Форум » Чайный клуб » Поэзия начинается там, где кончается «я» » Ответить

Поэзия начинается там, где кончается «я»

Anadi: Нашла вот недавно статью о стихотворчестве. Возможно, и пишущей здешней братии будет интересно прочесть.

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 All

Айжан: Ну вот, теперь перечитываю Блока :) И знаешь что? К моему удивлению Блок Двенадцати - не "за" и не "против". Не знаю, почему его изучали в советской школе, по-моему надо бы запрещать Без-божие, слепая стихия, захлестнувшая прогнивший мир. Во имя чего? Очищения? Вот, что я еще нашла об истории написания этой поэмы "Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»: " Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня я — гений. — ( 29 января 1918, А.А.Блок, записные книжки)." Мне кажется, Блок Двенадцати - не певец Революции, это больше Айвазовский поэзии, торопящийся запечатлеть Девятый вал. Но не по памяти, а поднявшись в утлой лодке на самый гребень волны. Вот неграмотная старушка: От здания к зданию Протянут канат. На канате - плакат: "Вся власть Учредительному Собранию!" Старушка убивается - плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий - раздет, разут... Витийствующий писатель: А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! - Должно быть, писатель - Вития... Барыня: Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: - Ужь мы плакали, плакали... Поскользнулась И - бац - растянулась! И весь старый мир: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Двенадцать: В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Разгулявшаяся стихия: ...Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба! Свобода: " Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! И опять сметающая все стихия: ... Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста! И вот мы дошли до беспутной Катьки (У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! .....Эх, эх, согреши! Будет легче для души!). В перестрелке Ванька убег, ..." А Катька где? - Мертва, мертва! Простреленная голова!" И дальше Петруха, один из Двенадцати: - Ох, товарищ, родные, Эту девку я любил..." Товарищи: " - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! А какое время-то? Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба! Опять Двенадцать ... И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... И, наконец, 12-я часть, очень странный финал: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах... ...Так идут державным шагом, Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. (А. Блок. Двенадцать) (12 - по числу 12 апостолов) Корней Чуковский писал в статье «Александр Блок как человек и поэт»: "Гумилёв сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос." ((материал из Википедии) То есть, как я понимаю, для Блока революция - «дхарма юдха», что-то подобное битве на Курукшетре А Катька, мне кажется, - это образ беса взбунтовавшейся стихии. Об этом пишет и сама Цветаева двумя предложениями раньше: "«Двенадцать» Блока возникли под чарой. Демон данного часа революции (он же блоковская «музыка Революции») вселился в Блока и заставил его." (М. Цветаева)

Айжан: А я сегодня смотрела 48 серию Махабхараты Некоторые считают этот сериал второй Санта Барбарой. А я так не считаю. Так вот, в начале 48 серии Время говорит: "Это правда, что я беспристрастно. Но беспристрастность не означает закрывать глаза на действительность"

Айжан: И вот к этой теме о беспристрастности я недавно наткнулась на одно стихотворение неизвестного для меня автора Алексея Кустова. вот оно: *** Я беспристрастности учусь у солнца Оно сияет мертвым и живым К богатому и к бедному в оконце Заглядывает лучиком своим И умного и глупого согреет И сильного и слабого поймет Бездарного и гения взлелеет От холода душевного спасет! Не выбирает, с кем дружить не стоит Не будет мстить, когда его клянут Пример нам свыше - солнце золотое Любви и чистоты извечной суть (Автор: Алексей Кустов Опубликовано: 14.02.2010 23:16) "Настоящая поэзия может иметь дело только ... с сутью жизни, а не с суетой..."


