Форум » Великие Учителя » Дуньхуанская рукопись Алтарной сутры Шестого Патриарха » Ответить

Дуньхуанская рукопись Алтарной сутры Шестого Патриарха

everything: Алтарная сутра Шестого Патриарха кроме общеизвестного монастырского варианта, отредактированного в династию Мин мастером Ханьшань Дэцином, и который хранится в монастыре Шестого Патриарха Наньхуасы, также имеет второй вариант без глав, более краткий, который обнаружили в начале 20 века в Дуньхуанских пещерах. Дуньхуанский вариант Алтарной сутры был переведён Н.В. Абаевым: http://daolao.ru/Huineng/sutra_pomosta_abaev.htm Дуньхуанский вариант в оригинале на китайском в Трипитаке Taisho Tripitaka Vol. 48, No. 2007: http://www.cbeta.org/result/normal/T48/2007_001.htm Я обнаружил неточности и пропуски в переводе Н.Абаева, поэтому решил сделать новый перевод. Полное название сутры: "Махапраджняпарамита сутра самой высшей Махаяны мгновенного учения южной школы. Алтарная сутра Дхармы в одном свитке, дарованной Шестым Патриархом Хуэйнэном в монастыре Дафань округа Шаочжоу с передачей бесформенных (внезнаковых) обетов". Записана учеником Фахаем, распространяющим Дхарму Великий Учитель Шестой Патриарх поднялся на высокий трон в лекционном зале монастыря Брахмы для проповеди Дхармы Махапраджняпарамиты и передачи бесформенных (внезнаковых) обетов. В это время в зале собрались буддийские монахи и монахини, даосы, миряне всего около 10 тысяч человек. Также присутствовали глава округа Шаочжоу Вэй Цзюй и около 30 чиновников правительства и конфуцианских учёных. Все присутствующие попросили Патриарха рассказать Дхарму Махапраджняпарамиты. Глава округа попросил близкого ученика Патриарха досточтимого Фахая записывать проповеди Патриарха, чтобы передавать их из поколения в поколение. Эта Алтарная сутра была рассказана и записана для передачи изучающим Путь основных принципов линии учения в качестве основы традиции. Великий Учитель Хуэйнэн сказал: «Наставники! С чистым сердцем произнесите Дхарма Махапраджняпарамита". Затем великий Учитель погрузился в молчание, успокаивая своё сознание. Спустя некоторое время он произнёс: «Наставники! Послушайте в тишине мой рассказ. Мой добрый отец был родом из Фаньяна и служил чиновником. Затем его сослали на юг в Синьчжоу как простолюдина. Я был ещё маленький, когда мой отец покинул этот мир. Моя матушка жила одна и мы переехали в Наньхай. Мы жили в бедности. Я занимался продажей дров на рынке. Однажды, один покупатель стал у меня покупать дрова и попросил их доставить к нему в резиденцию. Клиент получил дрова, а я плату. Когда же я выходил, я услышал, как кто-то читает вслух текст Алмазной сутры. Как только я услышал текст сутры, моё сознание просветлилось, и я обрел прозрение. Тогда я спросил этого человека: «Откуда Вы пришли и где Вы взяли эту сутру?» Этот человек ответил: «Я был на горе Фэнму к востоку от уезда Хуанмэй округа Цичжоу, где пал в ноги пятому патриарху Хунжэню. У него там сейчас более тысячи учеников. Там я услышал, как патриарх Хунжэнь наставляет монахов и мирян к чтению Алмазной сутры, посредством чего можно увидеть Сущность, постичь (рождение и смерть) и стать Буддой». То, что я услышал это, говорит о том, что у меня была к этому кармическая связь, идущая из прошлых жизней. Я сразу же покинул родных и отправился в Хуанмэй на гору Фэнму, чтобы пасть в ноги пятому патриарху Хунжэню (имя переводится как «Проповедующий терпение»). Хэшан (буддийский монах, учитель) Хунжэнь спросил меня: « Из каких Вы краёв пришли ко мне на поклон? Что Вы хотите от меня?» Я ответил: «Ученик из Линнани, простолюдин округа Синчжоу. Я пришёл на поклон к Вам только по одной причине – хочу стать Буддой». Мастер Хунжэнь тогда стал укорять меня: «Вы из Линнани, варвар-южанин. Как