Форум » Чайный клуб » Святые подвижницы восточной церкви » Ответить

Святые подвижницы восточной церкви

Еше Нинбо: Апостол Павел: ...нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3,28) Святые Пахомий и Исидора Когда святой Пахомий основал в Верхней Фиваиде, в епархии Тентирской, Тавеннское братство, Господу угодно было, чтобы он же был здесь устроителем общежития и для инокинь. Вот как это было: Пахомий оставил в мире сестру. Желание видеть любимого брата и лично убедиться в тех чудесах, которые соединяли с именем Пахомия, привело сестру в Тавенну. Пахомий постоянно уклонялся от разговоров с женщинами; от родственных связей отказался он давно, и душа его грела одной любовью к Господу. Когда привратник сказал Пахомию, что сестра желает видеть его, он велел сказать ей, что он жив, и только, довольно для неё, но пусть откажется она от надежды видеть его лично. Желая же подарить её добрым советом, прибавил: пусть она подумает, не захочется ли ей подражать его роду жизни. Примером её Бог может быть, привлечёт к чистой жизни других женщин, с ними она будет освящаться хвалами Богу, а это будет много значить для неё, для её вечности. Он просил её неспешно и трезво обдумать предложение его и, если решится принять, объявить ему, и он займётся построением монастыря. Сестра его, не ожидавшая такого приёма, горько плакала, но в это же время Бог тронул сердце её дивной Своею благодатью. Успокоясь от тревоги, она обдумала предложение и просила отвечать брату, что вполне решилась последовать его совету. Решимость сестры на святые подвиги доставила Пахомию живую радость. Он благодарил Бога за сестру и, нее медля нимало, принял все меры к постройке женской обители. Избранное место для обители называлось Мен и находилось на другом берегу Нила, тогда как монастырь иноков был на острове посреди Нила. Поселяясь в монастыре, новая отшельница проводила жизнь в страхе Божием и в святых трудах. Она вскоре стала духовной матерью для многих отшельниц. Под влиянием советов великого аввы она была достойной руководительницей вверившихся ей душ, наставлениями и примером собственным отрешала сердца их от всего земного и возвышала души их к благам небесным, негибнущим. Святой Пахомий дал отшельницам почти одинаковый со своим монастырский устав; они не носили одного козьего кожуха, который составлял одежду его монахов, но постригали волосы и накрывали голову камилавкой, прикрывавшей голову и плечи. Рукоделие их состояло в тканье льна и шерсти, которые закупал для них эконом. Ни один монах не был допускаем в женский монастырь без особенного дозволения, братья или родственники приходили очень редко, и то в сопровождении испытанных старцев, посещаемая сестра тоже была сопровождаема старицей. Не дозволялось ни подносить подарков, ни принимать их от кого бы то ни было, потому что монахини не могли иметь ничего собственного, а всё было общее. Всякая светская речь, слух, новость, известие были изгнаны из разговора, одним предметом его было спасение души. Монахи, приходившие для построек или других необходимых работ, не принимали даже пищи в женском монастыре, но возвращались к себе. Священник и диакон приходили в церковь только для богослужения. Первый духовный отец, которому Пахомий доверил руководство сестёр, был инок Пётр, почтенный столько же по престарелым летам, сколько по святости своей жизни. Вдовы и девицы были одинаково принимаемы в эту обитель, здесь пострижены сестры Петрония, одного из первых учеников Пахомия, здесь же подвизались в иночестве мать, сестра и бабка Феодора Освященного, любимого ученика Пахомия. Когда отшельница умирала, сестры с пением псалмов выносили тело на берег Нила, а монахи тавеннские, с таким же пением, неся оливковые и пальмовые ветви, переправлялись из своего монастыря через реку, поднимали покойную и погребали на горе, где было общее Тавеннское кладбище. Святая Анастасия Святая Анастасия и по рождению своему была из высшей дворянской фамилии двора цареградского, и была в замужестве за первым сановником империи. Потому и звали её патрицианкою. По смерти мужа жила она в страхе Божием и усердно