Форум » Чайный клуб » Поэзия начинается там, где кончается «я» » Ответить

Поэзия начинается там, где кончается «я»

Anadi: Нашла вот недавно статью о стихотворчестве. Возможно, и пишущей здешней братии будет интересно прочесть.

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 All

Айжан: Но почему? Почему Цветаева так категорично отчуждается от высоты? Цветаева пишет: Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все. Стихи к Богу есть молитва. И если сейчас нет молитв (кроме Рильке и тех малых сих молитв не знаю), то не потому, что нам Богу нечего сказать, и не потому, что нам этого чего некому сказать — есть что и есть кому — а потому, что совести не хватает хвалить и молить Бога на том же языке, на котором мы же, веками, хвалили и молили — решительно все. Чтобы сейчас на прямую речь к Богу (молитву) отважиться, нужно либо не знать, что такое стихи, либо — забыть. Потеря доверия. Леви пишет: ...нельзя все эти трепеты и очарования употреблять иначе как иронически. Гоголь пишет: я увидел тоже математически ясно, что говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображенью: нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, словом — нужно сделаться лучшим. Потеря доверия. Совесть.... Что же нам, Анади, со всем этим делать-то? "Цветаева не может жить без стихии так же, как и без совести. Оба "без" невозможны." (З. Миркина. Огонь и пепел) Что же тогда? Подчиниться совести? (И предать другую часть себя?) Сжечь стихи в русской печке и податься в Армию спасения? А я не хочу! Я, читатель, "в полном разуме и твердой памяти", заявляю - не боюсь стихии! Не боюсь - "подводных чудищ: сотворенных акул и несотворенных фей" Хочу - чтобы Марина оставалась Мариной, а Светлана - Светланой! Не перестану любить поэзию! "Не оставьте меня на ветру, Посреди пожелтевшей равнины. Не позвольте опасть поутру Ни росой, ни листвой тополиной, Ни березой прозрачной стоять, Ни вздыхать оборвавшейся нотой... Ваших рук мне б коснуться опять, И ожить в предвкушеньи полета Над, почти отмечтавшей, травой, Под, уже перекрашенным, небом… Не расстаньтесь мечтами со мной, Не уйдите дорогою в небыль… Не забудьте меня вспоминать, Если дождь вас догонит поспешно - Это я вам посмела сказать Ни о чем - безмятежно и нежно… Разглядите меня между строк, Ненаписанных и удаленных - Вы узнаете фирменный слог Не случайных нас, но не влюбленных. Отзовитесь, услышав меня, Не бегите во имя разлуки… В ритме осени пусть нам звенят Ожидания тихие звуки…" (© Copyright: Светлана Нецветаева, 2009,http://www.stihi.ru/2009/10/09/1723)

Еше Нинбо: А я очень люблю стихи Светланы Хисамутдиновой. Они для меня как молитвы, очень вдохновляют. БЛАГОСЛОВЕНИЕ Опять стихи! Куда от них мне деться? Творец диктует их, а я пишу — С слезами на глазах, с любовью в сердце Я низко кланяюсь Ему. За что такое мне благословенье, Чем этот дар небесный заслужила я? Ошибки прошлые, что болью в моем сердце, Не хочет видеть Он, или простил меня? Благодарю Его, что не оставил Одну в тот час наедине с собой, Поверить в свои силы Он заставил, Уверенно повел меня в тот бой. "Забудь, — сказал, — все беды и печали: То в прошлом; ты всегда вперед смотри. Пойми, жизнь коротка и мимолетна, Люби жизнь и цени в ней каждый миг, В единстве будь с природой, с человеком, Дари всем и улыбку, и добро. Получишь ты в ответ всю радость жизни, И счастье постучит в твое окно!" ЕДИНЕНИЕ Когда душа с душою говорит, То песня льется чистыми слезами И застилает нам глаза лучами, Тем янтарем, что солнышко дарит. В потоке мыслей, слов, желаний Уносят нас в неведомую даль Та искренность, любовь и состраданье — Все то, чем так прекрасно обладать. И этим чувствам нет конца и края, Родство и единенье близких душ Возносят нас на небо, создавая Ту формулу, что счастием зовут. УСТРЕМЛЕННОСТЬ Откуда эти светлые лучи Со всех сторон стекаются ручьями И, превращаясь в радостный поток, В безумстве за собою увлекают? И эта лодка, что уносит вдаль В безудержном водовороте жизни, И лодочник, стоящий у руля… А может быть, все это только снится? Но нет, очнувшись ото сна, Я явно ощущаю то теченье, Что безошибочно примчит всех нас К златому брегу, брегу наслажденья. http://www.hisamutdinova.ru/Poems.htm

