Форум » Лекции » Дхаммапада "О серьёзности" » Ответить

Дхаммапада "О серьёзности"

Еше Нинбо: ДХАММАПАДА II. Глава о серьёзности 21 Серьёзность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам. 22 Отчетливо понимая это, мудрые - серьёзны. В серьёзности они черпают радость. На ниве благородных радуются они. 23 Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они достигают Нирваны, свободной от привязанностей и несравненной. 24 У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно, ограничивающего себя, серьёзного, у того, чьи дела чисты и кто живет, следуя дхамме, - у того возрастает слава. 25 Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком. 26 Невежды, глупые люди привержены к легкомыслию. Мудрец же хранит серьёзность, как драгоценное сокровище. 27 Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьёзный и вдумчивый достигнет великого счастья. 28 Когда мудрый серьёзностью прогонит легкомыслие, он, беспечальный, подымаясь на вершины мудрости, смотрит на больное печалью человечество, как стоящий на горе на стоящего на равнине, как мудрый на глупого. 29 Серьёзный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу. 30 Серьёзностью достиг Магхаван первенства среди богов. Серьёзность хвалят, легкомыслие же всегда проклинается. 31 Бхикшу, находящий удовольствие в серьёзности или со страхом взирающий на легкомыслие, пролагает путь, как огонь, пожирающий узы, большие или малые. 32 Бхикшу, находящий удовольствие в серьёзности или со страхом взирающий на легкомыслие, неспособен к падению: ведь он близок к Нирване.

Ответов - 39

Шома: - В серьёзности они черпают радость. - - Когда мудрый серьёзностью прогонит легкомыслие, он, беспечальный, подымаясь на вершины мудрости, смотрит на больное печалью человечество, как стоящий на горе на стоящего на равнине... - Афоризм Шри Чинмоя из книги "Today" ("Сегодня"): Today On the strength of my sleepless inner cry, I shall awaken The divine smile within me And silence The undivine laughter within me. Сегодня Силой бессоного внутреннего зова Я разбужу внутри себя Божественную улыбку И усмирю внутри себя Небожественный смех.

Отец сына бога: Главу о серьезности придумали люди, не способные смеятся от души и радоваться жизни, зануды и брюзги....

Ерика: Ну, не знаю. Я люблю смотреть на серьезных людей. Они такие смешные. А может, тут не совсем верно переведено слово "серьезность"? Может, что-то другое имеется в виду?


Еше Нинбо: Today On the strength of my sleepless inner cry, I shall awaken The divine smile within me And silence The undivine laughter within me. Сегодня Силой бессоного внутреннего зова Я разбужу внутри себя Божественную улыбку И усмирю внутри себя Небожественный смех.

Аркаим: Ерика! Точно подметила, без серьезных людей скучно было бы жить. Так смешно наблюдать, как они "пыжаться" со своей серьезностью....

СашАр: Да мы сами то, сами. Серъезность нужна, нужна по отношению к своим недостаткам, а несесеръзность тоже, тоже по отношению к недостаткам других.

Actor: Мне основная идея этого текста очень даже понравилась! Согласен с Ерикой, что слово серьёзность возможно перевели неточно. Я чувствую, что здесь имеется ввиду духовная бдительность или сознательность. А легкомыслие (или бессознательность) очень опасная и вредная штука.

шуньятыч: Да, название главы "...о серьёзности" и последующий текст переведен В.Н.Топоровым несколько упрощенно. Более точно с пали "Appamādavagga" переводится как "бдительный, внимательный, старательный". Поэтому во многих англоязычных переводах "Appamādavagga" переводится как «Heedfulness» - «Внимательность». А господин До Мья Тин (Бирманская Ассоциация Питаки) перевел это слово на английский, как «mindfulness», что в русском языке соответствует слову «осознанность» или «осознающий» в контексте данного текста."Глава об осознанности", я думаю, было бы лучше. Слово же «серьёзность», как мне кажется, здесь не совсем уместно, т.к. не передает глубины данного понятия, более того даже кажется (не смотря на всю его серьёзность) несколько смешным.

Ерика: Спасибо, ребятки. Теперь все встало на свои места. Сплясать, что ли, от радости?

