Форум » Чайный клуб » Чашка чая с Дзэн-пор.. » Ответить

Чашка чая с Дзэн-пор..

Еше Нинбо: Чашка чая с Дзэн-портала (притча) Алмаз в дорожной пыли Гудо был в свое время наставником императора. Несмотря на это, он имел обыкновение путешествовать в одиночку, как простой бродячий монах. Направляясь однажды в Эдо, культурный и полити - ческий центр сёгуната, он пришел в небольшое селение, называвшееся Такэнака. Был вечер, лил сильный дождь, Гудо насквозь промок. Его соломенные сандалии развалились. В окне дома, стоявшего у края селения, он заметил висевшие четыре или пять пар сандалий и решил купить себе сухие. Сандалии продала ему женщина, которая, увидев, как он вымок, пригласила его переночевать. Гудо с благодарностью согласился. Войдя, он прочитал перед домашним алтарем сутру. Его познакомили с матерью и детьми хозяйки. Заметив, что вся семья чем-то расстроена, Гудо спросил, что случилось. — Мой муж игрок и пьяница, — сказала женщина. — Когда он выигрывает, то напивается и становится невыносимым. Когда проигрывает, то занимает повсюду деньги. А когда же порой упьется совсем, то и вовсе домой не приходит. Что мне делать? — Я помогу ему, — сказал Гудо. — Вот деньги. Купите мне галлон хорошего вина и чего-нибудь вкусного из еды. И можете ложиться спать. Я буду медитировать перед алтарем. В полночь домой вернулся хозяин, сильно пьяный, он закричал: — Эй, жена! Я уже пришел домой. Ты дашь мне поесть? — Возьми у меня, — сказал Гудо. — Меня застиг дождь, и твоя жена великодушно пригласила меня остаться ночевать. За это я купил вина и рыбы, так что бери. Тот пришел в восторг. Он сразу выпил все вино и улегся на полу спать. Гудо сел рядом медитировать. Проснувшись утром, глава семьи ничего не помнил. — Ты кто такой? Откуда? — спросил он у Гудо, все еще сидевшего в медитации. — Я — Гудо из Киото и направляюсь в Эдо, — отвечал мастер дзэн. Глубоко устыдившись, хозяин стал суетливо просить прощения у учителя императора. Гудо улыбнулся. — Все непостоянно в этой жизни, — сказал он. — Жизнь очень коротка. Если ты будешь продолжать пить и играть, то у тебя не останется времени исполнить что-либо иное, да и своей семье принесешь новые страдания. У того вдруг пробудилось понимание, он как будто избавился от наваждения. — Ты прав, — воскликнул он. — Как мне отблагодарить тебя за это чудесное учение? Позволь немного проводить тебя и поднести твои вещи. — Ладно, если хочешь, — помедлив, ответил Гудо, и они отправились. Через три мили Гудо сказал ему возвращаться домой. — Еще пять миль — попросил у Гудо спутник. Они пошли дальше. — Теперь можешь возвращаться, — предложил Гудо. — Пройдем еще десять миль, — ответил тот. — Теперь возвращайся, — сказал Гудо, когда еще десять миль были пройдены. — Я собираюсь идти за тобой всю остальную жизнь, — заявил его спутник. Современные учителя дзэн в Японии ведут начало по линии предшественников от знаменитого мастера, преемника Гудо. Его звали My Нан — Тот, Кто Не Возвращается Никогда. Бодхисаттва, оставляющий всё ради Высшего знания. Недавно прочитал интересную статью которую написал ученик выдающегося Учителя, соратника Махатмы Ганди, Нитидацу Фудзии Тэрасава-сан, о Ботхисатве оставляющем все ради Высшего знания: …Будда говорит, что в течение неисчислимых кальп (3), из жизни в жизнь, возрождаясь, он становился правителем страны, царем целого народа. Такие добродетели обретает тот, кто хранит десять заповедей, следуя десяти добрым деяниям шила-парамиты (4). Надо отметить, что никто из современных правителей их не соблюдает. В Сутре сказано: "- В прошедшие века в течение неисчислимых кальп я искал Сутру о Цветке Дхармы, и не было во мне лености и усталости. В течение многих кальп я, возрождаясь, становился царем некой страны, но давал обет искать непревзойденное бодхи и никогда не отступался от этого в своем сердце." То есть, для Будды все началось с клятвы, без которой невозможен духовный поиск. Мотив этого поиска - достичь наивысшего просветления. Именно наивысшего, не среднего и не низшего! Благодаря силе клятвы, бодхисаттва никогда не останавливается в пути, не отступает и не устает в своих поисках. Зачем Царю нужно искать наивысшее просветление? Чтобы спасти свою страну, людей, спасти всех живых существ, и даже саму землю привести к состоянию высшего совершенства Будды. В этом была его цель. Но быть лидером еще не значит быть способным осуществить все это. Для этого необходимо наивысшее просветление, нужна Лотосовая Сутра. "Царь усердно делал подаяния, не жалея в сердце о слонах, конях, семи редкостных драгоценностях, странах, городах, женах, детях, слугах, служанках, свите, голове, глазах, костном и головном мозге, плоти, руках и ногах, и не щадил собственной жизни"... "Ради Дхармы царь оставил страну и престол и передал управление царевичу. Ударив в барабан и возгласив на четыре стороны свое намерение, он искал Дхарму, говоря: "Может ли кто-нибудь поведать мне о Великой Колеснице? (5) Я до конца жизни буду делать подношения и служить тому человеку". Первое, что сделал Царь - отдал все, чем обладал даже страну и царский престол. Более того, он жертвовал своим телом: глазами, головой, руками, ногами и всей своей жизнью. Настоящие деяния бодхисаттвы начинается, прежде всего, с того, чтобы отдать все. Даяние - это первый шаг. Принято считать "вышедшим из дома" того, кто стал буддийским монахом, надевает монашеские одежды, соблюдает заповеди, живет в монастыре и практикует медитацию. Но