Anadi: Айжан пишет: Потеря доверия. Совесть.... Что же нам, Анади, со всем этим делать-то? "Цветаева не может жить без стихии так же, как и без совести. Оба "без" невозможны." (З. Миркина. Огонь и пепел) Что же тогда? Подчиниться совести? (И предать другую часть себя?) Сжечь стихи в русской печке и податься в Армию спасения? Цветаева для меня воплощение Правды. Целиком – и стихия, и высочайшая совесть - безраздельно. В этом невероятная красота её Искренности, отражающей жизнь свою, как зеркало чистое. Именно глубочайшая искренность – покоряет ясностью и красотой внутреннего поиска и проявления. И эта Искренность - на грани исповеди. Исповедальная, чистая... Мне думается, Искусство – как чистое зеркало жизни и бытия, выполняя роль отражения (для осознания) – бесценно, в гениальных проявлениях Правды. Любая ложь – как бесталанная неправда, даже красивенькая, слащавая и добренькая – уродлива. Звенящая искренность и «чистота» – в смысле «верность» (как – ТО! то самое!) – прекрасна – в любых проявлениях. Только внутреннее качество сознания определяет качество внешнего действия или проявления в Искусстве. Неважно в какой форме отражается эта "чистота вибрации" - профессиональной или непрофессиональной. "Частота вибрации" же определяет - высоту ее. План сознания, что ли... проявляющегося. Искусство – как зеркало. Известная мысль… Когда Художник (любой) становится зеркалом – чистым, ясным и пустым, ему становиться подвластно – увидеть – и проявить Правду. И увидеть Правду разную – на всех уровнях Бытия. Тогда произведение искусства становиться мантрическим - дверью в настоящую реальность.


Айжан: Anadi пишет: Цветаева для меня воплощение Правды Я бы сказала - воплощение Поиска. Истинного. Честного. Нескончаемого. Anadi пишет: Искусство – ... зеркало. Когда Художник (любой) становится зеркалом – чистым, ясным и пустым, ему становиться подвластно – увидеть – и проявить Правду. Но не думаешь ли ты, Анади, что для того, чтобы стать "чистым, ясным и пустым" Художнику нужно прежде преодолеть свой собственный внутренний раскол? "Искусство растет вместе с Душой" (З. Миркина). И пока Душа растет, Художник больше похож на прозрачное стекло, а иногда на постоянно искажающую отражение водную гладь. Этот образ, на мой взгляд, очень хорошо схвачен вот в этом стихотворении, приведу лишь отрывок (прости, что цитирую почти по одной и той же ссылке) .......Не проявляется изображение, Тени мешают и ветер шалит. Не прекратившееся искажение Может само за себя говорит. Лишь на мгновение - четкая живопись: Если успеешь - увидишь глаза. Мысли обрывками, стаями вырвались, Но набежали и рябь и слеза. Не остановится жизни течение… Как разглядеть ускользнувшую суть, Как обстоятельств различных стечение Не испугаться, но и не спугнуть. Зеркало чудное и беспристрастное, Дай понимание мне бытия, Чтобы гляделась в тебя не напрасно я, И разглядела, что есть в тебе – я. (С. Нецветаева.http://www.stihi.ru/2009/08/21/998) ...Правда поэта... С течением жизни Художника "правда" непрерывно меняется, но большой Художник все время перерастает эту меняющуюся правду, пока, наконец не осознает Источник. "Совершенно святое искусство есть искусство святых. Терпеливых до подвига. Но это вовсе не значит, что пока люди не святы, не должно быть искусства. Искусство растет вместе с Душой. Более того, искусство может быть путем души и даже - по словам китайского поэта - путем к святости. И часто от него невозможно, а потому и грешно требовать сразу всей святости, как от ребенка нельзя требовать силы и ответственности взрослого. Все на своем месте. От искусства можно требовать только, чтобы оно не уводило в сторону от путей души, чтобы оно шло с душой одним путем. В этом смысле искусство есть собирание души, возвращение вовнутрь себя, к "волнам внутренней правоты" (О. Мандельштам). Отсюда пастернаковское "книга есть кубический кусок дымящейся совести"." (З. Миркина. Огонь и пепел. Избранные эссе. Изд-во Модерн, 2008)

Anadi: Здорово. И совсем не жалко - что одна и та же ссылка. Просто сундучок с сокровищами... а не ссылка. :) Айжан пишет: Но не думаешь ли ты, Анади, что для того, чтобы стать "чистым, ясным и пустым" Художнику нужно прежде преодолеть свой собственный внутренний раскол? Да, конечно. Именно возрастание "чАстоты вибрации" - накала, тонкости, огненности (от алого пламени к белому) - вехи роста Души, ступени в высоту... И искусство такого человечка тоже начинает расти - вместе с ним. Верно, что творчество воообще - это средство роста, как Путь - к святости. Без творчества (внутреннего и внешнего) - совсем невозможно расти... Любое настоящее произведение искусства - лишь следствие - внутреннего молчания (когда затихает рябь на воде - на поверхности зеркала Души, или преодалена механическая описательная "прозрачность" - или природная бессознательная? Очень интересное сравнение - но правильно ли я его поняла, Айжан?), внутреннего творческого движения само-открытия. Айжан пишет: Хочу - чтобы Марина оставалась Мариной, а Светлана - Светланой! Да, каждый уникален. У каждого своя "чИстота" и "чАстота"... Как и у стихов Светланы Хисамутдиновой, что резонируют в сердце Еше Нинбо, как молитвы. Спасибо, брат. Поделился еще одним сундучком с сокровищами еще одной Души.