Аркаим:

Еше Нинбо:

Anadi: Комментарии Матери (Мирра Алфасса) к Дхаммападе. Январь 1958г. Глава II «О Бдительности». (Текст Дхаммапады в переводе А. Климова.) Бдительность – имя пути, что к бессмертию или к Нирване ведет. Путь, что приводит нас к смерти, зовется беспечность. Бдительный смерти не знает. Тот, кто беспечен, давно уже мертв. Бдительность означает пребывание в пробужденном состоянии, собранность, готовность к действию, зоркость, искренность – способность дать отпор. Если вы делаете садхану, то вы постоянно стоите перед выбором: сделать ли решительный шаг к цели или не спешить, а то и вообще пойти на попятную: «Как-нибудь попозже, не сейчас», в общем – задержаться в пути. Бдительность это не только противодействие всему, что влечет вниз, но и умение не пропустить ни малейшей возможности продвинуться вперед, преодолеть какую-то слабость, оказать сопротивление соблазну, научиться чему либо, что-то в себе исправить, чем-то овладеть… Если человек - внимателен, то во всяком жизненном обстоятельстве, всяком действии, движении он находит возможность приблизиться к цели. Существует два вида бдительности: пассивная и активная. Одна помогает увидеть ошибку, предупредить о неверном выборе или слабости, о соблазне, другая, активная, которая состоит в постоянных поисках возможностей для движения вперед, возможностей использывать всякое обстоятельство для ускорения этого движения. Есть большая разница между тем, чтобы удержаться от падения и быстрым продвижением вперед. И то, и другое совершенно необходимы. Невнимательный уже мертв. Он утерял подлинный смысл существования, жизни. Для него время, течение событий, жизнь проходят мимо, ничего не принося с собой, и пробуждается он от своей дремы в такой яме, из которой выбраться очень трудно. 17 января 1958г.Ашрам Шри Ауробиндо.

Еше Нинбо: Даодэцзин Глава 15 "Тот, кто был искусным воином в древности, являлся волшебником, постигшим сокровенное. Он был настолько глубок, что его не возможно было узнать. Поскольку его невозможно узнать, поэтому насильно постараюсь его описать. Осторожный, как будто ступает зимой по льду. Бдительный, как будто боится окружающих его соседей. Серьёзный как гость. Ладящий, как будто таящий лёд. Искренний как простой человек. Широкий как долина. Смешанный подобно мути. Кто может, находясь в смятении, успокоиться и постепенно прийти к покою и незамутнённости? Кто может, долго находясь в покое, постепенно прийти к жизни? Тот, кто хранит это Дао не желает быть наполненным. Поскольку он не желает быть наполненным, поэтому он может оставаться старым и не становиться новым". Серьёзность=бдительность. Тот, кто несерьёзен, тот расслаблен и не может быть бдительным.

Ерика: Я как-то читала замечательную книжку: «В поисках чудесного». Имени автора не помню, а фамилия Успенский. Он и его жена были учениками г-на Гурджиева, человека в высшей степени экстравагантного и непредсказуемого. Мутузил он своих учеников будь здоров, но не о том сейчас речь. Он дал ученикам задание проснуться и походить в таком состоянии сколько возможно. Автор рассказал, как отправился в город по делам и словил-таки нужное состояние, но что интересно! – он увидел, как спят люди, идущие ему навстречу. Так, как если бы он попал в город мертвецов (ой, как страшно…) Ну, то есть про город мертвецов это мое выражение, не его. А он говорил: смотрю, идет человек – и спит! Так он двигался часа 2-3 в полной осознанности, делал всякие дела, пока вдруг… не уснул!.. И проснулся уже дома; а как закончил дела, как пришел домой – не помнит, хоть убей! Меня очень трогают такие рассказы, поведанные простыми людьми, в них тоже есть своя красота и величие, - хотя и против священных текстов я ничего не имею. А г-н Гурджиев ничего нового, конечно, не открыл. Но он обладал харизмой; я это почуяла, только глянув на его фотографии да почитав рассказы знающих его людей. А ученикам что надо? чтобы пнули их хорошенько. А делать это Гурджиев умел как никто другой - красиво, вдохновенно, с драйвом…

Светлана: Ну, вот, начали "за здравие", а закончили сомнамбулизмом Лучше я соглашусь с тем, что "Серьёзность=бдительность. Тот, кто несерьёзен, тот расслаблен и не может быть бдительным." А в составляющей серьёзности присутствует юмор?