такая жизнь еще не значит, что человек совершает даяние. В биографии Будды Шакьямуни есть эпизод, называемый великим отречением, когда принц Сиддхартха оставляет свой дворец, и карьеру Чакравартина - царя, вращающего колесо (6), то есть высшего среди всех царей, который правит всем миром. Однако истинный смысл понятий "вышедший из дома", "бхикшу-бодхисаттва" заключается в даянии, подобном поступку царя, готового отдать даже свою жизнь. Итак, царь оставил все, бил в барабан и странствовал повсюду. Поэтому, если вы ищите мудрость, ищите Чудесную Дхарму (7), если вы хотите спасти свою страну - оставьте все и странствуйте. Без движения нельзя найти мудрость. "В то время был один святой. Придя к царю, он сказал: "У меня есть сутра Великой Колесницы, она называется Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Если не будешь мне перечить, я действительно поведаю тебе о ней. Царь, услышав слова святого, подпрыгнул от радости и последовал за святым. Он делал ему всевозможные подношения, собирал плоды, зачерпывал воду, приносил хворост, готовил пищу, а также делал свое тело сидением для святого, никогда не ощущая усталости ни в теле, ни в мыслях. Он прислуживал святому тысячу лет и ради обретения Дхармы усердно всем его снабжал, так что у святого ни в чем не было недостатка." Царь, встретив учителя, стал заниматься простой физической работой: заготавливал сено, приносил воду, собирал фрукты и травы, готовил пищу и подносил ее учителю, который учил его Лотосовой Сутре. И с глубоким смирением учился. Он возвышал Учителя, предлагая свое тело в качестве сидения. Так проявились скромность и смирение царя. Раньше тысячи других людей служили ему, но ради спасения страны он сам стал слугой и был им в течение тысячи лет, при этом никогда не жаловался и не уставал, никогда не считал, что занимается примитивной работой. Для того чтобы учиться наивысшей мудрости, он не отправился слушать лекции в университет или в библиотеку, чтобы сидеть над книгами, а стал простым тружеником. Какой контраст с современными правителями! Кто из них возьмется за простейший физический труд и станет служить другим людям, отказавшись от лимузинов, личных водителей, обедов в дорогих ресторанах, множества советников, которые предоставят любую информацию, и не нужно будет самому ничего читать или изучать. Большинство, если им придется трудиться подобным образом даже только один день, наверняка посчитают это бессмысленным, подумают: "ради чего я делаю такую грязную работу?" Будда же, в течение тысячи лет продолжал делать ее совершенно бесплатно, не считая бессмысленной или низкой. Считается, что хорошая работа - это возглавлять большую компанию, сидеть в роскошном офисе за большим столом перед компьютером, одетым в дорогой костюм и звонить по телефону, получая при этом $2-3 000 долларов в месяц. В этом мире все перевернуто: те, кто обслуживает других, кто готовит еду, убирает, моет посуду - они получают за свою работу самую мизерную зарплату, этот труд считается непрестижным. Все современные проблемы из-за того, что люди думают, прежде всего о себе: "Мне нужна работа, зарплата, одежда". Никто не хочет служить другим людям. Люди учатся в университетах, чтобы после окончания иметь возможность получать большую зарплату. Если станешь много зарабатывать, не нужно будет прислуживать другим, а они будут служить тебе. Но для бодхисаттвы служить- это совсем не низкая работа, потому что так он изучает наивысшую мудрость. Будда в течение тысячи лет делал простейшую работу, чтобы научиться Лотосовой Сутре, которая является ответом на вопрос, как спасти весь мир. Оставить власть ради поисков мудрости - прекрасная духовная традиция, которую кочевники хранили с древнейших времен. Лотосовая Сутра - ее сердце и корни. В 21 веке большинство историков совсем не понимают важности духовной культуры кочевников. Они думают, что цивилизация - это богатые города, технологии, строительство больших мегаполисов с небоскребами, таких Нью-Йорк или Токио. Преподаватели истории учат именно такому пониманию прогресса и процветания. Цивилизация далеко ушла от естественной жизни, и в этом трагедия современного человека. Но сейчас цивилизации уже некуда дальше идти. Люди могут уничтожить друг друга и весь мир. Стремление к накоплению и сохранению богатства ведет к тому, что государства готовы воевать за это благополучие до последней капли крови. Это результат того, что истинная духовность забыта. Сегодня лидеры государств, президенты или премьер министры говорят людям: "Нам нужна развитая экономика, вся эта аграрная природная жизнь примитивна, это не наш путь. Чтобы жить богато, нужно развивать науку и высокие технологии. В этом заключается развитие нашего государства". Но, как показывает практика, из-за всего этого люди люди не становятся более счастливыми и на планете нет мира. Сегодня весь мир подобен горящему дому, в котором люди как дети не знают, что огонь может все уничтожить. Кто может вывести людей из этого великого огня? Это значит выйти из дома, жить на природе и постигать наивысшую мудрость, как поступали все будды. Должен появиться такой бодхисаттва чтобы спасти весь мир, принести всем радость и счастье.

Ответов - 1

starry dew: Как войти в Дао? Однажды ученик спросил мастера дзен: - Учитель, как войти в Дао? - Ты слышишь журчание ручья? - вопросом на вопрос ответил мастер. - Да, и что? - снова спросил ученик. - Это путь, чтобы войти.



полная версия страницы