав по Ципе не брать.

Еше Нинбо: ЕСЛИ НА СПЛАВ ПО ЦИПЕ БУДУТ БРАТЬ ПЛОХО ПЛАВАЮЩИХ МОЛОДЫХ ДЕВУШЕК, ТО Я НА СПЛАВ НЕ ПОЙДУ.

Мэдогма: Еше Нинбо - а парней? а людей закаленных в возрасте? ...я сразу просекла, о ком ты! ты боишся! (можешь спорить со мной, но это так!) есть такая вещь как ПРИНЯТИЕ и это не зависит от каких-то супер-способностей, а зависит от внутренней готовности и внутренней смелости! ...я с тобой на одном катамаране не поплыву!

Еше Нинбо: Бережёных Бог бережёт...

Мэдогма: ...на все Его Воля! ...как Ханай уже говорил, в обычной жизни мы рискуем бессознательно (кто-то куму-то может на улице голову проломить), а здесь стихия - сознательный выбор отдаться и погрузиться СОЗНАТЕЛЬНОМУ переживанию и ДОВЕРИТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ! ...здесь зависит, как говорится, от воли судьбы(случая) и не важно, где это может произойти, т.к. Этот Час уже определен, в какой-то степени...

Мэдогма: ...а зачем нужно беречь свое тело? зачем его лелеять? ...если моя жизнь перестанет быть кому-то нужной, меня сразу не станет! а если так, тогда это произойдет или не произойдет! ...как понимаю, нужно прожить жизнь достойно, а не трястись за свою шкуру - от нас зависит только лишь ДЕЙСТВИЕ, а РЕЗУЛЬТАТ принадлежит ВЫСОЧАЙШЕМУ! ...если я буду потакать своему телу, тогда я буду несчастным человеком! А кто хочет быть несчастным? - я еще ниразу не встречала такого человека!

Sarbola: Какая ты молодец, Мэдогма! Полностью поддерживаю.

Мэдогма: ... да, Sarbola, спасибо! ...обидно, конечно, что некоторые люди так думают Однако, у каждого восприятие мира свое и с этим ничего неподелаешь!

Шуньятыч: Мэдогма, ты хорошо сказала! Как я понимаю, Путь Воина – это осознанность, принятие и бесстрашие! Живя этим, всегда будешь Победителем!

Мэдогма: Шуньятыч - Большое Спасибо! Да, все именно так!

Еше Нинбо: Кто мешал в начале года записаться в бассейн и научиться нормально плавать и нырять? Теперь уже время потеряно... Готовь сани летом, а телегу зимой.

shanti: Ты не понимаешь, Поэтому критикуешь. Ты критикуешь, Поэтому твое предназначение Останется неисполненным. Будь добрым, будь воплощением сочувствия, Потому что каждый без исключения человек Вынужден сражаться с самим собой. Ум легко может стать специалистом В том, чтобы сомневаться в других. Сердце может стать И действительно становится Специалистом в том, чтобы любить других, Делая это Легко и постоянно. Тот, кто находит недостатки У других, Вовсе не является Счастливым человеком, Даже когда он благополучно Справляется со своим делом, - Вот в чём штука! Просто будь положительным Во всём, что говоришь и делаешь. Твой ум избежит яда Им самим сотворённой Негативности. Из книги "Озаряющий жизнь спутник путешественника", часть 1 Шри Чинмой

