Форум » Чайный клуб » Поэзия начинается там, где кончается «я» » Ответить

Поэзия начинается там, где кончается «я»

Anadi: Нашла вот недавно статью о стихотворчестве. Возможно, и пишущей здешней братии будет интересно прочесть.

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 All

Anadi: Владимир Леви (Из письма) ... Писать о Ваших стихах труднее вceгo. Слышу, как ускорилось Ваше сердцебиение; слишком хорошо знаю, что такое оценка стихов. Операция на сердце, и никакие обезболивающие вроде: «Это лишь мое субъективное мнение, мой личный вкус, может, я просто не понял, не в духе был и т. п. не спасают от звенящего холода скальпеля. «Поэт или нет... » Спрашиваю себя: имею ли право на роль хирурга? Ответный голос: имеешь. Во-первых, тебе доверяют. Bo-вторых, уже достаточно опытен в чтении, русская поэзия для тебя родная страна, хотя, конечно, еще со многими неизведанными краями. И в-третьих - сам как-никак прошел искус и подвергался операциям неоднократно. Что ж, к делу?...Некоторые строчки дохнули обещанием («Камыши не спеша шуршат, рябь озерная мысли кроит...»). «Роза с колючкой на веточке тонкой» - живая, но... Больно, терпите. Она единственная в этом стихотворении, одна строчка - роза, а все вокpyг - и василек из дpyгoй степени, и родничок из чужогo леса, и лучик солнышка - бутафория. «Трепетный аромат» - oт кeм-то пролитогo одеколона. Нельзя - это Вы, я верю, скоро и сами почувствуете - нельзя, уже лет сто как нельзя все эти трепеты и очарования употреблять иначе как иронически или же в таких созвучиях, чтобы взрывались, как атомные ядра, и выделяли энергию свежегo смысла. От слов этих и им подобных ничегo уже не осталось, кроме обсосаных фантиков. «Синей дымкой туман в дали» - разве можно?.. Никаких мусорных ящиков не хватит для дымок этих, для гладей озер и перин cнeгoв. Эпитеты, сравнения и метафоры имеют право быть либо небывалыми (и притом единственно верными), либо, лучше вceгo, никакими. То же и в прозе, с тою лишь разницей, что в ней мaгия слова - только служанка мысли и не властна быть либо просто музыкой. Живы ли?.. "Искры - еще не пламя, но обещают?.. " По опыту: oднa-двe строчки из неудавшегося стиха могyт вспыxнyть, способны иногда вдруг, как побег из пня, дать начало чему-то жизнеспособному. Технология дела и состоит отчасти в oснове таких вот зародышей; неудавшиеся стихи не стоит уничтожать, а через гoд-дрyгoй-третий просматривать с холодным азартом утильщика. Стишонок мертворожденный сам себя похоронит. «Поэт или не поэт?» Поэзия в Вас живет, но в слово пока не пробилась - искусством еще не стала. Можно иметь гениальную душу и при этом попросту не уметь писать. И можно быть квалифицированнейшим стихотворцем, мастером формы и при этом не быть поэтом - не иметь духовнoгo своеобразия. «Как достигнуть?..» Поэзия начинается там, где кончается «я». «Никак» - было бы ответом самым надежным, cтaтистически точным, но все же не совсем верным. В том то и искушение, то и дразнит, что в некоем неуловимом проценте... Да!.. Из массовой безнадеги, из бесконечности одинаково сереньких гадких утят с их неотличимыми синими дымками вдрyг нeт-нeт да и - лебедь, подчас только под старость... (Чаще обратное: ранний лебедь, стяжав лавры, гyceет.) Сказать просто: «иметь дар» значит только переназвать тайну. Попробуем прошептать иначе: учиться выходить из себя в смысле, противоположном общеизвестному. Выходить из себя и входить в строку. Заблуждение, будто кому-то нужны наши чувства и переживания, будто быть искренним значит уже и быть истинным или хоть интересным. Искренне и корова мычит. Читателю нашему (как и нам) интересны только eгo собственные чувства, это надо твердо и яростно зарубить себе на носу. А стиху? - какое дело стиху до каких-то там наших чувств?.. Творя, мы сжигаем все собственное, и в своем творении, к завершению ближе, должны уже вовсе НЕ УЗНАВАТЬ СЕБЯ. Поэзия нам не принадлежит, она знает нас, но знать не желает. Искусство - единственная область, где ложь о себе обретает святость, если только сливается с правдой большей, чем «»я». Все стихи УЖЕ ЕСТЬ, только не все написаны. ...«Как же быть, как настраиваться, на что надеяться, не надеяться? Писать, или не писать?.» Волевого решения быть не может. Стихи род болезни, они нами пишут, а не мы их пишем. Kaкoгo бы качества ни были, если идут, останавливать не надо - опасно, я не шучу, можно сойти с ума… Если на 1000 никуда не годных родится вдруг один настоящий, уже вся бодяга тогo стоила. Как есть «композиторы одной пьесы», так есть и «поэты одного стихотворения», и они живут в вечности наравне с необъятно-плодоносными гениями. Чудесно, если ктo-то скажет спасибо хоть за одну строку. Но притязания на оценку - дрyгое. Если Вас не будут печатать, если не примут в профсоюз, беды не случится: живая строчка и в одном экземпляре дойдет до цели. Самая большая yгpоза как раз в том, что Вас могyт начать печатать, не требуя роста. Хорошо, если в этом случае Вас настигнет стыд. А если самоослепление, наркотическая некритичность, равная сумасшествию? Либо самое страшное - профессиональное охлаждение, ремесленническое выхолащивание? Об этом я даже не хочу думать. Уверен, Вы предпочтете остаться хорошим слесарем и быть БОЛЬШЕ своей профессии, чем получить лычки поэта и быть МЕНЬШЕ. Поэзия - жесточайшее из явлений природы...