Айжан: "Витание поэта в облаках" - Цветаева так не может. Она ТАМ не обитает. Но и ЗДЕСЬ ее уже нет. А где же? В "третьем царстве"? Не там и не здесь? Приглашая друга, поэта Гронского на пешую прогулку, Цветаева пишет: "Решение: мы с Вами не будем жить, мы будем ходить. Уходить с утра и возвращаться вечером - обратно. Мы все время будем отсутствовать. Нас нигде не будет, мы будем ВЕЗДЕ". ВЕЗДЕ - это ли не точка роста - ввысь? Дерево уходит корнями вглубь и растет ветвями ввысь. О нем нельзя сказать, что оно нигде, и при этом оно - не в земле и не в воздухе. Везде. Но Марина этого не осознаёт. На преждевременный уход Гронского из жизни в 1935 г. она напишет: *** Напрасно глазом - как гвоздем, Пронизываю чернозем: В сознании - верней гвоздя: Здесь нет тебя - и нет тебя. Напрасно в ока оборот Обшариваю небосвод: - Дождь! дождевой воды бадья. Там нет тебя - и нет тебя. Нет, никоторое из двух: Кость слишком - кость, дух слишком - дух. Где - ты? где - тот? где - сам? где - весь? Там - слишком там, здесь - слишком здесь.... Слишком велика еще пропасть: "Бог - слишком Бог, червь - слишком червь." И лишь проблесками: "И если где-нибудь ты есть - Так - в нас. И лучшая вам честь, Ушедшие - презреть раскол..." Раздвоенность. Это то, что одинаково мучает и малого, и великого, и ищущего, и поэта. Единственное в этом смысле отличие поэта заключается в том, что он обнажен, для нас он как бы вывернут наизнанку. Обычному человеку удобно жить в скорлупе, а поэта она душит: "Я в скорлупе. И ко мне не коснутся. Внутри я без кожи, больней не бывает. Но в замкнутом мире легко задохнуться - моя же защита меня добивает." Но всякий ли вылупится? Для того, чтобы "вылупиться" нужен не только протест против полу-жизни и не-жизни, но и вера в саму жизнь и в ее источник. Вот наверное об этом и говорит Леви: "Поэзия - жесточайшее из явлений природы..."

Айжан: Anadi пишет: произведение искусства - лишь следствие - внутреннего молчания (когда затихает рябь на воде - на поверхности зеркала Души) Эта самиздатовская книжка попала ко мне совершенно случайно. Мне известно только то, что автор - из Челябинска, и зовут ее Елена Фролова, так что, возможно, кто-нибудь из челябинских ее знает? Вот на что я наткнулась, перелистывая как-то на днях эту книжку. Мне показалось, что это стихотворение имеет самое прямое отношение к твоей, Анади, мысли. *** --- Просто Слушать? - Да. --- Звенит пустота... Вибрирует Ось - на концах ее - радость и злость, отчаяние и нежность. Я крепко эту струну держу. Дышу. Я недвижима и безмятежна. Это жизнь? - Да. --- Хорошо. Значит, я счастлива навсегда? - Нет. --- Почему? - Нужен Свет. --- А где он? - Здесь. --- Так, значит, всё уже есть? - Ты должна видеть. Открой глаза! --- Больно. Сердце болит и мешает слеза. Скажи, зачем нужна эта боль? - Это рост. Развитие. Прорастанье зерна и движение звёзд... --- Знаю - знаю! - Тогда иди. --- В сотни сторон пролегают пути. Можно идти по любому. Только скажи, зачем? - Я не знаю. Я сам иду. Спотыкаюсь и падаю на ходу. Думаешь, мне не больно? --- Довольно. Прости (Елена Фролова, 9 ноября 2008) Просто Слушать... "У человека есть высшая духовная задача - у всякого человека, вне зависимости от того, поэт он или не поэт. Это задача духовного роста, воссоединения с самим собой и с миром. Все, что помогает выполнению этой задачи, - от Бога. Все, что мешает, отвлекает - от демонов. Художественное творчество может бесконечно помогать, а может и мешать душе выполнить свою задачу. Все дело здесь в иерархии задач. Задаче творческой принадлежит не первое, а второе место в этой иерархии. Ибо прежде всего умение слушать, умение различать духов, а затем уже умение говорить, творить, то есть воплощать услышанное. Мы отвечаем за того, кого мы слушаем. И человек, слушающий демонов всегда виноват - вне зависимости от того, поэт он или не поэт. Человек виноват в том, что не различил высший голос, а прислушался к низшему... Бог не меньший, а больший поэт, чем все девять муз. И душа, которая этого не замечает, - заслушивается петуха и пропускает мимо ушей соловьиное пение..." (З. Миркина. Огонь и пепел)