Еше Нинбо: У каякеров и их коллег по водной активности сейчас самый разгар сезона. Реки Карелии, Алтая и Кавказа переполнены водниками всех мастей. Некоторые из них долго тренировались, научились правильному поведению на воде и сейчас, что называется, пожинают плоды просвещения. Есть и другие, менее сознательные экземпляры: тренироваться они не тренировались, но теперь им очень уж "хочется экстрима". О том, какая жесть (иначе это не назовешь, уж простите!) поджидает этих последних, рассказывает талантливый российский каякер Дмитрий Данилов. Надеемся, что рассказ опытного спортсмена будет полезен и тем, кто с правилами безопасности на бурной воде уже знаком и делает свои первые шаги в экстремальном сплаве. Каякинг на бурной воде несет в себе массу опасностей. На реке от третьей категории сложности можно запросто получить серьезную травму или даже расстаться с жизнью, поэтому ни о каком экстриме без предварительного обучения и речи не может быть. Человек, решивший сесть в каяк, должен четко понимать ситуацию экстремального сплава. Умение чувствовать, или, как говорят водники, читать воду, определяя характер и уровень препятствий, умение трезво оценивать свои силы при этом – залог относительной безопасности на бурной воде. Попробуем разобраться, чего именно стоит остерегаться и как вести себя в опасных и критических ситуациях на бурной воде. При занятиях каякингом опасность исходит непосредственно от самой бурной воды, русла реки с находящимися в нем камнями и скалами, упавших в русло инородных предметов – деревьев и так называемых антропогенных препятствий: остатков разрушенных мостов, бетонных плит или строительного мусора – и, как это ни странно, от самих же каякеров. Итак, начнем с бурной воды. Все завихрения и водовороты, создаваемые ею в результате падения со скал или преодоления неровностей русла, представляют немалую опасность. Одно из самых частых явлений на реке – бочка. Бочкой называется падающая с камня вода, которая закручивается в обратном падению направлении и создает длинный противоток. Этот коварный водный язык утягивает все живое и неживое. Попав в такое чудище (на больших реках бочки могут достигать нескольких метров в высоту и иметь область обратного течения до десяти метров), каякеру следует сгруппироваться и понять, где вода течет со слива, а где находится пенная обратка, которая и затягивает каяк в пульсирующее лоно бочки. Из-за нестабильности водных потоков в таком препятствии каякера, скорее всего, будет постоянно килять, то есть переворачивать. Главное здесь – стабилизироваться и выгрести из зоны противотока. В гигантских бочках это очень сложно и под силу только опытным райдерам. Известны случаи, когда каякеры, так и не сумев выбраться из бочки, погибали, уставая бороться со стихией. В бочках среднего размера (которые чаще всего встречаются на реках третьей-четвертой категорий сложности) вполне можно обрести контроль над ситуацией и попытаться найти место, где бочка имеет неоднородную структуру, а значит, и менее держащую пену. В это место и нужно стремиться. Оказавшись там, следует сделать несколько резких гребков или разворотов в сторону выхода – вниз по течению. Если бочка не ограничена по краям скалами или другими препятствиями, можно попытаться просто сделать траверз струи и выехать из бочки. Впрочем, бочки – это опасность, которую в общем-то видно издалека, а потому можно достаточно легко избежать: в широком русле их можно объехать, а в узком попытаться зайти с максимальной скоростью в том месте, где вода, скорее всего, вытекает и обратная сила бочки слабее всего. Под водой есть и более опасные ловушки. Одна из них – сифон. Эта опасность подстерегает каякеров тогда, когда основная или не основная струя в потоке уходит под камень или часть скалы. Коварство сифонов заключается в том, что их невозможно заметить ни с воды, ни с берега. При попадании в сифон лодку расклинивает и начинает в буквальном смысле ломать падающей сверху водой. В такой ситуации есть только один выход – спасаться бегством, пытаясь отстрелиться и вылезти из лодки. Но и это не всегда возможно: ноги уже могут быть зажаты в лодке камнями, а мощная струя не даст каякеру не то что вылезти, но даже разогнуться – давление падающей на тело воды очень велико. Основной путь к спасению в такой ситуации – успеть вовремя вылезти из лодки так, чтобы при этом самому не уйти в сифон. Стоит заметить, что ситуация попадания в сифон практически не контролируется, а спасение во многом зависит не от каякера, а от удачи и помощи товарищей. Опасности подстерегают и в так называемых прижимах. В этой ситуации основная струя бьет в скалу или берег и образует нишу – карман. При попадании в такую западню нужно постараться не перевернуться и выгрести на чистую струю. Если отстрел из лодки уже произошел, следует, сохраняя спокойствие, либо попытаться вылезти на скалу, либо пронырнуть весь карман под водой. Кроме того, из кармана иногда выбираются по "морковке" (специальная веревка), которую с берега бросают друзья-каякеры, однако этот вариант возможен далеко не во всех прижимах. Серьезнейшую опасность (особенно в период паводка) представляют деревья и антропогенные препятствия в русле реки. Деревья могут как лежать поодиночке, так и образовывать целые завалы, полностью перекрывающие реку. При попадании в завал следует любой ценой выбираться на него. При попытке пронырнуть завал вероятность зацепиться спасжилетом за ветку или быть примятым струей к бревну невероятно велика: в этом случае вам уже никто не сможет помочь. С антропогенными препятствиями лучше вообще не связываться: арматура или бетонные плиты не пощадят не только лодку или весло, но и самого райдера. Реки с препятствиями подобного рода среди каякеров не в почете: с ними стараются не связываться вообще, так как удовольствие от сплава в данном случае не оправдывает риски. Все вышеперечисленное относится к объективным опасностям на реке. Кроме них есть и еще одна – так называемый человеческий фактор. Подобная опасность может исходить как от вас, так и от ваших партнеров по сплаву. Известны случаи, когда каякер, спасая своего друга, который недооценил сложность препятствия, сам оказывался в критической ситуации. Следует заметить, что основные причины несчастных случаев и получения травм на воде – недооценка препятствия и уровня воды, неадекватность поведения, банальные ссора и понты, адреналиновое опьянение. Все это может привести к фатальным исходам, поэтому выбор партнеров по сплаву и анализ происходящего на реке – одни из самых важных этапов подготовки к экстремальному путешествию. Безопасность на воде зависит не от сложности или простоты порогов, вашего умения или наличия крутого снаряжения. Безопасность в первую очередь зависит от адекватной оценки каякером своих сил и препятствия, его внутренней уверенности и умения работать в группе. Ну вот, собственно, и все. Удачного вам экстремального путешествия. Берегите себя. см. http://www.gazeta.ru/extreme/2006/06/22_a_681007.shtml 23 ИЮНЯ 2006 21:39