Вы сможете стать Буддой!» Я ответил: «Хоть люди и бывают с Юга или с Севера, но их сущность (природа) Будды не разделяется на южную или северную. Моё тело южанина отличается от Вашего, но нет различий в нашей природе Будды». Мастер Хунжэнь хотел продолжить беседу, но, увидев, что вокруг много учеников, он не стал продолжать разговор, а послал меня на хозяйственные работы. Один трудник велел мне обрушивать рис и этим я занимался 8 с лишним месяцев. В один из дней пятый патриарх созвал всех своих учеников. Ученики стали записывать. Пятый патриарх сказал: «Я говорю Вам, что дело рождения и смерти является самым важным. Вы целыми днями делаете подношения и стремитесь только к ниве счастья, но не стремитесь выйти из горького моря рождения и смерти сансары. Вы не прозрели свою Сущность (Самоприроду) и какой толк в стремлении к счастью? Сейчас все возвращайтесь в свои кельи и сконцентрируйтесь внутри себя. Тот, кто имеет мудрость, должен воспользоваться знаниями праджни своей изначальной Сущности и передать мне гатху. Если я увижу в вашей гатхе понимание главного смысла (Дхармы), то я передам вам рясу и Дхарму как патриархам в шестом поколении. Срочно займитесь написанием гатхи!» Ученики, получив эти указания, вернулись в свои кельи и стали говорить друг другу: «Нам не нужно стараться в написании гатхи и передавать её патриарху, поскольку Мастер Шэньсю является наши преподавателем и если он получит Дхарму, мы просто будем у него учиться. Не надо сочинять гатху». Все ученики расслабились, и никто не осмеливался написать гатху. Перед кельей настоятеля находилась трёхкомнатная галерея, в которой производились подношения. Её стены решили расписать рисунками, рассказывающими о сюжетах Ланкаватара-сутры и о передаче рясы и Дхармы пяти патриархов для напоминания будущим поколениям. Художник Лучжэнь осмотрел стены галереи и решил на следующий день начать делать роспись. Помощник настоятеля Шэньсю так думал в это время: «Никто из учеников не станет сочинять сердечную гатху для передачи её патриарху, поскольку я являюсь их наставником. Если же я не передам сердечную гатху патриарху, то как узнает пятый патриарх глубину моего постижения? Если я передам сердечную гатху пятому патриарху, чтобы выразить свои мысли, то это будет добродетельно. Если же я буду добиваться этим получения Дхармы и поста патриарха, это будет недобродетельно, и будет означать, что я с мирским умом пытаюсь захватить его пост патриарха. Если же я не передам ему гатху, то в своей практике я никогда не смогу получить Дхарму». Так он думал очень долгое время, сокрушаясь: «Как же трудно! Как же трудно!» В третью стражу ночи, он втайне написал гатху на стене южной галереи с намерением получить Дхарму и рясу патриарха, думая так: «Если патриарх увидит эту гатху, оценит её и спросит, я ли её написал, то я признаюсь, что это сделал я. Если же он посчитает её негодной, то это будет означать, что я не подхожу для получения Дхармы из-за моих заблуждений и сильных кармических препятствий. Трудно предугадать решение святого, поэтому нет смысла об этом думать». Так наставник Шэньсю в третью стражу ночи, при свете светильника, написал на стене южной галереи следующую гатху: Тело – это дерево Бодхи, А сознание подобно подставке ясного зеркала. Всё время старайся протирать их, Чтобы на них не оседала пыль. Написав гатху, Шэньсю вернулся в свою келью, и никто не заметил его. Рано утром пятый патриарх позвал художника Лучжэня в южную галерею рисовать сюжеты из Ланкаватара сутры. Вдруг пятый патриарх увидел гатху и, прочитав её, сказал художнику: «Я даю Вам 30 тысяч. Извините, что заставил Вас приехать издалёка. Уже не надо рисовать сюжеты. В Алмазной сутре говорится: «Все явления иллюзорны». Пусть