Айжан: мда.... немного мрачненькая статейка, однако на мысли наводит.... а с другой стороны ... * * * Вот приходит замысел рисунка. Поединок сердца и рассудка. Иногда рассудок побеждает: он довольно трезво рассуждает, здравые высказывает мысли - ну, и побеждает в этом смысле... Сердце бьется, сердце не сдается, ибо сердце сердцем остается. Пусть оно почаще побеждает! Это как-то больше убеждает. Юрий Левитанский. Стороны света. Москва: Советский писатель, 1959. P.S. проходила я тут мимо, совершенно случайно ... и вот опять не смогла промолчать... ну что мне с собой делать! ... хотя ... это ж не я! это опять мой любимый Юрий Левитанский!

Айжан: И вот еще немного дровишек в наш теплый костер И опять мой любимый Юрий Левитанский * * * Сколько нежных слов я не сказал, сколько их ненужных обронил. Сколько я стихов не написал, сколько их до срока схоронил. Посреди нехоженой травы, в чаще лебеды и лопухов, шапку сняв с повинной головы, прохожу по кладбищу стихов. Ни крестов, ни траурных знамен в этом темном месте и глухом. Звездочки стоят вместо имен по три, по три, по три над стихом. Голова повинная, молчу. Вглядываюсь вдаль из под руки. Ставлю запоздалую свечу возле недописанной строки. Тихий свет над черною травой. Полночь неподвижна и тиха. Кланяюсь повинной головой праху неизвестного стиха. (http://www.litera.ru/stixiya/razval/levitanskij.html#skolko-nezhnyx-slov) Вот такая вот пища для размышления.


Ерика: Айжан, что же это... "Проходила я тут мимо, совершенно случайно... и вот опять не смогла промолчать" А почему надо молчать? Ты говори. Я так люблю тебя слушать. И я не одна, как мне кажется... А эта тема ненаписанных стихов, это да. Как-то я купила в магазине книжку Крапивина "Нарисованные герои" (вроде так). Он по молодости писал повести, но по разным причинам их забраковал, и валялись они у него в шкафу. А там ребятишки жили. То есть в этих повестях, ребятишки, о которых он писал. И рассказал он о том, как на сердце у него скребло от того, что они заброшены. И если о них никто не читает, то они как бы и не живут. Почитала я про этих ребятишек. Отрывки, отдельные главки. Обалдеть! Настоящие, полноценные рассказы. Только маленькие .

Anadi: Да, статья - "хирургическая", доктор же писал... честный, трезвый и ироничный доктор - к своей писанине в первую очередь. Но и от трезвого сердца пишет: Kaкoгo бы качества ни были, если идут, останавливать не надо - опасно, я не шучу, можно сойти с ума… Что меня вдохновило, вобщем-то - на продолжение... Говорить так о стихотворчестве с опытными стихотворцами, знать подобные вещи, мне кажется, нужно как раз для того, чтобы не останавливаться (какого бы качества ни были) - но более осознанно продолжать. Расти в выражении словом, того, что не можешь не сказать уже... но по-возможности - четко осознавать где ты, собственно, в этом процессе находишься. Хотя... самому очень трудно порой это определить... да и необязательно. Главное - продолжать, а "живая строка" сама "дойдет до цели". Надеюсь вот, что и Айжан - не забросит (по-секрету - сей человечек стихи пишет собственного сочинения) - а наоборот, вдохновиться, продолжит и как-нибудь поделиться А мы послушаем - с огромным удовольствием... Сами ведь из тех же - "не молчащих"... И делать с собой не знаем чего

Айжан: *** Ты мне читал стихи, Я слушала - мой ум утих. Очнувшись, я решила написать про это стих. Но в море золотом безмолвья Потонули все слова, И я, Отец, не написала ничего - - такие вот дела. Но пусть останется внутри Мой нерожденный стих. Позволь лишь Вечность всю Сидеть в молчании У Стоп Твоих. (Smile, 26.02.11, цикл 365 лепестков благодарности)

Anadi: Живые, близкие, чудесные строки... Спасибо.

Ерика: Ага. Захлестнуло мягкой трепетной волной - с первых же строчек. И до конца. И еще не отпускает.

Айжан: Привет Анади, Спасибо тебе, что не удержалась и опять вызываешь на серьезный разговор Я не поэт (в том смысле как я это понимаю, я это разъясню позже), но я люблю поэзию. И поэтому тоже не могу удержаться от того, чтобы не поспорить, хотя чувствую уже, что спорить [с к сожалению не присутствующим здесь автором] придется долго. А пока - только самые первые короткие комментарии. Anadi пишет: ... Писать о Ваших стихах труднее вceгo. Слышу, как ускорилось Ваше сердцебиение; слишком хорошо знаю, что такое оценка стихов. Операция на сердце, и никакие обезболивающие вроде: «Это лишь мое субъективное мнение, мой личный вкус, может, я просто не понял, не в духе был и т. п. не спасают от звенящего холода скальпеля. «Поэт или нет... » Сложная темка однако. И никак не решаемая на ментальном плане сознания. Поэт или нет - эта задачка не имеет решения извне. Anadi пишет: Спрашиваю себя: имею ли право на роль хирурга? Нет, уважаемый Владимир, не имеете. Сколько бы аргументов не приводили. Anadi пишет: От слов этих и им подобных ничегo уже не осталось, кроме обсосаных фантиков. Увы, такое происходит с любыми словами, и не поэтическими в том числе, тогда, когда в них нет искренности, а есть лишь желание показать себя и доказать свою истину Anadi пишет: Поэзия начинается там, где кончается «я». не факт Anadi пишет: неудавшиеся стихи не стоит уничтожать, а через гoд-дрyгoй-третий просматривать с холодным азартом утильщика. просматривать, конечно, можно, но, боюсь, что "холодный азарт утильщика" может родить одни лишь "обсосанные фантики" :) Anadi пишет: Стихи род болезни, они нами пишут, а не мы их пишем. Kaкoгo бы качества ни были, если идут, останавливать не надо - опасно, я не шучу, можно сойти с ума… Нет, Владимир, с ума не сойдете. А вот поэта в себе, если вы искренни, погубите - и вот как раз-таки от того, что не останавливались, боясь сойти с ума. Anadi пишет: Искусство - единственная область, где ложь о себе обретает святость, если только сливается с правдой большей, чем «»я». Владимир, как же по-Вашему ложь может обрести святость, с чем бы она там ни сливалась? А помните известную поговорку о ложке дегтя? Anadi пишет: Если на 1000 никуда не годных родится вдруг один настоящий, уже вся бодяга тогo стоила. Владимир, поэзия - это не предприятие малого бизнеса. Вот если у вас, Владимир, родится 1000 детей, будете ли Вы любить их всех или станете искать одного настоящего? Будете рассчитывать сколько детей нужно зачать, чтобы родить одного настоящего? Или когда они все родятся утешать себя мыслью о том, что хоть один настоящий родился? Anadi пишет: Если Вас не будут печатать, если не примут в профсоюз, беды не случится: живая строчка и в одном экземпляре дойдет до цели. Вот с этим полностью согласна! Anadi пишет: остаться хорошим слесарем и быть БОЛЬШЕ своей профессии, чем получить лычки поэта и быть МЕНЬШЕ. вот это ближе к теме.... Эх, жаль только Владимира здесь нет!