Айжан: Дааа, Анади, до такой глубины мы с тобой докопались, что остается мне лишь только обратиться к тому, что думает обо всем этом Зинаида Миркина, ибо на этой глубине в духовной поэзии нет ей равных... сегодня... "...Для того, чтобы жить всей душой - полной, не расколотой, - нужно, чтобы искусство и совесть не противоречили друг другу. Но неужели они на самом деле не совместимы? Может быть, просто не совпадают сегодня, как две реки, текущие в одно и то же море, чтобы встретиться в нем завтра? Надо ли преграждать плотиной течение реки, поворачивать ее в другую сторону? Может быть, нужно совсем другое - провидеть море, сегодня невидимое, где реки сольются? И если искусство на сегодня еще не святое, отсюда вовсе не следует, что оно прямо бесовское, проклятое, что с ним надо бороться, обарывать в себе поэта. .... Нравственность - то, что мы должны людям. Поэзия - то, что мы должны своей душе. А душа наша - это, может быть то, что мы должны Богу... Люди не вправе посягать на то, что нужно нашей душе. А душа не вправе присваивать себе то, что надо отдать Богу. Бог же открыт и отдан каждому. Поэтому недоданное людям вернется к ним через Бога, вернется не прямым, очевидным путем, а неисповедимым. Истинное искусство и есть отыскивание этих неисповедимых путей во внутреннем мире, ведущих к жизненным источникам. Разум этих путей не знает. И он должен молчать. Терпеливо молчать. Здесь ему делать нечего. И душе надо только прислушиваться к тому, что делается в ней - внутри. Надо дотерпеть, пока ответ вызреет изнутри. Вправе ли садовник срубить дерево за то, что плоды еще не созрели?" (Зинаида Миркина. Огонь и пепел.: Избранные эссе. изд-во Модерн 2008)

Айжан: "... искусство, которое, по мнению Цветаевой, не выдерживает света совести, - просто еще не вершина искусства. На некой вершине или в какой-то последней точке глубины оно выдержит этот свет и само засветится тем же светом. Такое искусство уже есть. Это не отдельная область, связанная с украшением храмов и с богослужением, а вершина искусства вообще. И Рильке, которого Цветаева считает исключением, не исключение, а один из первопроходцев туда, куда идёт все искусство. Суть только в том, что требование выдержать свет совести (или точнее войти в глубину, где зла нет) надо предъявлять не столько к искусству, сколько к творцу искусства. Пока зодчий не стал святым, его здание не будет храмом, на нем не будет отпечатка высшей гармонии, духовной стройности. Но если выстроен добротный храм, его ни в коем случае нельзя ломать из-за того, что это не храм. Гоголь, сжигавший свои "Мертвые души", был на ложном пути. Нельзя навязывать произведению извне волю автора. У произведения есть своя внутренняя воля, исходящая из глубины, ее породившей. Икону может написать только святой. Молитву создать - только совершенно чистое сердце, устремленное прямо к Богу. Самое главное в иконе - не сама она, а то, что таинственно светит сквозь нее. Созерцание иконы уводит меня в безмолвную глубину, где я встречаюсь с духом ее создателя. Как ни прекрасна природа сама по себе, самое главное в ней - не она сама,а то, что светится через нее, ее Творец и наш Творец. Истинное созерцание дает возможность увидеть сквозь природу - Создателя мира." (З. Миркина. О сложности и простоте: Избранные эссе. изд-во Модерн 2008)

Айжан: Так и хочется цитировать, цитировать и цитировать. Миркина знает о чем говорит -ведь она сама и есть - один из ярчайших первопроходцев в мире современной духовной поэзии. А это, Анади, стихотворение всеми любимого Степана Белова, я захотела поместить в честь тех молодых, малых, а может и будущих великих, тех, кто еще может быть слаб и легок как тополиный пух, но кому дана сила выдержать ветер человеческих страстей и в служении своей высоте дать Поэзии начало новой жизни! Можно? Деревья летают Степан Белов Я сегодня узнал, что деревья летают! И с открытием этим поздравить хочу Всех, кто чудо обычное видит, Всех, кто в чуде живёт и ценит, Благодарных, внимательных, чутких Не учу, поделиться хочу. В чистом небе, в воздухе жарком Невесомые, как облака, Чудо! Будущие деревья! Ветерок их сдул с тополька. Так в природе устроено ладно - Те, кому предстоит держать Это небо и в землю корнями, Тем даруется дар летать Во младенчестве, беззаботно, Без усилий, словно в раю, Чтобы в небо влюбиться успели, Ввысь любовь устремили свою. © Copyright: Степан Белов, 2010 Свидетельство о публикации №11006224349

Anadi: СПАСИБО. Эта мысль Степина меня поразила - настолько необычный взгляд на обычные вещи... И форма выражения... Никак не пойму только - почему этой главе не место в отделе "Божественной поэзии"?... За чашкой чая до такой высоты, накала и глубины не добираются... больше расслабляются. А здесь уже - как в Алтарной - не пьют и не едят... Вернее пьют - но Другое... Насыщаются - но Другим... Горним воздухом дышат. Спасибо тебе, Айжан, за такую огромную и искреннюю работу живого твоего сердца. За Зинаиду Александровну Миркину - особенное.

Ханай: Никак не пойму только - почему этой главе не место в отделе "Божественной поэзии"?... За чашкой чая до такой высоты, накала и глубины не добираются... больше расслабляются. Не согласен, дорогая Anadi...за чашечкой до такой высоты, накала и глубины как раз и добираются А здесь, как в древней Японии или Китае, собрались ценители истинной чайной традиции, только вместо чая наливают в чашечки сознания свое вдохновение и устремление А настоящие расслабление, это уже почти медитация и без него ни как не обойтись...