Айжан: Добрый вечер! А я тут начала выписывать из книги Миркиной "Избранные эссе" - так много мудрого сказано! Вот, захотелось поделиться... Из статьи "Гений и злодейство" (о Пушкине) "Пушкин открыл для духовного взгляда великую высоту. Он не обнажил эту высоту. Но он увидел ее всей любовью своего сердца. И показал нам. Русская литература началась с открытия горных вершин, с откровения о том, что святыня есть, что красота священна. Она началась с меча серафима, отсекающего от души все нечистое, невечное, чтобы возвратить человеку первоначальную божественную природу. Стихотворение "Пророк" кончается удивительно точно: "Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал..." Оцепенение, неподвижность. Отказ от прежних форм жизни. Невозможность быть прежним. Но новое - Вечное - существует только как далекий голос, как глас из глубины, с божественной высоты. Пророк слышит этот голос. Он прислушивается только к нему. Там, в глубине, начертаны незыблемые законы, которые здесь, на поверхности, не определены. Меч серафима отсекает то, что душа отдает сама добровольно. Это добровольная жертва всем низшим во имя Высшего. Если бы Высшее не привлекало сердце, не зачаровывало бы его до самозабвения, меч серафима стал бы оружием палача. Но зачарованное сердце само отдаетcя на волю меча, который есть не что иное, как разящее, жгучее и возрождающее душу слово - "Глаголом жги сердца людей..." Поэтическое Слово... Поэзия... Она вносит лад в душевный хаос и творит космос... Поэзия есть мирообразующее гармоническое начало, начало, строящее нашу душу, дающее ей высший строй, стройность. Поэзия ведет душу к вершине совершенной гармонии - к совершению гармонической личности, в которой все противоборствующие силы складываются в незыблемое единство. Тайна пушкинской гармонии в том, что у него есть святыня и он умеет служить ей. Этот грешный человек бесконечно любит безгрешную красоту" Поэт в Пушкине - вовсе не раз и навсегда данная фигура. Он - живой. Он растет. А значит и бесконечно углубляется и крепнет - движется от обаятельного эрота с трепетными крылышками до шестикрылого серафима. Кстати, Цветаева на каждом этапе поэтической жизни тоже менялась до неузнаваемости. Как-то ее спросили: -Почему у Вас такие разные стихи? - Потому что годы разные... Можно ли ставить ... общий знак равенства между Поэзией и благодатью? Ведь поэзия бывает всякой. Марина Цветаева говорила, что в поэзии так же есть свои пауки, как в природе. ..... А сам Пушкин разве не знал безблагодатной поэзии? Не служил демонам в "Гавриилиаде"? Не знал прямой богооставленности? Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный" вызвало полемический ответ митрополита Московского Филарета Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена... .... Все это так. Но безблагодатной поэзии противостоит не нравственность, не совесть, не религия, а Поэзия же, и только она. Самая высокая Поэзия благодатна. И поэт, зашедший в тупик, поэт, поющий свою безвдохновенность, замрет перед другим, безмерно большим Поэтом, выводящим из всех тупиков на великий простор..... Арфа ... то высшее, перед чем поэт останавливается, замирает, куда бы ни спешил. Струна серафимовой арфы, высший небесный звук, пересекающий запутавшуюся, никуда не ведущую песню" Поэзия... дающая нам все и просящая у нас только одного - доверия, безоглядного доверия. Согласия на то, чтобы вопросы наши оставались без ответа, чтобы они оставались открытыми, повисали в воздухе и выводили бы вас на открытый воздух - в бесконечное духовное пространство, которое само по себе и есть ответ на все конечное". (Зинаида Миркина. Избранные ээсе. Изд-во Модерн, 2008)

Anadi: О! Какой хороший шрифт Как тебе удается так оформлять текст? Такой очень здоровский текст! Спасибо З. Миркиной еще раз... И про "Катьку" я больше поняла... хотя не до конца - чего же Блок испугался? Узнанному в реальности созданному им персонажу (или бесу) - не знал что такие в реальности бывают?... То есть - сначала сказал, а потом - узнал... "Узнал, как только сказал, замолчал и забыл - заросло по следам..." Да, Пушкин... Тоже хотелось бы понять... Его знаменитое: "Нет счастья. Есть покой и воля..." - в свое время меня озадачило. Но в самом деле, когда в сердце человека есть покой - он не зависит от внешних стимулов, как говориться - "все тебе позволительно, но не все полезно". Я поняла это так - "ничто не должно обладать мною". Не должно быть ни человека, ни дела, ни "духа" (например, тончайший внутренний дух противления и страха), ни обстоятельства, ни счета в банке - который владел бы моим внутренним миром, моим состоянием, моим покоем, моими мозгами, сердцем моим... Как сказано, кажется - в одной из притч Соломона: "Пуще всего хранимого - храни сердце свое, ибо из него источники жизни..." Тоже ведь Поэт был? Царь Соломон...