Айжан: Эх, Анади, сподвигла ты меня наконец-то взяться и прочитать эту статью, наверняка известную каждому студенту филфака. Но я не филолог, и поэтому, признаюсь - да, слышала - но не читала. Марина Цветаева. Искусство при свете совести. Работа огромная, да и при том с купюрами - на что Цветаева как-то сделала приписку: «...которую мой редактор Руднев превратил в отрывки. На эти вещи я — злопамятна. МЦ» Для начала приведу одну лишь главу: ИСКУССТВО БЕЗ ИСКУСА Но есть в самом лоне искусства и одновременно на высотах его вещи, о которых хочется сказать: «Это уже не искусство. Это больше, чем искусство». Всякий такие знал. Примета таких вещей — их действенность при недостаточности средств, недостаточности, которую мы бы ни за что в мире не променяли бы ни на какие достатки и избытки и о которой вспоминаем только, когда пытаемся установить: как это сделано? (Подход сам по себе несостоятельный, ибо в каждой рожденной вещи концы скрыты.) Еще не искусство, но уже больше, чем искусство. Такие вещи часто принадлежат перу женщин, детей, самоучек — малых мира сего. Такие вещи часто вообще никакому перу не принадлежат, ибо не записываются и сохраняются (пропадают) устно. Часто — единственные за жизнь. Часто — совсем первые. Часто — совсем последние. Искусство без искуса. Вот стихи четырехлетнего мальчика, долго не жившего. Там птица белая живет, Там ходит мальчик бледный. Ведно! Ведно! Ведно! Есть — там-от. (Ведно — детское и народное ведомо, здесь звучащее и как верно и как заведомо, заведомо-верно, там-от — нянькино обозначение дали.) Вот последняя строчечка стихов семилетней девочки, никогда не ходившей и молящейся о том, чтобы ей встать. Стихи слышала раз, двадцать лет назад, и донесла только последнюю строку: — Чтоб стоя я могла молиться! А вот стихи монашенки Ново-Девичьего монастыря, — было много, перед смертью все сожгла, осталось одно, ныне живущее, только в моей памяти. Сообщаю его, как доброе дело. Что бы в жизни ни ждало вас, дети, В жизни много есть горя и зла, Есть соблазна коварные сети, И раскаянья жгучего мгла, Есть тоска невозможных желаний, Беспросветный нерадостный труд, И расплата годами страданий За десяток счастливых минут. — Все же вы не слабейте душою, Как придет испытаний пора — Человечество живо одною Круговою порукой добра! Где бы сердце вам жить ни велело, В шумном свете иль сельской тиши, Расточайте без счета и смело Вы сокровища вашей души! Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой, Человечество все же богато Лишь порукой добра круговой! Возьмем рифмы — явно-обычные (тиши — души, дети — сети), явно-бедные (душою — одною). Возьмем размер, тоже ничем не настораживающий слуха. Какими средствами сделано это явно-большое дело? — Никакими. Голой душою. Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле: Где бы сердце вам жить не велело, В шумном свете иль сельской тиши, (Это монашенка говорит, заточенная!) Расточайте без счета — и смело Вы сокровища вашей души! Сказать об этих строках «гениальные» было бы кощунством и судить их, как литературное произведение — просто малость—настолько это все за порогом этой великой (как земная любовь) малости искусства. Привела, что припомнила. Убеждена, что есть еще. (Стихи своей, тогда шестилетней дочери, частью напечатанные в конце моей книги «Психея», обхожу намеренно, думая когда-нибудь сказать о них отдельно.) Да если бы и не было! Вот уже на одной моей памяти три стихотворения, больше, чем стихи. А может быть, только такие стихи и есть стихи? ========= Примета таких вещей — их неровность. Возьмем стихи монашки. Что бы в жизни ни ждало вас, дети — В жизни много есть горя и зла — Есть соблазна коварные сети — И раскаянья жгучего мгла — (пока что — общее место). Есть тоска невозможных желаний — Беспросветный нерадостный труд — (все то же). — И расплата годами страданий — За десяток счастливых минут (последнее почти романс!) — Все же вы не слабейте душою — Как придет испытаний пора — И — вот, вот оно! Человечество живо одною Круговою порукой добра! И дальше уже по непрерывной линии восхождения, не снижая, одним великим и глубоким вздохом до самого конца. Это, на первый взгляд (о котором уже сказано), обычное начало ей было нужно, как разбег, чтобы, наконец, до круговой поруки добра договориться. Неопытность непрофессионала. Настоящий бы поэт, какими кишат столицы, если бы, паче чаяния, до круговой поруки дописался (не дописался бы!), такого бы начала не оставил, попытался бы все пригнать под один общий уровень высоты. А монашка несостоятельности начала и не заметила, ибо и круговой поруки не заметила, может быть смутно ей порадовалась, как чему-то очень похожему — но и только. Ибо моя монашка не поэт-профессионал, который душу черту продаст за удачный оборот (да только черт не берет, потому что ничего и нет) — а: — чистый сосуд Божий, то есть тот же четырехлетний с его «там-от» — и говорят они: и монашка, и безногая девочка, и мальчик, — все безымянные девочки, мальчики, монашки мира — одно, об одном, вернее одно через них говорит. Эти стихи мои любимые из всех, которые когда-либо читала, когда-либо писала, мои любимые из всех на земле. Когда после них читаю (или пишу) свои, ничего не ощущаю, кроме стыда. (Марина Цветаева. Искусство при свете совести.http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=proza&id=9)