Ерика: Светлана пишет: Ну, вот, начали "за здравие", а закончили сомнамбулизмом Вот те на! А я так веселилась, когда писала...

Светлана:

Еше Нинбо: Мастера дзэн всегда славились своим тонким юмором, но не чёрным

Ерика: Дхаммапада пишет: Путь, что приводит нас к смерти, зовется беспечность. Бдительный смерти не знает. Тот, кто беспечен, давно уже мертв. Где тут черный юмор? Я как это прочитала, вспомнила Успенского. Как он проснулся и уснул, а потом снова проснулся, дома. Вот и весь черный юмор.

Sarbola: Спасибо, Ерика! Это состояние полной осознанности напоминает, как сказала Мать Мирра Альфасса, безбрежный океан, по сравнению с барахтаньем возле бортика в бассейне, на которое похоже обычное состояние думания о чем-нибудь. Вот и сейчас начинаю присутствовать здесь и сейчас - и дух захватывает от простора... Не каждый сможет постоянно в этом пребывать...

Ханай: Скажу честно, тоже давно хочу от всего этого сплясать... и наконец подходящий случай - такой вот военный танец!

Ерика: А, Хачатурян! «Танец с саблями»! Плясывали, знаем. Но главный плясун здесь, конечно, Ханай. Плясун и заводила. …Одно из самых чудесных переживаний – видеть, как дивные эти священные тексты прорастают здесь, на Земле. Робкими попытками, радостными озарениями. Когда это происходит, мир обретает полноту. Без нас, лохматых сорванцов, все эти высокие истины не имели бы силы (Боже, меня Еше Нинбо за это убьет!). Есть одно хорошее лекарство от сна. Ну, это мой рецепт, могу поделиться. Это началось со снов, в которых просыпаешься. Самое главное – запомнить это ощущение. Оно яркое, такое ни с чем не спутаешь. И в один прекрасный момент воспроизвести его не во сне, а наяву. Вот я сейчас сижу за компьютером… ага, получилось! Но вот незадача. В снах, когда это происходит, я тут же расслабляюсь – и меня несет наверх, как пылинку, поднятую ветром. А здесь… не получается...

Anadi: XIX. О ПРАВЕДНОМ. Не соблюдением правил морали и обетов, Не широкими познаниями, Не медитативной практикой, Не уединенностью жизни, Не особым размышлением Достигается подлинное блаженство – Оно достигается освобождением от всех желаний. Мать: …Но, говоря по правде, такой путь мне представляется крайне негативным. Если взять проблему всю сразу целиком… просто отдать себя - безусловно и полностью, отдать себя Высшей Реальности, Высшей Воле, Высшему Существу, полностью довериться Ему, со всем жаром и самозабвением устремившись к Нему всем своим существом и каждой его частицей… На этом пути человеку дано почувствовать и жар души, и воодушевление, и свет, и красоту и созидательный огонь жизни… Одно то, что уже не нужно думать о себе, жить для себя, заботиться о себе, когда все мысли заняты тем, что гораздо более прекрасно, исполнено света, радости, силы, сострадания, необъятности, одно это наполняет вас таким глубоким счастьем, что сравниться с этим не может ничто!!

Ерика: А может, одно другому не мешает? Чтобы сосуд смог принять в себя эту Высшую Реальность, его надо опустошить? И тогда, представляется мне, и Дхаммапада, и Мать - они части одного целого.

Шома: Очень классно это все про осознанность и бдительность, супер! Но все-таки про серьезность: мне кажется, чувство юмора и серьезность не взаимоисключающие качества, и серьезность - это способность ощущения уместности юмора, серьезность также для меня имеет много общего с одухотворенностью, вполне можно одухотворенно шутить, при этом не понижая сознание (свое и окружающих) и никого не обижая, но не каждому это удается, даже редко кому, я бы сказала. И поэтому, опять-таки по моему субъективному мнению, лучше перегнуть палку в сторону серьезности, чем в сторону веселья (что совсем не то же самое, что радость). Извините за запутанные рассуждения.