Еше Нинбо: Черное лето 2003-его Не буду я говорить ни о роли государства в охране жизни своих подопечных, ни о распиз…стве, ни о «героизме», ни о свирепости паводка, ни о стечении роковых обстоятельств. Размышлять каждый будет сам, у кого есть мозги. Просто маленький дайджест по информации с форумов Весла.ру. Это только то, что увидели мои глаза, а сколько на самом деле? Страна-то большая… Статистика водных смертей лета-2003 побила статистику горных. Риторический вопрос – нужно ли рисковать, чтобы потешить свое тщеславие? – остается висеть в воздухе, как дым от сырых дров. Наверное, нужно. Весь вопрос в цене... А есть еще просто сгинувшие – на пустом месте. …Кажется ли мне, что с каждым годом гибнет все больше людей, или это факт? Может быть, так же кажется, что ось Земли уже немного отклонилась, а ученые молчат в тряпочку, потому что им велено молчать? И что-то незаметно, но неумолимо происходит в окружающем нас мире? А может быть, надо креститься. «…31 июля 2003 г. пропал в Карелии , в окрестностях города Беломорска, Устинов Дмитрий Анатолиевич, 1969 г.р. Рост примерно 180 см, худой, смуглый. Он должен был встретиться возле Маслоозеро на озере Лежнево со своей группой, но этой встречи не произошло. Пожалуйста, если кто-то что-то знает, позвоните: 434-89-67, Геннадию. Если возможно, разместите это объявление на всех известных вам туристических сайтах, которые как-то связаны с Карелией.» «…прошу откликнуться всех,кто ходил Катунь с 17.07.2003-17.08.2003 или обладает хоть какой-нибудь информацией о групе Москвичей ориентир.4 чел.(в составе каноэ фирмы Рафтмастер,зеленого цвета),гуляющих в районе Алтая в этот промежуток времени. Заранее благодарен Alex! «…Пока точно был жмур на Снежной (плюс еще один неподтвержденный) и вот поляк этот. Но непонятно что с Китоем - там, говорят, и четверки после каньона находили и двойки уносило. Но про людей ничего не говорили.» «…На Китое (Вост. Саян, Бурятия, Иркутская область) 16 августа — 2 трупа в группе [М. Болгара] из Челябинска (Михаил Израилович Болгар 1948 г. р., руководитель похода и Вера Константиновна Тарасова 1952 г. р.) — оверкиль честера в п. 68 в нижней части Моткиных Щёк. Тело ВК было найдено группой Ю. Тарасова (Челябинск) вечером того же дня, затем группой М. Болгара доставлено в Челябинск. Похороны состоялись 28.08. Тело М. Болгара было найдено ок. 21 августа группой Ю. И. Шерпаса из Сосновоборска и захоронено на р. Китой.» «…По информации Леонида Измайлова, на Китое погибли ещё 2 женщины из Красноярска (Модина, Бажкова. Тело Модиной нашли и захоронили, вторую ищут) и, если я правильно понял, парень из Липецка.» "...Болгар.М.И из г.Челябинска. и Модина. Е. Эвакуированы группой спасателей в г.Усолье .4.сентября. телефонны ПСС в г.Иркутске 35-15-84. 35-07-94.051.Поиски Бажковой. продолжаются.Всего погибло-на-р.Китой-5.человек. р.Ока-1.р.Снежная-1. Информацыя ПСС -Иркутской Оластной. " «…Вчера вернулись с Белина - Казыл-Хема - Каа-Хема. На последних двух - паводок. На пртяжении 3-х недель выдалось только пять среднепогожих дней. В "трех черепахах" с разницей в один день днепропетровцы и новосибирцы (коммерческая группа) утопли по человеку...» "...... Кызыл Хем - Картушин Геннадий Кызыл Хем - кто то из Украины Кызыл Хем - 2 поляка в пор.3 Черепахи " «…Вернулись с Оки. За маршрут поймали два сильных паводка. От Окинского до Харагола-2 шли невдалеке от команды спасателей МЧС, направлявшихся на поиски утонувшего поляка. Насколько знаю, тела пока не нашли.» «…Вероятно, многие знают о трагедии с польской группой. 7 августа, примерно, 17 часов на пороге Харагольский-2 перевернулся их РАФТ с 5 людьми. Парус М. не выплыл. На нем был спасжилет (без пахового ремня: верх-фиолетовый, низ в цветочках» «…похоже забрасывались вместе... Казанцы на катапульте на 4-ке кувыркнулись через нос и для кормового действительно была "катапульта". Вроде как бедняга прошел сливы самосплавом. Похоже поляка нашли - видели на берегу что то похожее на захоронение... Жаль беднягу.» «…по их информации, в Моткиных Щёках на 68 пороге при оверкиле чекстера челябинская группа потеряла двоих. Тело женщины нашли. Тело руководителя не найдено. Здесь опять начались затяжные проливные дожди. Реки Саян и ХамарДабана пухнут на глазах. Прогноз дождей на две недели. Планировать и осуществлять какой либо сплав нецелесообразно.» «… есть информация из МЧС Иркутска, что еще одна группа находится в том же районе. У них погиб 1 член группы – Мухараев Николай, 20 лет.» «…Действительно, смешанная группа (Минск, Новосиб по моему, Д. Восток) потеряла человека в Мажойском каскаде. Мы в это время стояли в Чибите. Нашли на выходе из ущелья спасжилет, возможно его.» «… Сбрасывались с Тумчи 16 августа от Зареченска и водитель сообщил что в начале августа на Кутсе, на последнем (!!!) пороге погиб каякер. 30 июля 2003 года в заливе после порога Котел (насколько я понимаю, это конец Тунтсайоки и начало Тумчи) рано утром (ориентрировочно от 4 до 6 утра) утонул Стрельчонок Юрий Анатольевич 38 (неполных) лет из Москвы (Зеленоград).» "...По сообщению watersport.com.ua на Гоначхире погиб украинский каякер Эдик Антонов" "...Слышал, что Минчане во второй декаде августа потеряли человека на п.Бегемот (Чуя, Алтай). Парня смыло в первой ступени, затянуло в бочку,потом выплюнуло дальше. Пока выловили - прошло время. Откачать не смогли - видимо в первой же бочке легкие были полностью забиты водой. Случай на Катуни с килем рафта с детьми. Погибли две медсестры. Рафт был перегружен, девушки шли без спасов, были не трезвы. " "...На Камчатке во время сплава по реке Быстрая погиб чешский турист Юрий Кубовий. По предварительным данным, смерть наступила в результате сердечного приступа, сообщили "Интерфаксу" в камчатском поисково-спасательном отряде." "...Из разговоров в Кандалакше: На Водопадном висит пластиковая бутылка в ней записки. первой сообщено, группа на кате-4 потеряла при прохождении порога одного человека. Искали его 2 дня, потом пошли ниже. Вторая записка, тело нашли и сделали все, что нужно. В разговоре участвовал Сергей Поезник http: www.poezdnik.kiev.ua, подробности можно узнать у него." "...Катаясь на байдарке, утонул в реке Сходне москвич Михаил Кривоногов. 40-летний мужчина очень увлекался спортом, посещал спортклуб в Тушине, но первое плавание в этом году стало для него последним. Скорее всего во время плавания байдарка перевернулась, а позвать на помощь спортсмен не успел: глотнув ледяной воды, он потерял сознание и умер." "...28.07 Башкирия, р. Белая, группа из Москвы, парня звали Сергей." "...Весной погиб мужчина в группе Цветковой - кат-двойка лег на не особо сложном участке (р. Бзыбь), и почему-то не смогли выловить. Хотя народ-то супер опытный, этих в раздолюбайстве подозревать сложно." Светлая память погибшим и назидание живым. см. http://www.veslo.ru/2001/other/black_summer.html