Anadi: Согласна. Но тогда тем более - почему не место в "Божественной поэзии"? И там очень даже изысканный чай - для истинных ценителей...

Айжан: Нет, Anadi - Ханай прав. Здесь, в Чайном клубе, очень уютно, а за чашкой доброго чая можно продолжать разговор до бесконечности. К тому же, эту тему нельзя загнать в какие-бы то ни было рамки, как впрочем и саму поэзию. Ведь, согласись, с самого начала разговор шел не об одной только духовной поэзии - это разговор о поэзии вообще и ее путях. Так что давай согласимся с тем, что есть и в почтении склонимся перед достопочтимым Администратором, который, собственно, и дает нам возможность спорить, рассуждать и делиться своими скромными познаниями.

Ханай: ...склонимся перед достопочтимым Администратором, который, собственно, и дает нам возможность спорить, рассуждать и делиться своими скромными познаниями. Да, главный администратор у нас Всевышний, благодаря Ему мы все здесь и собрались...

Anadi: Я почитаю наших Администраторов, как Главного, так и не главного - дорогого всем нам Ханая, как раз тем, что использую вовсю данную им (совместно с Главным) возможность спорить, рассуждать, делиться, задавать вопросы - в том числе и ему, нашему Ханаю дорогому. Али ему-то как раз не положено? И здесь совсем "чужой" монастырь?... Это моя неуемная тяга к организации любого пространства так проявилась и здесь – распространилась и на форумские полочки. Когда хочется - тему к теме, "о Поэзии", причем той, где кончается "я" (как о вообще волшебном, загадочном, всегда вдохновенном Свыше процессе) - к "Поэзии" с большой буквы, то есть "Божественной"… Но тут, куда ни глянь – везде напиток для ценителей истинной традиции – вдохновения, устремления и Истины… Так что никакая организация полочек, видимо, не имеет смысла. Ведь можно рассудить и так: Например, свои «стихо-творения» в главе «Божественная поэзия» я не считаю вполне (то есть – далеко не) «Божественными», а лишь выражением некоторого вдохновения и устремления ищущего, идущего, растущего человека… Если сам творческий процесс – это Путь, по которому можно идти – к святости, то и Поэзия, не только строго «духовная» может быть достойна «большой буквы»… А обсуждение, подобное этому может быть достойно - звания «Божественного», ибо как раз вдохновенно и глубоко погружает в высоты устремления человеческого сознания и истинного стихотворчества… Выражения предельно искреннего, исповедального и честного Поиска себя - того "Я" внутри, что больше чем "я".

Anadi: Готовясь к предыдущей сессии, я писала работу о творчестве Владимира Высоцкого. Очень много узнала о нем - как о человеке и как о Поэте. Вот как он пишет о столь разных «я» в одном человеке : И вкусы, и запросы мои странны, Я экзотичен, мягко говоря: Могу одновременно грызть стаканы И Шиллера читать без словаря. Во мне два Я — два полюса планеты, Два разных человека, два врага: Когда один стремится на балеты — Другой стремится прямо на бега. Я лишнего и в мыслях не позволю, Когда живу от первого лица. Но часто вырывается на волю Второе "я" в обличье подлеца. И я борюсь, давлю в себе мерзавца, — О, участь беспокойная моя! — Боюсь ошибки: может оказаться, Что я давлю не то второе Я. Когда в душе я раскрываю гранки На тех местах, где искренность сама, Тогда мне в долг дают официантки И женщины ласкают задарма. Но вот летят к чертям все идеалы, Но вот я груб, я нетерпим и зол, Но вот сижу и тупо ем бокалы, Забрасывая Шиллера под стол. ...А суд идёт, весь зал мне смотрит в спину. И прокурор, и гражданин судья, Поверьте мне: не я разбил витрину, А подлое моё второе Я. И я прошу вас: строго не судите — Лишь дайте срок, но — не давайте срок! Я буду посещать суды как зритель И в тюрьмы заходить на огонёк. И я клянусь вам искренне, публично: Старания свои утрою я И поборю раздвоенную личность И не моё моё второе я. Я больше не намерен бить витрины И лица граждан — так и запиши! Я воссоединю две половины Моей больной раздвоенной души! Искореню, похороню, зарою, Очищусь — ничего не скрою я! Мне чуждо это, ё-моё, второе — Нет, это не моё второе Я. Мне чуждо это Я моё второе — Нет! Это не моё - второе Я.

Айжан: Ну что же это за ЧЕЛОВЕЧИЩЕ такой - ВЫСОЦКИЙ! Спасибо, и ему, и тебе, Анади - в тему! Развеселила от души!

Anadi: Эта парочка больше подходит... действительно разные "я". А те два колобка что-то больно одинаково разговаривают... Да. Высоцкий это - Высоцкий!

Ерика: Кстати, о птичках! То есть о поэтах. Высоцкому, если здраво рассудить, вообще было некогда писать песни. Ну некогда! Роли в театре, кино... гастроли и так далее. Он писал по ночам. Когда же спал он?.. а между делом, в перерывчиках. Во как! - сказала я и побежала дальше по делам, почти как Высоцкий! Только по ночам я сплю, как дура, вместо того, чтобы песни писать...