Anadi: Вот это да... Господи, как здорово... Цветаева пишет . Спасибо, Айжан. Я и не ожидала такого настоящего отклика... Надоть подумать... вникнуть-осмыслить и "самые первые короткие комментарии" статьи Леви. И "отрывки" (жаль что не полностью - "благодаря" Рудневу-редактору) статьи Марины Цветаевой. Но здесь душа поет... через слово - так что и думать вся охота пропадает. Потрясает само-ощущение и ощущение своих стихов Цветаевой после прочтения "безымянных" стихов мира... малых мира сего. Спасибо за ссылку, Ойжик!

Айжан: Да уж, Анади, ну и темку мы с тобой замутили. Нам ли, непрофессионалам, тягаться? А с другой стороны.... не нам ли адресует достопочтенный Леви эту статью? Безымянным, малым, странным, которыМИ ИНОГДА тоже пишутся стихи невесть откуда берущиеся и непонятно кому нужные... а? Поэт или не поэт? А помнишь постулат Кнышева? "Всякий образованный человек, умеющий читать и писать, в конце концов должен решить для себя: так что же все-таки делать — читать или писать?" Так все-таки? Писать или не писать? .... мдась... обдумать надобно....вникнуть-осмыслить.... пойду-ко я обдумывать что-ли?

Ерика: Точно! Точно подметил Роман. А больше всех тоскует, как мне кажется, Зинаида Миркина. У нее больше всего стихов.

Роман: Зинаида Миркина прожила всю жизнь с любимым человеком и вдохновение ей приходило именно поэтому. или Вы будете отрицать этот факт?

Ерика: Хорошая штука вдохновение. Нет любимого человека - прет вдохновение! Есть любимый человек - тоже прет вдохновение!

Ерика: или Вы будете отрицать этот факт? разве это факт? Кто из нас может знать, откуда ей приходило вдохновение?

Anadi: Роман, по правилам этого форума в обсуждениях по предложенным темам: 9. Не допускается флуд, то есть сообщения, не имеющие прямого отношения к обсуждаемому вопросу... 10. Не допускается оффтопик, то есть сообщения и ветки, не относящиеся к тематике ветки или раздела... Если Вы хотите, чтобы Ваше содержательное, но не имеющее прямого отношение к теме сообщение сохранилось и имело отклики - лучше запостить его в более подходящем месте самостоятельно, оставив там ссылку на тему, которая побудила Вас ответить... подобным образом. Вы вправе сформулировать новую тему по интересующему Вас вопросу в новой главе форума. Так же - отчеты о своей личной жизни, а так же обсуждение личной жизни других людей - в рамках этого форума не предусмотрены. Свое мнение о творчестве конкретного поэта и его источниках вдохновения Вы можете выразить в новой теме или персональных главах людей, публикующих здесь свои произведения. Здесь же речь идет о стихотворчестве, так же о пишущих и сочиняющих людях и о творческом процессе - вне зависимости от их пола по рождению. Если что-либо осталось непонятным - обратитесь к администратору или модератору этого форума для дальнейших разъяснений.

Роман: Ерика пишет: Нет любимого человека - прет вдохновение! Есть любимый человек - тоже прет вдохновение! Нет любимого, есть сублимация. Ввас говорит тоска завуалированная "вдохновением"

Роман: Ерика пишет: цитата: или Вы будете отрицать этот факт? разве это факт? Кто из нас может знать, откуда ей приходило вдохновение? Факт присутствия любимого человека рядом

Anadi: Если Роман продолжает обсуждать им предложенную тему здесь же и в том же духе, мы вынуждены обратиться к Администратору сайта с просьбой - перенести эти сообщения в другой раздел форума и под другим названием либо просто удалить их из главы "Поэзия начинается там где кончается "я""

Светлана: Роман, у каждого из нас, однажды, в жизни наступают такие моменты, когда начинаешь ощущать что ты счаслив от того, что ты есть... Что есть вокруг то, что радует тебя, и. даже то, что иногда огорчает, но ты всё равно счастлив, без привязок к конкретному человеку... И, на самом деле, если это не твоя тема, не пиши. Хотя бы потому, что тогда становится некомфортно всем, и тебе в том числе...

Anadi: Во-первых - с чего Вы взяли что мы все абсолютно одиноки. Во-вторых - это совсем не Ваше дело В-третьих - я предлагаю Вам создать новую тему и вести ее в другой главе - там это будет более уместно и комфортно всем желающим предложенное Вами обсуждать. Она выпадает из контекста этой главы.

Айжан: Роман пишет: Создать свой мирок и радоваться ему, видимо, это ваше амплуа Роман ... наблюдаю я за вами-наблюдаю ..как-то у вас тема не меняется ... причем, что интересно, ни мы с Вами, ни Вы с нами никогда вроде не встречались ... с чего ж это Вы взяли, что нам любви не хватает? Вот я Вас, например, очень даже люблю, несмотря ни на что :) Вы очень даже забавный Чебурашка. И не только Вас люблю. А то, что мы такие умные и красивые, так это действительно так! Только большинству здесь Ваша тема немного неитересна. У нас немного разные жизненные установки и убеждать здесь в ваших ценностях и идеалах, как Вы убедились, просто-напросто некого Но Вы, я думаю, сможете найти много других мест где Ваши мысли о земных переживаниях окажутся очень даже полезны...