Еше Нинбо: Концепция личной безопасности при сплаве по бурной воде Настоящий документ не содержит никаких особых откровений. Он, возможно, даже не содержит и новых идей по обеспечению безопасности. Его цель — изложить совместно общеизвестные истины с целью сложить из этих кирпичиков какое-никакое цельное здание. Кроме того, в приведенном ниже тексте, по возможности, НЕ использован конкретный фактический материал. Это сделано сознательно. Для обсуждения идей, а не фактов. За последними можно обратиться, например, в растущую (увы!) базу данных по несчастным случаям на странице Игоря Архипова. И последнее: в рамки обсуждаемых вопросов не входит тактика туристских групп на маршруте и тому подобное. Данный вопрос и весьма обширен, и более-менее ясен. Проблема иная — как готовиться к тому, чтобы выжить в условиях, когда авария все же произошла. -------------------------------------------------------------------------------- "Кто виноват?" и "Что делать?" Вероятностный характер ЧП Индекс выживания Так собственно, "что делать?" Примерный перечень упражнений по повышению безопасности при спортивном сплаве. Проблемы, не упомянутые в данном документе. -------------------------------------------------------------------------------- 1. "Кто виноват" и "Что делать" Вынесенные в заголовок два традиционных русских вопроса как нельзя лучше отражают возможные (и практикуемые!) подходы к вопросу безопасности. Беру на себя смелость утверждать, что большая часть традиционной системы "обеспечения безопасности" имеет целью не собственно сохранение жизни, а именно облегчение решения вопроса "кто виноват?" Имеется в виду даже не стандартные процедуры инструктажа, выпуска группы на маршрут и разбора несчастных случаев со стороны МКК. Эта деятельность бюрократизирована как по своей сущности, так и вследствие советского периода истории. Речь, однако о другом. Совершенно естественно для заинтересованного человека стремиться узнать технические подробности о том или ином ЧП. (Как считают психологи, если бы корова начала читать, она в первую очередь увлеклась бы детективами и любовными романами. А именно — получением информации об угрожающих жизни ситуациях и о продлении рода.) Дальнейшая наша реакция также абсолютна естественна: мы должны отыскать причину, по которой ЭТО С НАМИ НЕ СЛУЧИТСЯ. Подобный подход продиктован самим существом человеческой психики и необходим для дальнейшего комфортного существования личности. И он же, однако, уводит нас далеко в сторону от трезвого подхода к самой проблеме обеспечения безопасности. Как правило, лежащих на поверхности ошибок либо небрежностей совершенно достаточно, чтобы обвинить (часто с полным основанием!) самого потерпевшего либо руководителя группы. Даже при честном самоанализе выводы не идут далее чего-то конкретного, что и привело к аварийной ситуации. Но обычно подобная ошибка или небрежность повторялась — до или даже после — много раз, и ничего не случалось! Ведь большинство происшествий носит ВЕРОЯТНОСТНЫЙ характер. Кроме того, сделанные выводы работают только на предотвращение данного конкретного вида ЧП — но (к сожалению!) не на другие возможные аварийные ситуации. -------------------------------------------------------------------------------- Сложившаяся практика анализа информации о ЧП неявным образом направлена на решение вопроса "кто виноват?" даже на уровне мышления отдельного человека. Проблема же заключается в том, как перевести обработку информации в плоскость вопроса "что делать?". Речь, конечно, идет о чем-то большем, нежели рекомендация не садиться в катамаран или каяк без каски и спасжилета. -------------------------------------------------------------------------------- 2. Вероятностный характер ЧП ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИЮ НЕВОЗМОЖНО Аварии при сплаве по бурной воде происходили и будут происходить. Данное положение следует принять как один из главных постулатов концепции безопасности. Поскольку он позволяет сконцентрировать свои усилия на действительно важном вопросе — на ВЕРОЯТНОСТИ ЧП. При этом вопрос сразу распадается на два: 1) вероятность аварии (переворота судна) при сплаве 2) способность к выживанию в аварийной ситуации. Первый из указанных пунктов определяется тактикой группы на маршруте и выходит за рамки концепции личной безопасности. Второй пункт и является предметом нашего рассмотрения. -------------------------------------------------------------------------------- Вопрос вероятности ЧП, или, по другому, потенциальной опасности, настолько важен для самой сущности сплава по бурной воде, что заслуживает отдельного рассмотрения. Не будет преувеличением сказать, что само занятие спортивным сплавом (равно как и альпинизмом, парашютным спортом) во многом базируется на подспудно присутствующем ощущении повышенной опасности. Сплав по горной реке обьективно представляет собой угрозу жизни человека — потенциальный уровень опасности достаточно велик. Смысл же деятельности человека заключается в