Anadi:

Ерика: а в ответ - Тишина... Однажды Еше Нинбо отправил в пространство пост, в котором была лишь одна . Анади, ты тоже в этом роде?...

Anadi: Что-то вроде... А так же - проверка бдительности (Администратора?...) Там было о том, как повествует заголовок, что я-то - бдю! Особенно по ночам... Как дура. Но вот песни еще ни одной не написала... Лучше бы спала Но кому это интересно про меня?... А вот когда в ответ - Тишина... интереснее.

Ерика: Ну-ка, ну-ка! Это кто там песни ни одной не написал, бдя по ночам?! А стихи что, НЕ ПЕСНИ ЧТО ЛИ?!!! Если бы не было таких вот ночей, то и стихов бы не было. Вот так вот, Анади. Но я, грешным делом, как только увидела пустой лист, сразу подумала: администратор забанил, как меня недавно... Никак хулиганить Анади взялась, подумалось мне

Anadi: Более безобидного хулигана чем Ерика мне еще не встречалось... Она может нахулиганить только так - ... Ну максимум вот так - Хотя кто ее знает... - в бадминтон она режеться будь здоров!!! Было дело - играли. Так что, под горячую руку лучше не попадаться!... Значится, кто-то попался?... А администратор спасал?... От Ерики!!!!! История, однако. Что-то у нас администратор с языка не сходит. Это исключительно - от Любви и горячей Благодарности за подаренную возможность такой виртуальной веселухи, дорогой наш Ханай! Но стихи - это не песни, как мне кажется-чувствуется... Песни - это вообще "вышак"! Музыка плюс слово - это настоящая магия... Другого уровня.

Айжан: Весело тут у вас однако! Дааа, песни - это ... этто нечто другое! Вот я иногда удивляюсь, как это у Гуру получается, вот вытащишь слова из некоторых его песен - а там-то рифмы оказывается совсем и нет. А на музыку ляжет - слушаешь и плывешь... В стихотворении тоже есть музыка, музыка слова. Там тоже не всегда есть рифма. Есть белый стих. Но когда к музыке слова добавляется чистый звук, тогда наверное и рождается это чудо - песня. Это когда слово, благодаря музыке, минуя ум, сразу достигает самое сердце. А мне почему то вспомнилось наше обсуждение песни Beatles - Nowhere man. Просто интересно стало: почему фраза "He is a real nowhere man" проникает в сердце, а фраза "Ниоткуда парень тот" - нет? И вот, когда я разложила эту песню на отдельные звуки у меня получилось как-то так: He is a real здесь есть такое незаметное ударение, которое обращает внимание именно на это слово - "real", то есть "в самом деле настоящий", "подлинный", "несомненный". А дальше раскладывается по слогам: No-Where Man (Человек Ни -Откуда или Человек-которого нет Ни-Где, то есть человека этого как бы и нет) Когда темп замедляется, происходит погружение в каждое слово, но смысл при этом ловится сердцем, а не умом. Сердцу не нужны переводчики, оно - мастер-хранитель тайн. Поэтому тайна, проникшая в сердце, так в нем и остается, не переводясь обратно в слова. Или нужно быть гениальным переводчиком, чтобы не перевести - а перенести эту тайну из одного языка в другой. (и это тоже реально, хотя и очень трудно) Но я в песнях не большой знаток, а вот Степан Белов уж наверняка смог бы сказать что-нибудь веское по этому поводу....

Айжан: Ерика пишет: А стихи что, НЕ ПЕСНИ ЧТО ЛИ?!!! Конечно - песни! Поются- Про-пе-ваются! Вдох… – и под купол неба! – Тихо, медленно, плавно - Расправляются крылья В неподвижности храма… Anadi, уж не ты ли это написала? Заговор. Воля-вольная, Отпускаю боль - Не вернусь. Как с бела-листа Снова-заново Становлюсь. Горечь слов-молва Мимо, без следа - Распрямлюсь. Как с гуся-вода Ушла память-зла, Смыта грусть. Да в Исток Пути К Отцу-Матери Возвернусь. Чистым птенчиком… Сном младенческим - Обернусь. Как нежна-мала, Да хрупка-пока Удивлюсь… Вера – как искра, Просто – без креста Помолюсь На все стороны Света дольнего Как проснусь, Зорькой раннею В тишину небес Окунусь - Птичкой певчею, Да над реченькой Окажусь, Ранним заревом Светлым-пламенным Покрещусь - Легким перышком, малым зернышком Назовусь… Солнца луч живой! Сердце вновь открой - Света пульс! Лучиком одним Мягким золотым – Растоплюсь... Взмах - как всплеск! – крыла… Словно не была - Растворюсь В Небе Солнышка и ни облышка… Захлебнусь Свежим ветром… Пей! – Даль, простор полей - Не напьюсь. Да в росе – пляши! - Звонко - от души Рассмеюсь. Колокольня - пой! Гимн Рожденья – Твой - Грянет пусть!!! Ливнями – гроза! Неба торжества Не боюсь - Струями дождя – Всполохом огня! Окачусь. В ливень – как в Купель! В Радуг - Колыбель - Облачусь. «Мать моя Земля! И Отец Небес! - Не клянусь, Но отныне быть в каждый миг – живой Научусь». © Copyright: Дарья Бачинская, 2010 http://www.stihi.ru/2010/09/12/6081

Ерика: Вот так вот, Анади! Теперь не отвертишься. Самую настоящую песню написала. Стоит только сунуть нос в этот твой стих - и сразу Музыка, Музыка... Музыка.