Светлана: Терпение — лучшее Лекарство от потрясения. Терпение — высший Исследователь покоя. Терпение — величайший Сторонник совершенства. Терпение — это не что-то пассивное. Напротив, терпение динамично; оно всегда продвигается вперед, к цели. Терпение растет неизменно, и ему всегда сопутствует покой. Терпение — это то, что продлевает время. Наше время на земле очень ограничено. К терпению же нужно относиться как к тому, что расширяет временные границы. Когда мы бежим на длинную дистанцию, цель кажется такой далекой, а мы хотим достичь ее немедленно. Если мы не ставим предела времени, необходимого для достижения цели, то свет терпения может действовать в нас и через нас. Если вы чувствуете, что все время сражаетесь со временем, вы допускаете ошибку. Почувствуйте вместо этого, что каждое мгновение ведет вас к цели и что этот прогресс сам по себе — уже своего рода частичная цель. Вместо того чтобы сражаться со временем, нам нужно постараться извлекать духовную пользу из каждой секунды. Путь к нашей цели может оказаться долгим. Иногда вы можете почувствовать, что идете по бесконечной дороге через бесплодную пустыню, а цель все еще недостижимо далека. Но не прекращайте движения просто потому, что путь кажется неблизким. Надо быть божественным воином и отважно и без устали шагать вперед. Терпение — это скрытая в нас Сила Бога, чтобы выдерживать бесчисленные жизненные бури. Чтобы развить терпение, нужно чувствовать, что цель нуждается в нас и ждет нас так же, как мы ждем ее и нуждаемся в ней. Цель готова принять нас и отдать нам все, что у нее есть, но только сделает она это по-своему, в избранный Богом Час. Если в уме, в сердце, в своем дыхании, во всех своих действиях вы сможете помнить о цели — счастье, вы разовьете терпение. Вы должны сказать себе: «Каким бы трудным ни был мой путь, если я достигну места назначения, я обрету столько радости!» Ваша мечта о счастье даст вам терпение и спасет вас. Слабость или сила? Очень часто мы забываем о значении терпения. Мы чувствуем, что терпение — это своего рода трусость или неохотное принятие истины. Мы чувствуем, что, раз ничего больше не остается, придется терпеть. Но терпимость и терпение — это не одно и то же. Терпение — это божественное качество. Терпение — это усиление наших способностей. Если мы можем быть терпеливыми, мы сможем укрепить свою внутреннюю силу воли. Терпение — это скрытая Сила души. Терпение — это явленная Цитадель сердца. Терпение и искренность: два крыла для гармоничного полета Все, что мы хотим совершить, нужно делать с искренностью. Если мы студенты, то нам нужно учиться. Если мы ищущие, нам нужно молиться и медитировать. Искренность чрезвычайно важна. Иметь искреннее стремление не значит не иметь терпения. Старшеклассник, который видит, что у его брата есть степень магистра, может искренне стремиться также получить ее. Но он знает, что надо считаться со временем и ему понадобятся годы на получение степени. Между тем, если он запустит учебу сейчас, он завалит экзамены. Как он тогда сможет поступить в университет? Важно совершать постепенный прогресс. Потеряв терпение, мы лишимся вдохновения и никогда не достигнем цели. Будучи всегда искренними и терпеливыми, мы найдем удовлетворение даже в самой попытке. Теперешнее удовлетворение может и не быть наивысшим, но можно не сомневаться, что высшее удовлетворение непременно взрастет в нас. Послание настойчивости Жил был однажды мальчик по имени Бопдеб, и учился он хуже всех. И родители, и учителя нещадно ругали его, но ничего не помогало. В конце концов, отчаявшись, учителя выгнали его из школы. Да и родителям он, такой глупец, был тоже не нужен. Опечалившись, бедный Бопдеб покинул отчий дом и побрел в ближайшую деревню. Каждый день он приходил молиться и медитировать под деревом возле большого пруда. Оттуда ему было видно, как деревенские женщины с пустыми кувшинами ходят за водой к пруду. Бопдеб видел, как они наполняли свои кувшины, ставили их на каменные ступеньки, а потом купались в пруду. Освежившись, они возвращались домой с кувшинами воды. Однажды, когда никого не было рядом, Бопдеб заметил, что то место на ступеньке, куда женщины ставят кувшины, стало ниже остальной ее части. Бопдеб сказал себе: «Женщины то и дело ставят сюда кувшины, вот камень и стирается. Если даже камень может стачиваться, чем же мои мозги хуже?» Этот случай научил его терпению и настойчивости. Бопдеб стал серьезнее молиться и медитировать, а через несколько дней он взялся перечитывать старые книжки по грамматике санскрита. В санскрите он был хуже всех, но теперь он смог запоминать прочитанное. Он продолжал заниматься и в конце концов, благодаря терпению и настойчивости, стал величайшим знатоком санскрита в Индии, особенно что касалось грамматики. Терпение невозможно навязать извне. Это наше собственное внутреннее богатство. Вы, подобно Бопдебу, однажды увидите, чего может достичь терпение в вашей жизни. Вы поймете, что самые заветные ваши мечты претворятся в плодотворную реальность, если вам просто известен секрет взращивания дерева терпения в своем сердце. Между вашим деревом неудачей И вашим деревом триумфом Растет еще одно дерево: Дерево вашего терпения. Никогда не сдавайтесь! Если вы чувствуете, что ваша медитация недостаточно глубока, не сдавайтесь. Мы не можем каждый день есть деликатесы, но все же мы что-то едим. Точно так же, медитируя, мы насыщаем душу, свое внутреннее существо. Даже если нам не удается каждый день кормить душу самым восхитительным образом, не оставляйте попыток. Лучше дать душе хоть что-то, чем морить ее голодом. Поэтому не сдавайтесь; всегда пытайтесь медитировать. У нас должно быть терпение, как у крестьянина. Он вспахивает поле и возделывает почву. Потом ему приходится ждать от Бога дождей, чтобы зерна дали ростки. Так и в своей жизни устремления мы должны заниматься медитацией, но при этом чувствовать, что Милость Бога нисходит на нас, словно дождь. Когда Милость Бога нисходит, а наши человеческие усилия устремляются ввысь, мы сможем хорошо медитировать все время. Терпение и преобразование мира Если мы погрузимся глубоко внутрь, то увидим, что мир, несомненно, развивается и прогрессирует. Во внешнем мире мы наблюдаем борьбу, сражения, войны. Но мы знаем, что есть также другой мир, мир внутренний. Когда мы устремляемся, мы действительно видим эволюцию в своей собственной природе и в жизни других. Одним словом, мы видим обещание совершенства. Совершенство не может возникнуть внезапно. На это требуется время. Нам же следует развивать в себе одухотворенное терпение. Быть терпеливым не значит быть вынужденным сдаться на милость жесткой реальности жизни. Нет, терпение — это внутренняя мудрость. Наша внутренняя мудрость говорит нам, что для проявления божественности на внешнем плане требуется время. Одухотворенное терпение — вот в чем нуждается весь мир. Тогда Истина сможет раскрыться по-своему. Вчера Терпение было началом Моего совершенства. Сегодня Терпение — это цветение Моего удовлетворения. ШРИ ЧИНМОЙ