том, чтобы используя свои знания и умения, а также психические качества, доводить реализованный уровень опасности до приемлемых (сравнимых с проживанием в крупном современном городе) величин. Вырабатываемый при такой деятельности адреналин является мощным источником удовольствия и роста самоуважения любителя бурной воды. При этом, чем более серьезную опасность удалось компенсировать, используя опыт и личные качества — тем выразительней ощущения! Во всем вышесказанном нет ни капли иронии. Более того, такой род деятельности (выживание за счет персональных/групповых навыков) представляется весьма естественным и соответствующим природе человека, куда более, чем функционирование в роли крохотного чипа в суперкомпьютере современной цивилизации. -------------------------------------------------------------------------------- Но вернемся к вопросу о безопасности. Как уже ясно, исключить источник опасности нельзя в принципе — это убило бы саму природу спортивного сплава. Более того, любые знания и умения (снаряжение, тактика действий группы) будут периодически давать осечку — и тогда возникает аварийная ситуация, когда текущий уровень опасности резко превышает запланированный. Вот с этого момента и вступает в действие комплекс факторов, определяющий тяжесть последствий аварии. По самой сути возникновения аварийной ситуации на воде, при этом резко возрастает роль личной подготовки и психических качеств. Реально, они зачастую куда важнее традиционных групповых мер по обеспечению безопасности. -------------------------------------------------------------------------------- С определенной вероятностью, возникновение аварийной ситуации неизбежно согласно самой сути сплава по бурной воде. Как правило, сама по себе авария при сплаве не предопределяет тяжелых последствий либо трагического исхода. Она лишь многократно увеличивает их вероятность. Возможный выход из аварийной ситуации (от безболезненного до самых тяжелых последствий) в основном определяется персональными знаниями и умениями. Именно их набор и определяет реальный уровень безопасности при сплаве. -------------------------------------------------------------------------------- 3. Индекс выживания. Трудно вести предметный разговор о безопасности без какой-либо количественной оценки. Практикуемая методика оценки степени подготовленности туриста даже не пытается выделить вопросы "выживаемости" как-то особо. Предполагается, что все это приходит с опытом, каковой и оценивается (достаточно формально) справками о походах. Однако наличие туристского опыта вовсе не эквивалентно высокой степени готовности к борьбе за собственную жизнь! Например, даже десяток сложных походов в осторожно действующей, уравновешенной и тактически грамотной группе не дадут того опыта по действиям в условиях аварии, который можно приобрести, волей случая попав в слабоуправляемую авантюрную компанию. Я вовсе не агитирую за подобный стиль! Однако следует четко понимать, что опыт участия в походах и опыт действий в аварийной ситуации — это существенно разные вещи. Несомненно, каждой категории сложности соответствует некоторый характерный уровень умений, весьма полезных для обеспечения собственной безопасности. Но и это весьма индивидуально! Распространенный пример — новичок, взятый в сложный поход матросом ката-четверки. Чем в более слаженную и опытную группу он попал, тем менее его ощущения (и самооценка!) будут соответствовать реальному уровню опасности. Таким образом, задача заключается в том, чтобы дать обьективную оценку знаниям и умениям данного конкретного человека по вопросу готовности успешно выжить после аварии на воде. Назовем такую величину индексом выживания (ИВ). Разумеется, он имеет смысл лишь в сравнении с уровнем сложности аварийной ситуации. То есть, один и тот же уровень ИВ может практически гарантировать безопасность на равнинной реке, являясь в то же время недопустимо низким для "шестерки". Простейший путь для определения ИВ — просуммировать набор знаний и умений данного конкретного человека. При этом факторы логично разбить на несколько групп. Пассивная защита — наличие и качество защитного снаряжения. Техника выживания — опыт по выполнению конкретных действий в условиях бурной воды. Личные данные — тип нервной системы, уровень тренированности и т.д. Вариант оценки факторов на предмет подсчета ИВ приведен ниже. Разумеется, невозможно детально обосновать величину того или иного коэффициента. В данном случае они основаны на субьективном опыте и рассуждениях автора. -------------------------------------------------------------------------------- Таблица для оценки индекса выживания (ИВ) (Следует просуммировать баллы, выбрав по одному варианту ответа на каждый вопрос) Пассивная защита: Спасжилет: постоянного своего не имею 0 сделан по случаю из чего попало 1 куплен или сделан соответствено моим походам 2 Обьем жилета 15 — 25% моего веса. 1 25 — 40 % 2 более 40 % 1.5 я каякер и использую соответствующий жилет 2 Каска постоянной своей не имею 0 дешевая хоккейная возраст более 7 лет 0.5 дешевая хоккейная возраст менее 7 лет 1 импортная хоккейная или whitewhater 1.5 Гидрокостюм постоянного своего не имею 0 мокрого типа из прорезин. ткани 1 сухого типа фабричный 2 неопрен 3 Нож при сплаве отсутствует 0 складной в кармане 0.5 в ножнах под жилетом 1 спец.