исполняла заповеди Божии. За добродетели и редкую красоту пользовалась она общим уважением. Император Юстициан оказывал особое внимание к молодой вдове. Это одно было причиной преследования явного, поднятого императрицей против богобоязненной вдовы. Анастасия, более благородная душой, чем думали о ней и добрые люди, сказала себе: Вот случай спасать свою душу, ты должна избавить императрицу от ревности, иди же в пустыню, так можешь заслужить венец небесный, тебя гонят от двора, почему же и не уйти?». Взяв деньги и драгоценности, какие могла собрать, Анастасия, не сказав ни слова при дворе, отправилась на корабле в Египет. Недалеко от Александрии построила она монастырь и с ревностью начала подвизаться в молитве. Монастырь этот долго и после Анастасии назывался монастырём Патрицианки. Анастасия смиренно занималась простым женским рукоделием, читала назидательные книги, пела псалмы в храме и была покойна. Императрица умерла. Император Юлиан, сохранив уважение к высоким качествам Анастасии, велел искать её везде, с приглашением возвратиться ко двору. Когда слух о том дошёл до Александрии и до Анастасии, Анастасия сильно встревожилась распоряжением царя. Она полюбила уединение, любовь к Господу возросла в ней, а двор царский казался ей теперь жилищем смут, интриг, тревог – то всё бесполезных, то решительно вредных для души; по крайней мере, для себя самой считала она теперь жизнь придворную невыносимой. Боязнь быть принужденной возвратиться ко двору заставила её бежать в глубокую пустыню. Ночью она оставила свой монастырь. Отыскав авву Даниила, начальника скитников, бросилась к ногам его, рассказала ему всё и просила помочь ей. Авва, помолившись, дал ей одежду послушника и с именем евнуха Анастасия запер её в пещере. Он дал ей правила, по которым должна она жить. Самое главное правило было – не покидать никогда пещеры, ни под каким предлогом, и не принимать никого к себе. Одному из послушников приказано было доставлять евнуху Анастасию раз в неделю хлеб и сосуд с водой, ставить это у пещеры и удаляться, не произнося ни слова. Анастасия, жившая прежде в роскоши и в почестях, в неге и шуме двора, жила теперь в суровом посте, с лишениями крайними, в уединении глубоком. Твёрдая душа выполняла правила аввы со всей точностью. Один Бог знает и Он, Благий, оценил скорби и борьбу, какие пришлось переносить затворнице. Так прожила она 17 лет и стала сосудом Духа Святого. Господь открыл рабе Своей день смерти её. На черепке начертала она слова: «Честный отец, возьми с собою ученика, приносившего мне хлеб и воду; принесите орудия, чтобы предать земле чадо твоё, евнуха Анастасия». Тогда же Бог открыл и авве близость кончины Анастасия. Он послал послушника к пещере, и тот нашёл черепок с надписью. Пришедшие вслед затем авва и ученик нашли евнуха больным. Авва со слезами говорил: «Блажен ты, брат Анастасий, памятуя о смерти, ты пренебрёг земной славой, помолись за нас ко Господу» - «Я имею нужду в молитвах ваших», - отвечал евнух. «Надобно исполнить нашу просьбу, как первую», - сказал старец. Сидя на рогоже, святая обняла голову старца и тихо молилась. Старец, взяв ученика, приклонил его к ногам её со словами: «Благослови ученика моего, твоё же чадо». – «Бог отец моих, - сказала святая, - готовый разлучить меня с землёю, да успокоит дух отца на сыне, как почил дух Илии на Елисее». Потом сказал евнух: «Господа ради, не снимайте с меня одежды моей». Старец причастил святую Святых Таин. Лицо её засияло как огонь. Оградив себя крестным знамением, сказала она: «Господи! В руки Твои предаю дух мой», - и скончалась. Авва и ученик выкопали перед пещерой могилу; старец снял с себя рясу. «Одень брата», - сказал он ученику. Тот, одевая, увидел, что это женщина: груди её высохли, как листья. На дороге ученик сказал старцу: «Знаешь ли, авва, что это женщина?» - «Да, знаю», - отвечал авва и рассказал, что одел её в одежду евнуха по нужде – её требовали ко двору, где не могла она быть. Историю дивной Анастасии узнали затем и другие. Преподобная почила в 565г., в один год с блаженным императором.

Ответов - 0



полная версия страницы