Айжан: Светлана пишет: Между вашим деревом неудачей И вашим деревом триумфом Растет еще одно дерево: Дерево вашего терпения. Никогда не сдавайтесь! Спасибо

Айжан: Ханай, все же я думаю стоит удалить из этой темы посты начиная с поста №2 многоуважаемого Романа, кроме поста №88 Светланы, который здорово было бы переместить в нашу любимую тему о Добродетели. Ну в самом деле, весь этот шум (чему, каюсь, и я отчасти виной) мешает сосредоточиться... Благодарю! йожик.

Ерика: Присоединяюсь к Йожику. куда-то не туда зашли.

starry dew: Звёзд рассыпавшийся бисер, мягкий ночи фиолет… У присутствующей мысли, что коснулась божьей выси, изменился смысл и цвет… *** Я черпаю острый воздух в ковш сведёнными руками… Мелодичный чистый отзвук разговоров: тайных, звёздных, пахнет вечности стихами… *** Ночь бросала серебро, да на паперть… Из окрестных, из миров, шёл Создатель… И навстречу Божеству Ночь сияла, подчиняясь волшебству… В покрывала обряжала Ночь себя, карнавально, у неё струился взгляд - луч фрактальный… И смыкались, вдруг, миры безупречно… Кульминация игры - Дух и Вечность…

Айжан: Ой... а я как раз сегодня читала это на stihi.ru starry dew пишет: У присутствующей мысли, что коснулась божьей выси, изменился смысл и цвет… Все очень здорово, starry dew! Так хочется иногда процитировать.... если можно... а?

starry dew: Айжан, здравствуй!) С наступающим тебя!!! Тебе все можно, всегда) с самыми лучшими пожеланиями, S.

Айжан: Anadi пишет: Но здесь душа поет... через слово - так что и думать вся охота пропадает Это я все о статье Цветаевой: Искусство при свете совести. Да уж, зацепила меня она. Как всегда по-цветаевски искренне и наотмашь! А помнишь, Анади, мы как-то с тобой рассуждали об искренности и я сказала, что невозможно быть искренним по отношению к окружающим, пока не научишься быть по-настоящему искренним к самому себе - и это самое трудное. Так вот - Цветаева - это и есть образец искренности прежде всего по отношению к себе.... И эта-то искренность и позволяет Цветаевой высказываться о поэзии жестко, даже жестоко, но при этом пронзительно точно. "Единственный суд над поэтом — само-суд. ========= Но есть, кроме суда — борьба: моя — со стихией, ваша — с моими стихами. Не уступать: мне — ей, вам — мне (прим. М.Ц.: "и уж никогда - вам"). Да не обольстимся. ========= Где тот священник, который мне, наконец, моих стихов не отпустит?" ...

Айжан: А вот наткнулась как-то я недавно на стихи судя по фотографии почти-подростка, с пронзительно ясными глазами и пронзительно жесткими стихами. Молодежь, каковую в годы моей молодости называли пугающим порядочных людей именем: неформалы. Панцирь. Я мясом наружу. Но панцирь - надежен, тяжелый доспех на стеклянную душу. На мне нет давно ни одежды, ни кожи, но горе тому, кто мой панцирь разрушит - под ним истерия, агония страха, под ним разрываются строчки и знаки. Сама себе суд и сама себе плаха, сама себе пир и неравные драки. Я в скорлупе. И ко мне не коснутся. Внутри я без кожи, больней не бывает. Но в замкнутом мире легко задохнуться - моя же защита меня добивает. (http://www.stihi.ru/2011/02/21/9792) Что это? Стихи? СтихиЯ? "УРОКИ ИСКУССТВА Чему учит искусство? Добру? Нет. Уму-разуму? Нет. Оно даже себе самому научить не может, ибо оно — дано. Нет вещи, которой бы оно не учило, как нет вещи, ей прямо обратной, которой бы оно учило, как нет вещи, которой бы одной только и учило. Все уроки, которые мы извлекаем из искусства, мы в него влагаем. Ряд ответов, к которым нет вопросов. Все искусство — одна данность ответа. Так, в «Пире во время Чумы» оно ответило раньше, чем я спросила, закидало меня ответами. Все наше искусство в том, чтобы суметь (поспеть) противупоставить каждому ответу, пока не испарился, свой вопрос. Это обскакиванье тебя ответами и есть вдохновенье. И как часто — пустой лист. " (М.Ц. Искусство при свете совести")

Айжан: Anadi пишет: Поэзия - жесточайшее из явлений природы...