Anadi: знаете, именно на этот стих кто-то из под Челябинска написал музыку (но я не слышала еще)... Музыкантам приходиться верить. Особо - поэтам-песенникам, коими и являются Ерика и Степа... Только я вот не совсем музыкант еще... вернее совсем не... Но на комплимент напросилась-таки, получается? Спасибо, дорогие... Про белый стих в песнях Айжан очень точно заметила... Некоторые песни можно только петь - их невозможно рассказывать. Они не являются рифмованными или не рифмованными - стихами. У Степы как раз много таких песен...

Ханай: Anadi !!!

Anadi: Ой!!!... Ханай?! Спасибо, администратор...

Айжан: А я вот вчера смотрела 42 серию Махабхараты. Искусный интриган Шакуни выдает весьма забавную фразу. Пытаясь урезонить прямолинейную логику и воиский романтизм Карны он произносит: - Существует разница между Поэзией и Политикой. В политике не может быть никаких метафор. Нельзя отрицать то, что есть... - Я говорил.... - Это твой недостаток, Карна. В противном случае ты стал бы весьма успешной личностью. Ты очень много говоришь, но не слушаешь. Научись прятать свои когти как кот..... Это моя стратегия. Если ты примешь ее, то будешь хорошо спать по ночам. Это наверное опять оффтоп, но мне тут вспомнился почему-то вот этот отрывок из Цветаевской статьи: "Когда я тринадцати лет спросила одного старого революционера:— Можно ли быть поэтом и быть в партии? — он не задумываясь ответил: — Нет. Так и я отвечу: — Нет." Почему эти два отрывка столкнулись в моей голове? Не знаю. Может быть, для того, чтобы подсказать, что поэзия должна быть честна с собой? И вот еще: отрешенность от мирского, бесстрастность к преходящему - может это и есть уход в третий мир? Или вместо отрешенности должно быть противодействие? Лосось идет на нерест в пресные воды против течения. Не таков ли и путь поэзии? Нежелание прятать когти как кот, страдание от раздвоенности - не этот ли внутренний протест делает поэта поэтом? Так или иначе, единственная цель поэта - суметь подняться от земли хотя бы на миллиметр....

Айжан: .

Ерика: ...

Ерика: у меня не очень хорошо с головой. Иногда силюсь понять, о чем речь, и не понимаю. Но предпоследний пост Айжан (да и последний тоже) все-таки что-то всколыхнул в моей голове. "Отрешенность от мирского, бесстрастность к преходящему" - мне это не кажется поэзией. Однажды я узнала о Блоке, где-то вычитала, как он слушал революцию. За окнами бегали революционеры, а Блок сидел в своей комнате... ой нет же, они еще не бегали! Зверь под названием Революция еще только просыпался. Еще ничего не случилось, но был уже иной воздух, и Блок это почуял. "Всем сердцем, - говорил он, - слушайте революцию". Вот о чем я! Он никуда не уходил и не отрешался, он был Здесь, и он чувствовал. За сумбурный мой тон простите меня. Вот если б отлежалось, я бы лучше сказала, но времени нет. Если говорить, то сразу. Люблю Блока.

Anadi: А мне вспомнилось, где-то и кем-то в глубинах форума когда-то уже рассказанное (не могу найти), как один ученик говорит своему наставнику: "Учитель, как мне по-настоящему отречься от мира?..." А он отвечает: "Не беспокойся, если ты будешь искать искренне - мир сам отречется от тебя" Потому как путь к Источнику - всегда против течения - преходящего?... Так и в Поэзии? Ведь всегда было - во-первых: нет пророка в своем отечестве, во-вторых: прижизненных памятников не бывает... Интересно, что Блок - вообще не помнил своей поэмы "12". Не помннил как писал и не помнил ни слова из нее в дальнейшем - не мог рассказать (где же это я читала? - по словам свидетелей...) Дослушался-дочувствовался... Так прислушался, что услышал - нечто, сказанное не им, но через него... А точки ваши многообещающи... и очень красноречивы. Разговаривать без слов - хорошая практика, однако. Азбука Морзе онлайн? ... . .. . . . .