Шуньятыч: Человек становится серьезен в тот момент, когда разделяет Божественное и себя. Другое имя серьезности – озабоченность. Человек становится озабоченным, когда чувствует, что всё в его руках, а не в руках Бога. Тут же приходит страх, это друг серьёзности. Чаще всего серьезность появляется, когда человек чего-либо боится. Боится выглядеть глупым или боится провалить какое-нибудь дело и еще тысячи всяких страхов, начиная от самых мелких и вплоть до страха смерти. Если же есть доверие к Божественному, а тем более осознонное единство с Ним, совсем не обязательно становиться серьёзным, потому что бояться-то в общем-то и нечего, достаточно быть внимательным и восприимчивым - и «любое дело пойдет весело и споро». "Противоположность серьезности – безмятежность. Серьёзность - это состояние обусловленного проблемами ума, безмятежность - это качество непосредственно воспринимающего Бога сердца." А теперь небольшая история: «Умирал один учитель дзэн, Линь-цзи. Тысячи его учеников собрались, чтобы выслушать его последнюю проповедь, но Линь-цзи просто лежал себе — радостный, улыбающийся — и не произносил ни единого слова. Видя, что он собирается умереть, так ничего и не сказав, кто-то напомнил ему… какой-то старый друг, сам по себе тоже учитель… Он не был учеником Линь-цзи. Именно поэтому он мог сказать ему: «Линь-цзи, ты что, забыл, что ты должен сказать свое последнее слово? Я всегда говорил, что у тебя память не в порядке. Ты что, забыл, что ты умираешь?» Линь-цзи сказал: «Прислушайтесь…» А по крыше с верещанием бегали две белки. Он сказал: «Как прекрасно!» – и умер. На мгновение, когда он сказал: «Прислушайтесь…», воцарилась абсолютная тишина. Все думали, что он скажет нечто значительное… но только две белки ссорились на крыше, бегали и верещали… А он улыбнулся и умер.» Всё это лишь моё личное мнение, не относитесь к нему серьёзно

Еше Нинбо: "Господи, помилуй мя грешнаго" (Суть православия в этой молитве). Вот верх серьёзности. Совесть и веселье несовместимы. Постоянное осознание своих ошибок и грехов, делает чутким совесть человека. А если он всё время радуется, он не сможет это увидеть. Но иногда посмеяться всё же можно, снять стресс.

Sarbola: Кажется, излишняя серьезность, озабоченность, и создает стрессы... Если ты ошибся, это не значит, что на радости надо ставить крест. Нужно просто сделать выводы...

Anadi: Стресс от осознания собственной грешности? Да уж! Да, смех без доброжелательства и любви превращается в сарказм и насмешку. А некого рода «несерьезность», допускаемая в ментале, смеха ради устраивает логику шиворот-навыворот, умея обосновать и доказать все, что угодно и если человек поддается этому влиянию, он становиться искренним демагогом и лицемером, с которым практически невозможно нормально разговаривать, поскольку он увлекает собеседника в ментальные пространства без правил и законов, где все возможно и все обоснованно, вот только обоснования почему-то не имеют никакой силы. И это путь к тотальному лишению совести, чувства долга и каких-либо устойчивых нравственных ориентиров – окончательному нигилизму и неверию.

Sarbola: Конечно, у каждого своя дорога, и то, что одним помогает в пути, другим только мешает. По поводу "несерьезности в ментале" хочу сказать: не стоит воспринимать всерьез то, что приходит в голову (если принимать ту точку зрения, что все, что происходит в аквариуме человеческого ума, мало общего имеет с реальностью)... А еще про юмор в целом: один очень необыкновенный человек сказал мне как-то: "Я понял одну вещь: единственный путь принять себя полностью - это воспринимать себя с юмором"...

Sarbola: Anadi, не совсем поняла твою точку зрения. Конечно, важно осознавать свои ошибки. Но впадать в крайности и концентрироваться на своей "грешности", по-моему, не стоит, ведь то, на что ты направляешь свое внимание, увеличивается. Кроме того, эта позиция исключает возможность того, что человек - дитя Бога и Его подобие.