эта гатха останется, чтобы омрачённые люди могли её читать. Если они будут на основе её практиковать, то они не попадут в порочные пути. Если на её основе практиковаться, от этого будет великая польза!» Затем патриарх позвал всех своих учеников, велел им возжечь благовония перед гатхой. Видя это, все преисполнились большого уважения к гатхе. Пятый патриарх сказал: «Если все из Вас будут рецитировать эту гатху, то вы сможете увидеть свою Природу (Сущность). Если на основе её практиковать, то не попадёте на порочные пути». Все ученики стали декламировать гатху и преисполнились к ней уважением. Они все восклицали: «Как она прекрасна!» Пятый патриарх позвал наставника Шэньсю в свои покои и спросил его: «Ты написал гатху? Если это сделал ты, то должен получить от меня Дхарму». Наставник Шэньсю ответил: «Виноват. Действительно её написал я. Я не осмеливаюсь просить (о Дхарме), только желаю, чтобы Ваше Святейшество из сострадания сказали мне, имеет ли Ваш ученик немного мудрости и видит ли он главный смысл Учения». Пятый патриарх сказал ему на это: «Твоя гатха показывает, что уровень твоего понимания находится ещё на пороге школы. Но ты ещё не вошёл внутрь. Если простой человек будет практиковаться на основе этой гатхи, то он избежит падения. Но если искать высшее прозрение с таким пониманием, то его не достичь. Чтобы войти внутрь этого учения, нужно увидеть свою изначальную Сущность (Природу). Иди пока подумай день-два и составь мне новую гатху. Если твоя гатха покажет, что ты вошёл в двери учения и увидел свою изначальную Сущность, то я должен буду передать тебе патриаршескую рясу и Дхарму». Наставник Шэньсю удалился и думал над гатхой несколько дней, но не смог её составить заново. Один мальчик проходил мимо молотильни, воспевая эту гатху. Услышав гатху, я сразу понял, что её составитель не видит Сущность (Природу). Я уже понимал великий смысл. Я спросил этого мальчика: «Что за гатху ты воспеваешь?» Мальчик ответил: «Разве ты не знаешь, что великий учитель Пятый патриарх сказал: «Дело рождения и смерти – главное. Я хочу передать Дхарму и рясу, поэтому прошу моих учеников составить мне гатху. Тот, кто понимает великий смысл, тому будут переданы ряса и Дхарма и он станет Шестым патриархом». Наставник Шэньсю написал на стене южной галереи бесформенную гатху. Пятый патриарх велел всем ученикам её рецитировать. Тот, кто поймёт смысл этой гатхи, тот увидит Самосущность. Кто будет практиковать на её основе, выйдет из Сансары». Я тогда ответил мальчику: «Я здесь обрушиваю рис уже больше 8 месяцев, но ещё ни разу не был в покоях настоятеля. Прошу тебя проведи меня в южную галерею, чтобы я мог совершить поклонение этой гатхе. Я также хочу её рецитировать, чтобы зародить кармическую связь и достигнуть в будущем земель Будды». Мальчик проводил меня в южную галерею и я совершил поклонение гатхе. Поскольку я безграмотный, поэтому я попросил прочитать её для меня. Услышав гатху, я сразу понял её великий смысл. Я также решил написать свою гатху и попросил записать её для меня на западной стене галереи. Я сказал: «Гатха передаётся из своего сознания. Если не познаёшь собственное сознание, нет пользы в изучении Дхармы. Главный смысл моей гатхи в познании сознания и видении Сущности (Природы Будды)». Моя гатха читалась: У Бодхи изначально нет дерева, А у ясного зеркала нет подставки. Природа Будды всегда чиста, И где на ней может быть пыль? Вторая моя гатха читалась: Сознание – это дерево Бодхи, А тело подобно подставке светлого зеркала. Светлое зеркало изначально чисто, И где может на нём осесть пыль? Ученики, присутствовавшие при этом, были все удивлены моими гатхами, я же удалился в молотильню. Продолжение следует.

Ответов - 0



полная версия страницы