стропорез во наружных ножнах 1.5 Техника выживания Плавать не умею 0 умею, но нырять не люблю 1 плаваю и ныряю с удовольствием 1.5 Cплав в жилете на струе в валах не имею опыта 0 пробовал под наблюдением — береговой страховкой 0.5 опыт аварийного сплава по гладким валам 1 опыт сплава по крутым (опр.верхушка) валам с пеной 1.5 Прохождение сливов в спасжилете, имею опыт: не имею опыта 0 гладкий слив без бочки 0.5 слив 1-1.5 м с бочкой 1 водопадный слив 2 и более метра 1.5 Прохождение прижимов в жилете, имею опыт: не имею опыта 0 прижим с отбойным валом 0.5 прижим без отбойного вала, надводный выход 1.5 прижим без отбойного вала, подводный выход 2.5 Прохождение глубоких котлов в спасжилете или с перевернутым судном: не имею опыта 0 выбросило либо вытащили страховкой 1.0 выходил самостоятельно по донной струе 3.0 Опыт оверкилей (для каякеров — с покиданием судна) не имею опыта 0 только учебные 0.5 реальные, 1 или 2 1.5 от 3 до 15 2.0 потерял счет 1.5 Обратный переворот катамарана (для каякеров — эскимосский переворот) не умею 0 в принципе пробовал, но считаю экзотикой 0 нормальный для меня технический прием 2 Личные данные Очки ношу 0 не ношу 1 Легко пробегаю до отходящего автобуса 0 3-5 км 0.5 10 км 1.0 25-30 км 2.0 В стрессовой ситуации бледнею, все вокруг происходит мгновенно 0.5 краснею, происходящее кажется растянутым до бесконечности 1.5 не могу определить. 1.0 -------------------------------------------------------------------------------- По прикидочным расчетам, соответствие уровня ИВ категориям сложности таково: 3 к.с. — 8.5-9.0 4 к.с. — 12.0-13.0 5 к.с. — 15.0 -16.0 6 к.с. — 20.0 и более -------------------------------------------------------------------------------- 4. Так, собственно, "что делать?" Само по себе вычисление ИВ приносит не больше пользы, чем любая статистика. Как уже говорилось выше, задача состоит в том, чтобы каждый отдельно взятый турист смотрел на проблему безопасности взглядом прагматика. А именно, вместо самоуспокоительного, но бесполезного "со мной этого не случится" должно быть "когда со мной это случится, что я смогу сделать?" — при твердой уверенности, что "это" однажды случится! De facto, к такому взгляду на вещи приходит большинство по-настоящему опытных туристов, которые постигают мудрость данного подхода через царапины на каске и страстное желание усовершенствовать свой спасжилет после каждого серьезного "заплыва". Беспристрастный подсчет собственного ИВ позволяет как минимум прикинуть собственные возможности и наметить пути для подтягивания слабых мест. Сравнение с членами команды — понять реальное соотношение сил в ней и, опять-таки, сделать что-нибудь конструктивное. Наконец, изложение собственной безопасности на языке баллов и коэффициентов позволяет чисто психологически безболезненно заниматься этим делом, не видя перед мысленным взором тех ЧП, о которых довелось слышать или быть свидетелем. Особо следует упомянуть о водных соревнованиях по ТВТ. Как правило, часть, касающаяся спасработ в них, если и есть, то посвящена совершенно другой стороне проблемы — активному спасанию потерпевшего либо аварийного средства сплава силами береговой команды. Как уже ясно, это важно, но проблему личной безопасности не решает. Потому что все проблемы начинаются как раз там, где не срабатывает береговая страховка (а такое бывает слишком часто). -------------------------------------------------------------------------------- Ключ к реальному повышению уровня собственной безопасности — в изменении психологии вопроса. Считая, что ситуация, когда нужно будет выбираться собственными силами, случится неизбежно, нужно к этому планомерно готовиться. Простейшая стратегия и тактика такой подготовки — один за другим "закрывать" пункты из таблицы подсчета ИВ. Наиболее эффективно было бы внедрение такого подхода на уровне команды или турклуба. Сопоставление уровня ИВ туристов разного опыта, проведение соответствующих соревнований должно создать атмосферу, когда думать о собственной подготовке в плане выживания считалось бы хорошим тоном не только среди "зубров", но и среди новичков, идущих свой 2-3 поход. -------------------------------------------------------------------------------- 5. Примерный перечень упражнений по повышению уровня безопасности при спортивном сплаве Поскольку общая цель ясна, выбор конкретных упражнений предоставляет широкий простор для фантазии и экспериментирования. Ниже приведены лишь примеры использования различных условий для организации тренировок с общей направленностью на повышение безопасности. Основой считается катамаран. Байдарочники могут добавить собственной специфики, грамотный же каякер должен бы постигать