Айжан: Ерика, а мне ведь понравилось с тобой точками переписываться! Так здорово! Но ты права - рано ставить точку. Гораздо уместнее много-значительное много-точие ... Правда, жаль, что у многоточия нет стрелки ...> - куда-то еще оно нас заведет? Насчет "он был Здесь" обратимся к ... Блоку 1913 года, а потом продолжим, ладно? Александр Блок. ХУДОЖНИК В жаркое лето и в зиму метельную, В дни ваших свадеб, торжеств, похорон, Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную Легкий, доселе не слышанный звон. Вот он - возник. И с холодным вниманием Жду, чтоб понять, закрепить и убить. И перед зорким моим ожиданием Тянет он еле приметную нить. С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит? Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого - нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил,- Душу сражает, как громом, проклятие: Творческий разум осилил - убил. И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Вот моя клетка - стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду - и скучаю опять. (А. Блок) А вот, кстати, насчет Двенадцати, нашла у той же Цветаевой воспоминания: "В записи о вечере Блока 14 мая 1920 г. юная Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает: «...Он говорил ровным, одинаковым голосом... Потом А.А. Блок остановился и кончил. Все аплодируют. Он смущенно откланивается. Народ кричит: «Прочтите несколько стихов!», «Двенадцать», «Двенадцать», пожалуйста». — Я... я не умею читать «Двенадцать»...» (Звезда. Л., 1973. № 3. С. 176)." и там же, сама Цветаева: "Блок «Двенадцать» написал в одну ночь и встал в полном изнеможении, как человек, на котором катались. Блок «Двенадцати» не знал, не читал с эстрады никогда. («Я не знаю «Двенадцати», я не помню «Двенадцати». Действительно: не знал.) И понятен его страх, когда он на Воздвиженке в 20 году, схватив за руку спутницу: — Глядите! И только пять шагов спустя: — Катька!" (М. Цветаева. Искусство при свете совести") Верно, что сердце поэта не может не реагировать на то, что происходит вокруг. И если мир захлестнула стихия, то поэт должен выбирать. Так, на вопрос одной из женщин, стоявших с Ахматовой в длинной тюремной очереди "А это Вы можете описать?" поэтесса ответила: "Могу". И написала Реквием. Изустно писала, не записывая, 5 лет с 1935 по 1940 г., а опубликовали лишь в 1987. О Маяковском Цветаева написала так: "Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший — Всю свою звонкую силу поэта Я тебе отдаю, атакующий класс! кончил сильнее, чем лирическим стихотворением — лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил." Увы, не могу не процитировать здесь и последние строки самой Цветаевой: *** О черная гора, Затмившая - весь свет! Пора - пора - пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей Отказываюсь - выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть - Вниз - по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ. (М. Цветаева. 15 марта - 11 мая 1939)

Айжан: А вот, на что я наткнулась в статье Зинаиды Миркиной "О сложности и простоте": "Настоящая поэзия, может быть, имеет дело только с "предельными вещами", то есть с сутью жизни, а не с суетой. Известны хлесткие слова, которые сказал Блок Ахматовой: "Вы пишете так, как будто на вас смотрит мужчина, а нужно писать так, как будто на вас смотрит Бог" (передаю по памяти, но смысл точен). Отвлекаясь от того, насколько эти слова были справедливы или несправедливы по отношению к Ахматовой, я подчеркиваю только одно: нужно писать так, как будто на вас смотрит Бог. Необходимо предстояние перед Богом, перед Сущим - сутью и смыслом жизни. Если в мире возможен Аушвиц, если мир занят суетой и не замечает предельных вещей, то поэзия должна ответить за это и на это.... Когда-то я считала, что в стихотворении Блока "Художник" -очень точное описание творческого процесса. Теперь для меня самое точное и глубокое описание творчества заключено в маленьком стихотворении в прозе Рабиндраната Тагора: "Я погрузил сосуд своего сердца в молчание этого часа, и он наполнился песнями". Самое главное в поэзии (и во всяком искусстве) не сама поэзия, не само искусство, а что-то большее, чем они. То, что является источником поэзии и источником самой жизни. И состояние, при котором осуществлятеся контакт с этим источником, то, что творится с душой в это время, куда важнее всего того, что может сотворить сам человек. Тот, кто погружал сосуд своего сердца в молчание этого часа, прежде очистил этот сосуд, ушел с поверхности в глубину. Он очистил свой слух и услышал в молчании что-то бесконечно важное - саму Реальность - то, что ЕСТЬ, в противовес тому, что КАЖЕТСЯ. Там, в реальности, в глубине, темы и формы никогда не могут исчерпаться. Там - неисчерпаемость, там сама бесконечность. И тот, кто погрузил в нее свое сердце, наполняется ею. Это она вытесняет из него всякое слово и всякий поступок, как тело, погруженное в воду, вытесняет воду. Это она - бесконечность, это он - источник жизни, говорит и действует".... (З. Миркина. О сложности и простоте. Избранные эссе. Изд-во Модерн, 2008) Пожалуй на этом пока и остановимся?

Ерика: а, вот что означала точка. Типа, хватит болтать, ребята. Ставим точку. Да, такое значение тоже может быть... Но насильно прекращать разговор - зачем? Когда сам иссякнет, тогда и станет ясно. ...я забыла всю литературу 19, 20 и других веков

Anadi: Как красиво! Останавливаться не хочеться - давайте не будем ставить точку! Пусть пока многоточие останется... Я вот не поняла о чем это про Блока (о поэме "Двенадцать"): Айжан пишет: И понятен его страх, когда он на Воздвиженке в 20 году, схватив за руку спутницу: — Глядите! И только пять шагов спустя: — Катька!" (М. Цветаева. Искусство при свете совести") Может ты догадалась, Айжан? Цветаева иногда пишет загадками... да почти всегда - ее не возможно разгадать полностью, только если попадешь вовнутрь сердца ее поэзии и ее слова (попадешь в резонанс)



полная версия страницы