Еше Нинбо: Не стоит забывать о том, что смех является терапевтическим средством. Он нужен человеку, чтобы выстоять, не отчаяться в этом мире. Чем опасно слишком серьезное отношение к вещам? Тем, что на ваших глазах могут оказаться серые очки. Сквозь них мир предстает безрадостным, бесперспективным, а потому безнадежным. В этих случаях смех жизненно необходим. О том, какое место занимает смех в жизни людей, рассуждает Панталоне - один из персонажей сказки "Любовь к трем апельсинам": Ну можно ли представить мир без шуток?! Да он без шуток был бы просто жуток!.. Когда на сердце холод, страх и тьма, Лишь юмор не дает сойти с ума!.. Судьба играет с нами в "чёт" и "нечет", Уныние казнит, а юмор лечит. Хвала шутам, что вовремя смогли Нас удержать от яда и петли!..

Ерика: "Калессин (это дракон!) обернулся и искоса глянул на них; в узких глазах его плескался древний смех". Это из книжки "Волшебник Земноморья". Все не угомонюсь я с этой книжкой, но раз нравится она мне!.. Там драконы когда на людей поглядывают, то почти всегда смеются.

Sarbola: А еще говорят о том, что у Бога отличное чувство юмора, ведь иначе он не создал бы человека

Anadi: Sarbola, это не была «точка зрения». Это был вопрос-шутка к Еше Нинбо, к его высказыванию. Осознал свою грешность и пошел снимать стресс? Просто мне это показалось смешным – это почти анекдот получился. И ведь все по-разному снимают! Милые люди-человеки.

Anadi: Да, природа ума - ментала ограниченна. Но это просто инструмент и младший член во внутренней семье человека – тело, витал, сердце и целый набор других более тонких тел. Если его, как любого ребенка, не любить, не обращать на него внимания, не воспитывать, не контролировать, не давать возможности расширяться и проявляться, не настраивать в унисон с высшим, а только обзывать и подавлять – он совсем не будет развиваться и им невозможно будет воспользоваться в жизни, как чистым и сильным инструментом для проявления сознания. Одна из основ внутренней работы искателя – очищать мысли, настраивать, наблюдать, различать – осознавать. Например в буддизме практика Бодхичитты – это практика правильной мысли. Здесь на форуме люди деляться своим опытом, посредством слов и мыслей, но разве пространство форума становиться от этого ограниченным аквариумом?

Anadi: Конечно, это верно, что не нужно циклиться на своих ошибках. Ведь мы растем и учимся, подобно детям - только двигаясь. А оставаться в бездействии, боясь ошибиться или боясь осознать что-то в себе неприглядное - далеко не уйдешь. Двигаемся, осознавая себя всякого. Давая себе пространство быть и действовать пусть и не совершенным образом, по доброму смеясь над собой, принимать и исправлять свои ошибки – идти дальше, получая уроки, познавать себя. Но без осознания и принятия своих ошибок, работы над ними – спуская все с рук, это может превратиться в бесконечное самопотакание собственному эго. Когда и через другого переступить, ерничая уже становиться просто. Тонкая грань и предел - где уже нельзя, а где еще можно быть «несерьезным» и косить под дурочка. Вот - подошли таки в плотную к вопросу совести и внутреннего долга – как поступать хорошо и мудро - и так называемому духовному отношению к жизни, когда общественная мораль становиться преградой на Пути. Об этом в Дхаммападе тоже есть: XIX. О ПРАВЕДНОМ. Не станет мудрецом молчальник, будь он невежда и глупец; но кто способен, взвесив на весах и зло и благо, свой сделать выбор, того мы мудрым назовем. Хоть предписания ты соблюдаешь и обеты, и знания большие получил, и время посвящаешь самоуглубленью, и жизнь уединенную ведешь, и думаешь: «Я смог постичь блаженства и свободы, недоступных в этом мире», ты все же недостоин Бхикху называться. Так будьте бдительны, о Бхикху, пока последнее желанье не угаснет в вас. Это тот самый стих, который я привела выше в интерпретации Матери. И стоить уточнить ее высказывания более подробно. (Вот разошлась я, да? Но не могу остановиться – люблю Дхаммападу, извините).