все необходимое одновременно с ростом технического уровня. Общий тренировочный процесс Любые упражнения, повышающие работоспособность организма в условиях недостатка кислорода: интенсивный бег в гору, спортивные игры и пр. Общая рекомендация: для включения анаэробной энергетики оптимален интервал интенсивной работы организма от 20сек до 1-2 мин. Предупреждение: без достаточной спортивно-медицинской квалификации не рекомендуется экспериментировать с физическими нагрузками при задержке дыхания. Спорт. игры и упражнения, развивающие координацию движений при большой роли периферийного зрения (широкое поле внимания, переключение мехду несколькими обьектами) Занятия на гладкой воде (бассейн, пруд, равнинная речка) Ныряние (без спасжилета и пр.) с целью найти положенный на дно предмет, развязать узел и пр. Прохождение (без жилета, касаясь руками) под плавающим обьектом протяженностью 4-8 метров (байдарка, катамаран, ствол дерева, наплавные мостки) Цель — моделирование выхода из-под перевернутого судна. Плавание в спасжилете на скорость. Игра в водное поло в полностью или частично одетом сплавном снаряжении. Учебный переворот катамарана с гребцами в канойках (упорах - прим. ред.). Используются 2 осн.веревки, закрепленные на разных бортах катамарана и пропущенные над и под ним врастяжку на два берега, а также рычаг-опора на берегу под той веревкой, что лежит сверху. Переворот осуществляется рывком 2-3 человек за веревку с берега. В зависимости от задания экипаж может выходить из каноек немедленно либо выжидая несколько секунд, фиксируя в сознании перевернутое положение под водой и привыкая действовать в таком состоянии. Многократный прямой и обратный переворот катамарана силами экипажа. Прямой переворот — вспомогательный. Цель — отработка техники постановки катамарана на ровный киль. Локальная турбулентность струи (отдельный слив, насосная станция оросительной системы) Прохождение локальной турбулентности автономным сплавом. Прямой/обратный переворот привязанного веревкой (которая удерживает его в турбулентной зоне) катамарана. Прыжок в спасснаряжении в турбулентную зону, с закрепленным капроновым шнуром. Цель — имитация действий при зацепе. Задание — при торможении веревкой в потоке достать имеющийся в снаряжении нож, отрезаться от веревки и уйти в свободный сплав. Варианты: закрепление веревки обвязкой на груди либо за ногу. Запрещается неподвижно закреплять веревку. Ее конец находится в руках у страхующего, который следит за временем пребывания в потоке и состоянием тренирующегося. Самостоятельное передвижение "корабликом" с использованием закрепленного на берегу спасконца (на реке нужно соорудить Т-образную систему из 2 веревок, одна из которых натянута с берега на берег несколько выше турбулентной зоны). Несложный участок горной реки Автономный сплав по участку шиверы 50-500м. под контролем 2 человек: наблюдатель со свистком в пункте с достаточным обзором (обрыв, отдельная скала, большой камень) и спасатель в конце тренировочного участка. Задача: освоиться в потоке, выработать оптимальные положение и ритм дыхания, научиться перемещаться поперек реки, используя как сам поток, так и надводные/подводные камни. Упражнения по прямому/обратному перевороту катамарана в условиях реального горного потока. Автономный сплав на несложном участке маршрута параллельно с катамараном (до 1км). Задача: отработать стиль перемещения (подход/отход) по отношению к судну в потоке. Задача для катамарана: периодически выполнять "спасение" тренирующегося, загоняя его между баллонов при маневрах как по течению, так и против. Реальные препятствия III-V к.с. Автономное прохождение отдельных элементов: сливов, проносных бочек и пр. Заход в препятствие на перевернутом катамаране с задачей обратного переворота в подходящем месте (например, на вершине стоячего вала). Купание в "держащей" бочке при наличии закрепленного на обвязке жилета спасконца. Оговаривается допустимое время на попытки самостоятельного выхода. -------------------------------------------------------------------------------- 6. Проблемы, не затронутые в данном документе По определению, концепция личной безопасности оставляет за рамками обсуждения некоторые другие важные вопросы. Вряд ли имеет смысл спорить, что весьма существенны также: конструкция и параметры сплавного и спасательного снаряжения грамотная тактическая организация прохождения препятствий группой приемы организации страховки с берега и с воды первая медицинская помощь пострадавшему Однако большинство этих вопросов направлено на предотвращение автономного сплава. Именно это выделяет их в отдельную проблему. Точнее, другую грань той же самой общей проблемы обеспечения безопасности. Обеспечение указанных вопросов в большей степени забота руководителей групп, инструкторов и членов МКК. Проблема же личной подготовки в обеспечении безопасности есть непосредственное дело каждого, начиная с первого категорийного похода. см. http://www.whitewater.ru/tourism/misc/safety02.html