Айжан: Anadi пишет: чего же Блок испугался? Думаю, нам трудно это понять в наш век прагматизма, но начало 20 века было окутано мистическим покрывалом... Помнишь слова Цветаевой, что 12 Блока возникли под чарой? Так вот, мне кажется, Катька вполне могла являться Блоку во сне и после написания поэмы. Мистика... Сейчас тоже такое бывает, это подтверждают некоторые факты, напримет трагическая история жизни Ники Турбиной, самый первый и самый известный сборник ее стихов издан, когда девочке было 10 лет, его 30-тысячный тираж разлетелся в два счета (почитать книжку можно здесьhttp://turbina.felodese.org/p1.html, о ней - здесь:http://turbina.felodese.org/s1.html - об этой личности много толков и кривотолков.). То, что она пишет в 8-10 лет (фактически начиная с 3х лет) совершенно не соответствует ни ее возрасту, ни мироощущению ребенка. Ника "знала" как она уйдет, это становится понятно из ее стихотворения "Дождь.Ночь.Разбитое окно". К сожалению, формула стихиЯ+слава оказалась для нее гремучей смесью.

Айжан: А про Пушкина это ты правильно сказала

Айжан: Струна серафимовой арфы, высший небесный звук, пересекающий запутавшуюся, никуда не ведущую песню А это последние строки самого последнего интервью оказавшейся на самом дне жизни и уже не цепляющейся за жизнь Ники Турбиной: Журналист: - Ты, наверное, хочешь поговорить о высоком? Ника: - Это было бы прекрасно! Журналист: - Мне кажется, мы накормлены высоким под завязку... Ника - А грязью мы не накормлены? Грязью - еще больше! Лучше погрязнуть в высоком, если это возможно... ЗАСУХА. Какая засуха в стихах! А хочется воды напиться... И расплескать её в строках... Какая засуха в душе! Что стало миражом живое Лицо твоё, И даже море Похоже на сухой песок... Такая засуха во всём, Что окружало нас с тобою! И вырваться нельзя на волю Не оживив умерших слов. (Ника Турбина. 1984 г. 10 лет) СТИХИ МОИ ПОХОЖИ НА КЛУБОК. Стихи мои похожи на клубок Цветных, запутанных ребёнком ниток... Я утром их стараюсь разобрать В отдельные красивые клубочки, Но к вечеру - какая ерунда! - И пол, и стены, улицы, дома - Всё перепутано! Стихи похожи На длинное цветное покрывало, Нет, на дорогу, по которой мне Предстоит катить клубок свой век... Так пусть запутает ребёнок нити - Нельзя идти одним прямым путём! И цветом Одним нельзя заполнить целый мир! Пусть радугой окажутся слова. (Ника Турбина. 1985-87 г. 11-13 лет) ГАДАЛКА. Гадают сейчас на времени - Карты ушли в историю. Кому выпадает чёрное - Бросают туда бомбу. Не карты, а люди разбросаны На бедном земном шаре, Каждый боится вытащит Кровью залитые страны. Как жаль, что я не гадалка - Гадала бы только цветами, И радугой залечила б Земле нанесённые раны. (Ника Турбина. 1984 г. 9 лет) *** Девочка--сон Она, девочка-сон, Живет только во тьме. А днем стоит, повернувшись к стене. И только ночью попадает в страну, Где каждая сказка живет наяву. Я в этот мир попадала не раз. Но девочка – сон, А я среди вас. (Ника Турбина. 1983 г. 9 лет) *** Не забывайте добрые слова И добрые дела Не засыпайте хламом, Иначе будет вам обманом Предсказанная временем судьба. (Ника Турбина. 1985-87 г. 11-13 лет) *** У слова есть всегда начало, Хоть в боли сказано, Хоть в радости. Я в одночасье потеряла Все буквы, что стоят в алфавите. На перекрестке рифмы встретились, Но светофора нет – авария. Неужто мне уже отказано Рассвет собрать в стихочитание? И не найти былые строки, Что были временем описаны. Я по дорогам вечным странствую, Но, оказалось так бессмысленно. (Ника Турбина. 1985-87 г. 11-13 лет) *** Верните музыку колоколов, Там стон веков. Хрустальным куполом Под небеса Звенят леса. Гудит река, И заводи тишь Услышь. Во все времена Слыхала страна Зов. Так что же сейчас Набата звон В ров? Вечная музыка – Пять узлов в кулаке. Колокол – Сердце в человеке. (Ника Турбина. 1985-87 г. 11-13 лет) Лица Бывают такие лица, В которых даже за полночь В глазах остаются блики От восходящего солнца. Шагаю дорогой пыльной, Гудят усталые ноги. Но верю я в эти лица, И делают их не боги. (Ника Турбина. 1983 г. 9 лет) Я обманула Вас Я обманула Вас, Что миг бывает вечность. Что с перелетом птиц Кончается тепло. И позабыты мной давно Ночей волшебных заклинанья, Что радость так близка – Дотронешься случайно, Ладонь твоя Поднимет шар земной. Я обманула Вас? Нет! Подарила тайну, Которая известна Мне одной. (Ника Турбина. 1983 г. 9 лет) *** Информация человечества Собирается в слово «Вечность». Вечен свет, Если ночь его Не убьет. Вечен мир. Если смертью Не разорвет Шар земной. Он прозрачен И чист, Как январский снег... Пожалей его, Человек. Пожалей свой дом, Он частичка твоя, Сын твой там Или дочь – Это тоже земля. Информация человечества Обрывается только Вечностью. (Ника Турбина. 1983 г. 9 лет) http://www.liveinternet.ru/users/1233274/post108605690/