Ханай: Дорогие друзья, мы приняли решение перенести данную тему с "Божественной поэзии" в "Чайный клуб". Рубрика "Божественная поэзия" изначально задумывалась как пространство в котором будут размещаться стихи о Божественном. Статьи о стихотворчестве и обсуждение других вопросов связанных с поэзией лучше вести в "Чайном клубе". От лица административной группы, нашего форума, приносим вам извинения, за возможно доставленные не удобства.

Ханай: Уважаемый Роман, мы были вынужденны удалить некоторые из ваших постов. Т.к. по нашему мнению они нарушают ниже приведённую часть правил форума, а так же не имеют непосредственного отношения к теме обсуждаемого вопроса. А так же запрещается обсуждение семейной жизни и социального статуса как участников форума, так и третьих лиц. Вопросы типа: "...замужем не замужем и женат не женат...", вы можете обсудить на других страничках, обширного интернет пространства, здесь же они неуместны. Так же хочу вам сказать, что если Вы чувствуете потребность ставить диагнозы и давать советы "...по жизни" участникам форума, делайте это через личные странички. По нашему мнению это будет более правильно, если же вы имеете желание выступать публично по данным вопросам, можно найти какой нибудь более, для этого, подходящий интернет портал. Еще добавлю, что Anadi Вам хороший совет дала: Так же - отчеты о своей личной жизни, а так же обсуждение личной жизни других людей - в рамках этого форума не предусмотрены. Свое мнение о творчестве конкретного поэта и его источниках вдохновения Вы можете выразить в новой теме или персональных главах людей, публикующих здесь свои произведения. Здесь же речь идет о стихотворчестве, так же о пишущих и сочиняющих людях и о творческом процессе - вне зависимости от их пола по рождению. Думаю стоит прислушаться

Айжан: ... и все-таки... стихи? стихия? искусство?....ИСКУСство...? Вряд-ли, Анади, сможем ответить себе пока наконец не разберемся с предметом разговора (разберемся ли? :)) He-поэт, над-поэт, больше чем поэт, не только поэт — но где же и что же поэт во всем этом? Der Kern des Kernes, зерно зерна. Поэт есть ответ. От низшей степени простого рефлекса до высшей — гëтевского ответствования — поэт есть определенный и неизменный душевно-художественный рефлекс: на что — уже вопрос — может быть, просто объема мозга. Пушкин сказал: на все. Ответ гения. Этот душевно-художественный рефлекс и есть зерно зерна, объединяющее и безымянного автора частушки и автора Второго Фауста. Без него поэта нет, вернее оно-то и есть поэт. Никакими извилинами мозга не объяснимое чудо поэта. Рефлекс до всякой мысли, даже до всякого чувства, глубочайшая и быстрейшая, как электрическим током, пронзенность всего существа данным явлением и одновременный, почти что преждевременный на него ответ. (М.Ц. Искусство при свете совести) Такова и правда поэтов, самая неодолимая, самая неуловимая, самая бездоказательная и убедительная, правда, живущая в нас только какую-то первую згу восприятия (что это было?) и остающаяся в нас только, как след света или утраты (да было ли?). Правда безответственная и беспоследственная, которой — ради Бога — и не пытаться следовать, ибо она и для поэта безвозвратна. (Правда поэта — тропа, зарастающая по следам. Бесследная бы и для него, если бы он мог идти позади себя.) Не знал, что произнесет, а часто и что произносит. Не знал, пока не произнес, и забыл, как только произнес. Не одна из бесчисленных правд, а один из ее бесчисленных обликов, друг друга уничтожающих только при сопоставлении. Разовые аспекты правды. Просто — укол в сердце Вечности. Да, Анади, ты права, тут даже и думать не хочется - только чувствовать. со-чувствовать. И все таки! Цветаева пишет о состоянии творчества как о полной подвластности стихии: "Состояние творчества есть состояние сновидения, когда ты вдруг, повинуясь неизвестной необходимости, поджигаешь дом или сталкиваешь с горы приятеля. Твой ли это поступок? Явно — твой (спишь, спишь ведь ты!). Твой — на полной свободе, поступок тебя без совести, тебя — природы. Ряд дверей, за одной кто-то — что-то — (чаще ужасное) ждет. Двери одинаковы. Не эта — не эта — не эта — та. Кто мне сказал? Никто. Узнаю нужную по всем неузнанным (ту — по всем не-тем). Так и со словами. Не это — не это — не это — то. По явности не-этого узнаю то. Всякому спящему и пишущему родной — удар узнавания. О, спящего не обманешь! Знает друга и врага, знает дверь и знает провал за дверью — и на все это: и друга, и врага, и дверь, и дыру — обречен. Не обманет спящего даже сам спящий. Тщетно говорю себе: не войду (в дверь), не загляну (в окно) — знаю, что войду, еще говоря, не загляну — заглядываю."(М.Ц.) И однако здесь же: В этой области у поэта может быть только одна молитва: о непонимании неприемлемого: не пойму, да не обольщусь, единственная молитва поэта — о неслышании голосов: не услышу — да не отвечу. Ибо услышать, для поэта — уже ответить, а ответить — уже утвердить — хотя бы страстностью своего отрицания. Единственная молитва поэта — молитва о глухости. Или уж — труднейший выбор по качеству слышимого, то есть насильственное затыкание себе ушей — на ряд зовов, неизменно-сильнейших. Выбор отродясь, то есть слышанье только важного — благодать, почти никому не данная. (М.Ц. Искусство при свете совести)

Айжан: Только читала вчера Цветаеву как сразу - вот оно! *** Ангел-свет, руками нежными мне прикрой глаза намокшие… Я усну, желая грешного… Отведи во сне от прошлого, отдели от скоротечного, осен’и во имя отчее… Ты со мной на веки вечные, я с тобой на время срочное… (© Copyright: Нецветаева Светлана, 2010) Продолжаю размышлять....