Sarbola: Я тут выложила в Чайном клубе текст. Там, начиная с 18 пункта, интересный взгляд на истину и ложь. Anadi, посмотри

Anadi: Ок. Посмотрю. Из-за глюков в компе - обещанные уточнения выложились не сразу. Вернее больше люблю читать именно прекрасные, свежие, точные и свободные йогические комментарии Матери к ней. И, думаю, в главе «Лекции» небольшая статья Матери будет уместна. «Мать: Мы остановимся на этом последнем стихе (О ПРАВЕДНОМ). Он заслуживает внимания. Не соблюдением правил морали и обетов, не широкими познаниями, не медитативной практикой, не уединенностью жизни, не особым размышлением достигается подлинное блаженство – оно достигается освобождением от всех желаний. Избавиться от желаний - дело, конечно, нелегкое, порой на это уходит целая жизнь. Но, говоря по правде, такой путь представляется мне крайне негативным, хотя на определенной стадии развития подобная практика очень полезна и даже необходима тому, кто хочет освободиться от самообмана. Ибо поначалу вы стремитесь освободиться от сильных желаний, желаний для вас явных, тех, которые до такой степени одолевают вас, что у вас даже нет ни малейших иллюзий на их счет; затем наступает черед более тонких желаний, которые выступают под видом долга, необходимости, порой даже настоятельной внутренней потребности, и требуется время и немалая искренность, чтобы вскрыть и преодолеть их; и вот, наконец, когда, кажется, уже покончено с этими гадкими желаниями и на физическом плане – во внешнем окружающем плане, и на витальном – в мире чувств и эмоций, и на ментальном плане – в мире идей и мыслей, вы вдруг снова сталкиваетесь с ними уже на духовном уровне, и здесь они значительно более опасны и изощрены, наделены большей проникающей силой, значительно более недоступны для взора и ко всему прочему выступают в ореоле такой святости, что их и желаниями-то не осмелишься назвать. И когда удается справиться с желаниями – обнаружить их, вытащить на свет божий и освободиться от них, то выполнена всего лишь негативная часть работы. Будда говорил, или считается, что говорил, что, освободившись от всякого желания, человек достигает бесконечного блаженства. Быть может, это и блаженство, но слишком уж безжизненное, и уж, во всяком случае, предлагаемый путь – не самый короткий, на мой взгляд. Если взять проблему сразу всю целиком, если со всем мужеством и решимостью приступить к ее разрешению, а не устраивать долгую, трудную, утомительную, неблагодарную охоту за желаниями, просто отдать себя безусловно и полностью, отдать себя Высшей Реальности, Высшей Воли, Высшему Существу, полностью довериться Ему, со всем жаром и самозабвением устремившись к Нему всем своим существом и каждой его частицей, то это будет самый быстрый и самый радикальный способ избавиться от своего эго. Скажут, что это трудно выполнимо, но здесь, по крайней мере, есть горение; на этом пути человеку дано почувствовать и жар души, и воодушевление и свет, и красоту, и созидательный огонь жизни. Верно также и то, что с уничтожением желаний в человеке остается не так много, на чем могло бы держаться его эго, и у него возникает впечатление, что сознание стало до такой степени сухим и безжизненным, что, когда его эго окончательно исчезает, в какой-то мере исчезает он сам, и тогда он совершенно готов уйти в Нирвану, что в данном случае равносильно просто уходу в ничто и никуда. Но для нас Нирвана – это растворение своего эго в сиянии славы Всевышнего. Именно такой путь я называю позитивным, когда человек отдает себя Божественному целиком и полностью, без оговорок, без остатка. Одно то. что уже не нужно думать о себе, жить для себя, заботиться о себе, когда все мысли заняты тем, что гораздо более прекрасно, исполнено света, радости, силы, сострадания, необъятности, одно это наполняет вас таким глубоким счастьем, что сравниться с этим не может ничто. Это единственное стоящее…, что достойно стремлений и усилий. Все остальное – просто топтание на месте. Есть разница в том, как подняться на гору: карабкаться по склону в обход, медленно, тяжело, отмеряя шаг за шагом, карабкаться веками или раскрыть невидимые крылья и полететь прямо к вершине". 20 июня 1958г. Ашрам Шри Ауробиндо.



полная версия страницы