Anadi: Ничего себе - ребенок... Явление. И вот это - стихиЯ?... Как графика слова может выразить смысл. Стихи-Я... Для любого ребенка это непосильное испытание, даже для гениального. Хотя - "крест всегда дается по спине"?... Что же это за Явление такое... Да, мистика.

Айжан: В самом деле, что это мы все о грустном? А ведь сегодня у нашего друга Светланы Нецветаевой день рождения! Так давай поздравим ее от всей души и пожелаем новых творческих озарений, радости и вдохновения! *** Пусть, это будет - лучший стих, Который мы с тобой напишем. Материальный мир затих… Потоки мыслей – еле слышно… На волнах света, до глубин, Льет музыка, что есть безмолвье. Ее неповторимый ритм Спускается с небес покоем. Пронзая сферы и века Приходит новая реальность. И через нас течет река, Смывая крошечную важность Земных забот, долгов, страстей - Все растворяя до молекул: Следы желаний, сны людей, Живущих ныне и вовеки. Беззвучный звук – творец миров Создаст внутри себя причины. Кем будем мы? Его вершиной? Или подножием из слов? Игры закон прописан Им - Игра подвластна вдохновенью, Что создается днем твоим, Как благодарность озаренью. © Copyright: Нецветаева Светлана *** Я привыкну держать скорость! Да и черт с ним, что мой возраст, Как заплечный мешок давит, И барьеры кругом ставит. Предпочту не нажать тормоз, Там, где нету шоссе вовсе, И глаза подниму в небо, А в пути поделюсь хлебом. Рядом с теми, кто мне дорог, Я отмою души морок, И в неё потекут песни, И не будет в словах лести. Пусть недолог пути отрезок, Пусть он станет высок и дерзок, Яркий день, загоревший снова, Будет золотом чувств прокован. Пусть дорога пройдет без брани, Пусть слеза заблестит на грани, Пусть найду я на всё ответы У последней черты света… © Copyright: Нецветаева Светлана, 2010

starry dew: СПАСИБО ТЕБЕ...

Anadi: Света - поздравляю! И тебе - СПАСИБО и от меня! За все встречи, за твою искренность, за все улыбки и все СТИХИ...

starry dew: благодарю тебя от всей души, Anadi...