Мэдогма: ...как видно из выше сказанного, человек боится смерти! А что означает смерть? -ведь она повсюду, как и жизнь; она неотделима от жизни! (недаром же есть такой символ - "инь - янь")...если не будет смерти - не будет и жизни - это закон природы! ... смерть бояться глупо - нужно ее просто принять! ...а если боишься... есть ли смысл идти на сплав? ...а тебе самому-то - Еше Нинбо, нестрашно?... небось у самого уже коленки трясуться... P.S. прости, если что....

Мэдогма: ...кстати! все это делается неради какого-то "адреналина" - его и в жизни хоть отбавляй, а ради САМОГО СЕБЯ, ради ВЫСОЧАЙШЕГО В СЕБЕ! ...иногда люди говорят - "после такого 100 жизней прожил!" - а это к тому, что человек действительно во внутреннем мире прожил много жизней! т.е. человек за короткое время успел внутренне вырасти, а значит и приблизился больше, чем обычно к своему освобождению! P.S. ...мы тут к чему стремимся-то? ...к освобождению или так и будем всего бояться?

Еше Нинбо: Конечно, страшно. Утонуть, спасая чайников. Для спасателя я плохо плаваю... А как потом смотреть в глаза твоей или её маме и папе, если с тобой или с Кобылой что-нибудь случится?

Еше Нинбо: Брать на сплав по сложным рекам не умеющих плавать или очень плохо плавающих девушек безответственно.

Sarbola: Еше Нинбо, каждый получит то, что ему надо. Ты своей паникой только привлекаешь к себе то, чего боишься. Ты не извлек урок из прошлого сплава по Ципе? Хочешь повторить его? На тебе ответственности никакой не лежит за наши жизни. Всевышний о нас позаботится. Мы готовимся физически к этому сплаву. Так что твои обвинения не обоснованны.

Еше Нинбо: Ты на прошлом сплаве была что-ли, чтобы уроки прописывать? Урок от меня с прошлого сплава - понты нарезывать можно до определённого предела. P.S. Неразумный детский сад пусть сидит дома.



полная версия страницы