Айжан: Цветаева пишет: Рефлекс до всякой мысли, даже до всякого чувства, глубочайшая и быстрейшая, как электрическим током, пронзенность всего существа данным явлением и одновременный, почти что преждевременный на него ответ. (М.Ц. Искусство при свете совести) *** Бегу по снегу босиком, И ног почти уже не чую… А разговоры ни о чем Зачем? И тот, кто не рискует, Ну, сами знаете, что с ним: Не пьет, не ест, и не летает. Он сохраняет жалкий нимб, Который скоро потеряет. А как же жить, коль не лететь? Эх, хоть на миг бы оторваться От дел, сует… И там - запеть… О чем? А… после разобраться… Кричал ли, пел ли, просто БЫЛ Секунду эту, Но на крыльях ты удержался и Поплыл привычный мир, доставший былью… И ты - не должен никому… И пусть тебя внизу линчуют… …Отмерзли ноги… Потому, мне кажется: Уже лечу я… Да что там ноги, если я Как птичка синяя, порхаю… И догоняю журавля. А вам синицу оставляю… (http://www.stihi.ru/2008/11/08/2864) Радость! ..... Чувствуешь, Анади? Восторг! ... теперь, давай перелистнем лишь несколько страниц из - не книги - жизни поэта... не важно - назад .... вперед... Вернее, для человека-поэта - важно. Для нас - пытающихся откопать истину - нет. Прости, поэт! ....перелистнем - и - задохнемся! **** Да не рвись ты, душа, пополам, Не храпите вы, кони гнедые, Я и так всё до капли отдам За свои за деньки золотые. Расплачусь за былые долги, До копейки сведу все расчёты, Да и жадной мне быть не с руки, Если чахнут души моей ноты. Если застит дорогу слеза, А друзья всё уходят..уходят… Слава Богу, есть время сказать: Я живу ещё, кровь ещё бродит! Что ж ты сникла, родная душа, И свернулась от слов моих лишних, Если время тебя обнажать, Если кони свернули на финиш… Скоро лягут коврами сады, Скоро кончатся рваные строки, И другие оставят следы На моей, не шоссейной,  дороге. Не успеть до того рубежа, За которым пороги святые… И не в небо стремилась душа, А стелилась под ноги босые… © Copyright: Нецветаева Светлана, 2010 Свидетельство о публикации №11005281124 Продолжаю размышлять....

starry dew: Айжан... и я продолжаю размышлять, как живу... спасибо тебе, дорогой друг...

Айжан: Ну вот и здорово! Будем вместе размышлять... так и доразмышляемся до чего-нибудь :) ....наверное.... *** Болят невыросшие крылья - Что этой боли есть привычней! Когда живешь, пропахший пылью, От тех дорог, где падал дичью. В чужой охоте был добычей, И волком выл, луны не видя. И в человеческом обличье Не часто жил, не ненавидя... Привыкнуть можно ли к неволи... Ты сердце рвешь, и душу в клочья... И вдруг однажды, поздней ночью, Когда уже упав от боли, Ты понимаешь - это плечи... Их рассекли... и мокрым пухом Тебя накрыло. Страх излечен... Но что теперь, когда ты духом Уже не раб, уже не падаль? И где все те, что крылья прячут, Что разучились слепо падать Под ноги тех, что низко скачут... Скорей всего тебя на скалы Заманит ветром очумелым. И ты полюбишь птичий слалом, Что без границы и предела... Болеть не меньше будут крылья: Коль много дали - много спросят! Но только меньше будет пыли, И под ноги уже не бросят... (© Copyright Нецветаева Светлана Владимировна) *** Душа твоя - и есть твой мир! И день, и ночь, и мгла, и свет... Все, что ты помнил и забыл - Куда уйдет? Оно в тебе... Ты хочешь черным мир узнать - Верши дела темнее туч. Сожмется мир - сумей понять - Твоей рукой погашен луч. Не оставайся в темноте - Она коварна, как никто. Ты задохнешься в суете - И вот он - мир - пустое дно. Но есть свеча твоей души - Глоток любви - и вспыхнул день! Побереги, не затуши О скуку, лень и дребедень. Пусть многоцветным будет мир! И не придумывай границ. И каждый миг ты помни :" Жил , Живу и, снова буду жить! " Моя молитва, или стих, И помогала и вела... И целый мир миров моих Я сохраняла, как могла... (© Copyright Нецветаева Светлана Владимировна) Вот так - ты живешь - познаешь жизнь - а кто-то - через тебя. В зависимости от точки обозрения, говорит Цветаева, поэзия - "ведя от земли — первый миллиметр над ней воздуха — неба" "...Ведя сверху неба — этот же первый над землей миллиметр, но последний — сверху, то есть уже почти земля, с самого верху—совсем земля. " И вот, я - читатель говорю тебе - поэту - когда смотрю снизу вверх - спасибо - за первый миллиметр над землей *** С пасибо за Птицу- В осторг Е е не поймать руками, и вовсе не нужен здесь Т орг Л ишь глупый страницы листает А я-то теперь уже знаю Н е нужно об этом читать А можно лишь рядом летать (Светлане Нецветаевой, Smile, 2009) И все же... «ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА. В моем глубинном понимании искусства оно — ни небо, ни земля, а нечто третье, со своим миром подводных чудищ: сотворенных акул и несотворенных фей — кораллов-песчаников — костяков людей и кораблей, — не подчиняющихся никаким законам, кроме самого необычного из всех: притягивающей силы луны. Океан с его дарующими отливами и грабящими приливами, океан — и колыбель, и убийца, обольстивший стольких! Океан, который, по дивному преданью индийской сказки, потому не выходит из берегов, что связал себя клятвой. «Я себя связал — собственной клятвой». (М.Ц. Искусство при свете совести)



полная версия страницы