Anadi: starry dew прими в подарок от меня и твоей не-тезки Посвящается тебе и всей читинской Сангхе и не только - всем отважным, протянувшим руку, не смотря ни на что... ЧУЖОМУ Твои знамена - не мои! Врозь наши головы. Не изменить в тисках Змеи Мне Духу - Голубю. Не ринусь в красный хоровод Вкруг древа майского. Превыше всех земных ворот - Врата мне - райские. Твои победы - не мои! Иные грезились! Мы не на двух концах земли - На двух созвездиях! Ревнители двух разных звезд - Так что же делаю - Я, перекидывая мост Рукою смелою?! Есть у меня моих икон Ценней - сокровище. Послушай: есть другой закон, Законы - кроющий. Пред ним - всe клонятся клинки, Всe меркнут - яхонты. Закон протянутой руки, Души распахнутой. И будем мы судимы - знай - Одною мерою. И будет нам обоим - Рай, В который - верую. Марина Цветаева Москва, 28 ноября 1920 И еще: *** Мое убежище от диких орд, Мой щит и панцирь, мой последний форт От злобы добрых и от злобы злых - Ты - в самых ребрах мне засевший стих! 16 августа 1918 *** В черном небе - слова начертаны - И ослепли глаза прекрасные... И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное. В поте - пишущий, в поте - пашущий! Нам знакомо иное рвение: Светлый огнь над кудрями пляшущий, - Дуновение - вдохновения! 14 мая 1918 *** Доблесть и девственность!— Сей союз Древен и дивен, как Смерть и Слава. Красною кровью своей клянусь И головою своей кудрявой — Ноши не будет у этих плеч, Кроме божественной ноши — Мира! Нежную руку кладу на меч: На лебединую шею Лиры. 27 июля 1918

starry dew: спасибо от всего сердца! как она так могла говорить...знать это...

Айжан: Ти Ши Не ... *** О знал ли Вышний в чем нам будет прок Когда так щедро одарил нас слухом? Назойливый клиент уж битый час жужжит над ухом Нанизывая тщетность смыслов на булавки слов О эта роскошь между суетами - тишина ! То ускользнет, то в дрему ввергнет, то растает Вернуть бы каплю! Всё отдам! Всё? Это ли цена Для Той что в вечности забвенья обитает? О знать бы как не возвести стены Из будних слов между причудливыми снами Как не коснуться тайны грубыми словами Как не порвать мне тонких нервов ти-ши-ны (Smile, 13.07.11. 365 лепестков благодарности)

Айжан: А я тут кое-что нашла интересненькое о мистической поэзии - труд Шри Ауробиндо "Поэзия будущего" «Поэт — и об этом знали древние — призван быть провидцем, а не просто сочинителем виршей, не просто менестрелем, рапсодом или трубадуром; он прибегает к поэтическим средствам не только для изложения собственных мыслей. Он устремляет взор в те сферы, которых не достигает зрение поверхностного ума, и находит слово-откровение, не просто точное и действенное, но озаренное и озаряющее, вдохновенное и единственно верное слово, которое заставляет прозреть и нас.» «Поэзия способна приоткрыть в слове безграничные значения, лежащие за пределами того ограниченного интеллектуального значения, которое оно обычно имеет. Она выражает не только заурядное жизненное сознание человека, как то делает обычное примитивное слово, не только идеи его интеллекта, которому в настоящее время чаще всего служит речь, но живой опыт, видение, взгляды более возвышенной и широкой его души. Делая их реальными для нашего жизненного сознания, обнаруживая их присутствие перед нашим интеллектом, она при помощи слова распахивает пред нами врата Духа.» (Шри Ауробиндо. "Поэзия будущего")

Айжан: «Мистическое стихотворение может объяснять себя само или же из него может выявляться общая идея, но что действительно важно — это видение или то, что можно извлечь из него интуитивным чувством, а не объяснение или идея. Мистическое стихотворение приходит из уровней за пределами человеческого ума и оно не сводимо к ментальным суждениям и определениям; скорее, оно представляет собой путь к тем сферам, откуда долетает до нас его голос, и при известной открытости и восприимчивости мы можем соприкоснуться через него с вибрирующей в его строках высшей реальностью. …Этим стихам не нужно объяснения. Они очень ясно говорят сами за себя. Нет нужды объяснять поэзию. Ее нужно чувствовать, а не анализировать умом. Поэтическое вдохновение приходит из источника, находящегося выше разума, и не нужно заставлять его погружаться в умственную сферу, иначе оно будет испорчено… Поэзию нужно понимать при помощи внутреннего контакта, в гораздо большей мере, чем через слова.» (Мать "Шри Ауробиндо — поэт")



полная версия страницы